Со служебного входа

 Главный режиссёр театра «Глобус» показал, что происходит за кулисами  11.02.2013, 08:15
подходящие темы
Со служебного входа
Фотографии Романа Брыгина

К служебному входу новосибирского театра «Глобус» ведёт высокий пандус. Возможно, архитектор намекал, что восхождение артиста к славе — путь крутой и трудный. О том, какой смысл вкладывают сами артисты в этот подъём и как устроено «совершенно отдельное государство «Глобус», корреспонденту Сиб.фм рассказал главный режиссёр театра Алексей Крикливый.

— Одна актриса здесь на крыльце крестится, кланяется и только потом заходит в театр. Это место важное, — главный режиссёр встречает нас у вахты и начинает экскурсию, показывая на часы на входе. — Они почему-то иногда спешат и вызывают панику. Но когда я оказываюсь в кабинете и вижу, что у меня есть пять минут на разгон, то отпускает.

А вот наши информационные стенды. Тут пресс-служба вывешивает распечатки статей о «Глобусе», тут с днём рождения поздравляют, вот и самый важный стенд — расписание. По бумажкам, которые здесь висят, живёт весь театр. Написано, какие спектакли идут, какой состав актёров, площадки для репетиций обозначены. Последний стенд — доска радостей и горестей с сообщениями о благодарностях и наказаниях. Сейчас, как видите, всех нас только хвалят.

«Глобус» — уникальный театр. Я понял это, когда пришёл сюда молодым режиссёром.

Совершенно отдельное государство. Здесь труппа готова воспринимать даже неожиданные вещи, а в туалетах всегда чисто.

Это передаётся из поколения в поколение. Внутренняя дисциплина очень важна — об этом ещё Станиславский писал.

Дальше — выставка наград театра. Самая престижная — «Золотая маска», но она хранится не здесь. А самая забавная, на мой взгляд, — штука, на которой выдавлен палец драматурга и режиссёра Николая Коляды. Он сам нам подарил. Там же гвоздь и гранёный стакан с фестиваля, на котором нас наградили за лучший актёрский ансамбль в спектакле «Мамочки». А вот ещё приятная награда — наши артисты обыграли актёров других новосибирских театров в волейбол.

А сейчас вы видите «актёрский» коридор. Здесь расположены гримёрки и некоторые цеха — к примеру, костюмерный. С виду всё скромненько, но это верхушка айсберга. За этой дверью подвалы, наполненные нарядами.

400 человек — штат театра «Глобус»

До первого звонка у нас есть минуты четыре. Мы сейчас зайдём за кулисы большой сцены, — режиссёр переходит на шёпот. — Здесь темно. Пока не закончится спектакль, будут гореть только синие фонари и световая дорожка на полу — она указывает путь на сцену. Сейчас я в уличной обуви, поэтому выйти туда не могу. К тому же всё уже готово к началу спектакля, и любое вмешательство может привести к неправильному ходу действа. Это не суеверие, это культура.

А вообще я очень люблю стоять на большой сцене — правда, в одном её месте. Когда был моложе, «энергетические» вещи отрицал. Но чем взрослее становлюсь, тем больше думаю о них, потому что в театре это действительно важно. Я знаю, что артист всегда встанет туда, где распределяется «рупор» его энергии. И всё наше общение с людьми, все наши «нравится» и «не нравится» — это обмен энергией.

От одних людей я просто чешусь, с ума схожу, а с другими не замечаю, как время летит.

Фигура в темноте — помощник режиссёра Елена Трубецкая, в её руках весь сегодняшний спектакль. Главные инструменты — часы, секундомер, устройство связи и монитор. В Новосибирске меньше 20 специалистов, которые умеют полностью координировать спектакли: приглашают артистов на выход, руководят переменами декораций и реквизита, дают сигналы по репликам.

А вот зашёл заслуженный артист Илья Паньков, проверил реквизит на столе — всё ли ему правильно положили. Хороший артист обязательно это делает.

Сцену я кому попало из режиссёров не даю. Те, кто работают — это отобранные люди. Для меня важно, чтобы этот человек соединился с театром необъяснимой энергией. Я очень рад, что мы совпали с Маратом Гацаловым, с Полиной Стружковой, которая «Чука и Гека» сделала. Когда я только сюда пришёл, я понимал, что здесь должна быть Нина Чусова, моя однокурсница. В результате она поставила у нас «Алые паруса», «Женитьбу», «Каштанку».

Чтобы пригласить режиссёра, мы и читаем, и смотрим, и ездим куда-то, и общаемся с этим человеком — только для того, чтобы принять решение о совместной работе. Цена вопроса очень высока — моя личная ответственность.

Я помню случаи, когда главные режиссёры приглашали своих однокурсников, друзей, тех, с кем когда-то выпивали. Очень удобно сказать: «Да, дружок, давай от запоя тебя спасу».

Зашить, помыть и пускай фигачит что-нибудь. Знаю театры, которые страдали от этого. Однажды я сказал себе: как бы мы хорошо ни дружили, я этим путём не пойду.

Интриги — одна из составляющих жизни коллектива творческих людей, у которых энергия бьёт ключом, есть амбиции и художественные, и человеческие. В большой театральной Москве, наверное, без этого невозможно. Сибирь — совершенно иное. Меня радует, что артисты Новосибирска приятельствуют, дружат между собой. Вражды точно нет. Зачем бороться друг с другом, если борьба не рождает что-то созидательное? Не хочется жизнь тратить на бессмысленные вещи.

У нас собралась группа человечески одарённых людей, с ними безумно интересно — а это, я уверен, дойдёт до зрителя. Мы сейчас выпустили спектакль «Девочки из календаря», премьера состоялась 7-8 февраля. Это сказочная, но совершенно реальная история. Начиналась она с того, что группа английских домохозяек, чтобы помочь подруге, муж которой умирает от рака, снимается для календаря. Им от 45 до 70 лет.

Этот календарь стал пользоваться бешеным успехом. Его несколько раз допечатывали, и на вырученные с продажи деньги больница смогла построить ещё один корпус.

История легла в основу фильма, который сняли в 2003 году, и поэтому на своей афише и рекламной продукции мы обязаны писать Miramax. Позднее пьеса шла на Бродвее и в Лондоне. И вот мы купили права и, что важно, по нашим условиям определённый процент от проката мы будем отчислять в международный фонд борьбы с онкологическими заболеваниями.

Давайте зайдём к девчонкам из реквизиторского цеха. Вы думаете, наверное, что они решили перекусить — укладывают нарезанные огурчики, яблочко и сыр на блюдо? Ан нет. Это реквизит к спектаклю «Любовь людей», который сегодня идёт на малой сцене. Еда настоящая. Вино? Красное — это вишнёвый или гранатовый сок, белое — виноградный, яблочный.

Важная точка — кабина осветителей. Вот ребята приготовились: компьютер, рация, шоколадка, безалкогольные напитки. Если прижаться лицом к стеклу, сверху виден зрительный зал. Это четвёртый этаж здания. Даже я точно не знаю, сколько в «Глобусе» этажей. Кажется, 11, включая подземные.

Одно из самых приятных мест в театре — служебный буфет. Я здесь завтракаю, обедаю и ужинаю.

Повара всё делают сами — пирожные, сдобу, пирожки. А какие банкеты к премьере готовят! Мало того что вкусные, они ещё потрясающей красоты.

Поднимемся в звуковую студию. Пятый этаж. Здесь делаются фонограммы, рекламные ролики, можно записать вокалистов и даже хор в малом составе. Открою секрет — все театральные и телевизионные ролики «Глобуса» говорят моим голосом. Здесь хранятся раритетные бобины с фонограммами спектаклей. Когда-то это была самая крутая студия в городе.

А сейчас я вам покажу то, что не видят артисты. Это вход в зрительный зал. Для актёров это самое таинственное и волнительное место во всём театре. Здесь у меня есть свой стул в седьмом или восьмом ряду, откуда я смотрю спектакли.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!