сегодня
22 ноября, 04:08
пробки
0/10
курсы валют
usd 100.6 | eur 106.0
78.81% 1.7
сегодня
22 ноября, 04:08
пробки
0/10
курсы валют
usd 100.6 | eur 106.0

Крепкое словцо

Иллюстрация Жени Хашимовой

Ввернуть крепкое словцо в России любят и простые граждане, и всем известные представители художественной литературы. Проще спросить: а кто здесь ни разу не матерился? Нецензурная лексика есть везде — от классических произведений литературы и кинематографа до комментариев к публикациям в интернет-СМИ и на улице. С 1 июля вступит в силу закон, который запретит употребление мата на телевидении, в кино, литературе, СМИ, в театре. Корреспондент Сиб.фм узнал у деятелей культуры и представителей журналистики Новосибирска, стоит ли бояться нового закона.

Сергей Самойленко, куратор Сибирского центра современного искусства (СЦСИ)

Думаю, что художникам, писателям и всем остальным нужно будет учиться использовать эзопов язык, находить другие лексические средства, которые не запрещены. В конце концов, в русском языке, помимо трёх-пяти пресловутых матерных слов, много других — не менее выразительных, хотя и не бранных.

Запрет автоматически повысит цену нецензурных слов, ведь если артист совсем не может обойтись без бранных выражений, значит, они очень значимы для него.

Меня больше смущает то, что наши законодатели озаботились именно матом в искусстве. При этом мало кто обращает внимание, что нецензурная лексика процветает в жизни. Сейчас из уст 15-летних девушек можно услышать такие ругательства, что никакому художнику и писателю не снились. А между тем в искусстве мат практически всегда оправдан. Художник использует нецензурную лексику как краску, характеристику персонажа или ситуации.

Не с тем боремся. В истории нашей литературы авторов, классиков, которые использовали нецензурную лексику, достаточно, начиная с Пушкина.

Конечно, в полном собрании сочинений её увидеть нельзя, там точки. И Солженицын, и Астафьев употребляли слово из трёх букв, меняя «х» на другую букву, и всё проходило в печать. Точки, замена букв, что угодно — возможностей много.

Я хочу сказать, что определяющее в искусстве — не наличие или отсутствие мата, а некоторые другие вещи. Ответственные художники употребляют мат только тогда, когда есть прямая необходимость, именно художественная.

Современное искусство ведь не сводится к мату и «дерьму». Тому есть огромное количество приличных примеров. И без мата произведение не станет менее глубоким, острым и интересным. Современное искусство ассоциируется именно с самыми провокативными авторами. Вспоминают «мост» арт-группы «Война», а ведь гениальная совершенно работа. Это дефекты общественного сознания и пропаганды. К тому же 99% современных художников обходятся без подобных вещей.

Фото Крепкое словцо 2
Активисты группы «Война» в 2010 году нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту в Санкт-Петербурге. За акцию они получили премию в области современного искусства «Инновация»

Если материшься бездарно, ничто тебя не спасёт, не возникнет никакого интереса, не станут смотреть, слушать, так что и смысла «запикивать» тоже не будет.

Вот в театре «Глобус» на спектакле «Торжество любви» артистка выходила в конце второго акта и громко говорила: «ЗАЕ...», — и закрывала рот. И дело не в том, что она не произносила слово до конца, могла и произнести, беда в другом — спектакль сам по себе плохой, его не спасали формальные ухищрения вроде: мы не договариваем, потому что нельзя.

А, например, взять фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Там 20-минутный монолог майора состоит на 50% из нецензурных слов — надо понимать, что «запикать» всё невозможно. Понимаете, любая передача на нашем телевидении — на НТВ или на «России» — порнография и пошлость. Официальная пропаганда развращает сильнее, чем любой мат.

Пускай закон вступает в силу, это ведь и хорошо, значит, останется островок в русском языке, до которого не дотянутся грязные руки пропагандонов наших.

Такие хорошие слова, как «отечество», «патриотизм», заляпаны настолько, что живого места не осталось, а употреблять их стало неприлично. То же с демократией и либерализмом.

Пускай мат останется недостижимым для государства. В конце концов, тогда любой честный человек будет знать, при помощи чего он сможет выразить свои самые сильные, честные, искренние и глубокие чувства — лучшего способа, вообще-то, в русском языке нет.

Если говорить об интернациональном значении русского мата, то все те народы, которые в ужасе шарахаются от России, её танков и новых имперских замашек, от русского мата не откажутся никогда. Есть надежда, что благодаря этому не всё потеряно. И, может, именно мат и будет нас связывать с прибалтами и украинцами, они же по-русски матерятся с большим удовольствием.

Думаю, запрет нецензурной лексики толкнёт художников к изобретению других слов, не менее выразительных. Знаете, у советских и российских художников способов бороться с государственным идиотизмом и цензурой столько, что их ничем не победишь.

Юрий Шатин, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и теории литературы Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ)

Полагаю, что классические произведения не станут вымарывать, ведь любой закон должен толковаться, корректироваться. Классика есть классика. Не думаю, что всё будет уж очень строго. Вообще, нужно не в литературе запрещать нецензурную лексику, а на улицах. Это гораздо продуктивнее.

Теоретически могут подвергнуться цензуре юношеские поэмы Михаила Лермонтова, единичные случаи есть у Алексея Толстого, да у всех есть что-то такое.

Убери в пьесе Михаила Угарова «Облом off» одно нецензурное слово, и пропадёт весь смысл произведения. Болезнь главного героя строится на анализе этого нецензурного выражения, которое ему по мозгам ударило. Если его изъять, будет непонятно, о чём речь.

И я не могу представить, что, например, всю пьесу возьмут и запретят, потому что в ней мат, но мат, без которого нельзя. А когда через каждое слово идёт нецензурная лексика, то мне просто скучно делается. Думаю, главная цель всего этого законотворчества — чтобы в публичном пространстве не выражались.

Художественная литература вряд ли будет подвергаться цензуре, а нехудожественную не очень-то и жалко.

Алексей Кожемякин, кинокритик, член Союза кинематографистов РФ

Вопрос об использовании нецензурной лексики в кинематографе обсуждался ещё в 80-е годы, когда вышла картина «Астенический синдром» Киры Муратовой, в которой впервые с экрана и прозвучала нецензурная лексика. И уже тогда было понятно, что если мат художественно оправдан и является выразительным средством в сцене конкретного фильма, не предназначенного для массового просмотра, то ему там и место — из песни слов не выкинешь.

Не думаю, что запрет на мат коснётся высокохудожественного, документального кино, артхаусного кинематографа.

Нецензурная лексика — это часть нашей жизни, а кинематограф её отображает, если мы хотим подмены понятий, то мы её получим в конечном итоге.

Мат — неотъемлемая часть русского языка, важная составляющая русской словесности, «запикивать» его — стыдливая манера прикрываться фиговым листочком.

Сейчас сформулировать претензии к нецензурной лексике в массовом кинематографе нельзя в принципе, потому что её мы там и не слышим. Нецензурная лексика никогда не использовалась, только в переводах Дмитрия Пучкова (Гоблина), но такие картины идут с соответствующим ограничением по возрасту, и это везде указывается: и на афишах, и на кассах.

Фото Крепкое словцо 3
«Страсти по Андрею» — полная режиссёрская версия фильма А. Тарковского 1966 года

Если вспоминать классику, то в «Андрее Рублёве» были солёные шутки, нецензурная лексика тоже присутствует, но она историческая, буквально взята из древнерусской словесности — все эти куски были найдены Роланом Быковым для роли, но вырезаны цензурой. Они сохранились в «Страстях по Андрею» в реконструированной копии. Ролан Быков, исполняющий в картине роль шута, много рассказывал о том, как он, погрузившись в мир древнерусской словесности, скоморошества, был удивлён тому, что ничего, кроме шуток ниже пояса, там почти и нет.

Юрий Евдокимов, владелец кафе-кабаре «Бродячая собака»

Мы очень приличное заведение, а в связи с этим законом придётся ещё больше стебаться. Я отрицательно отношусь к любому роду запретов, но выполнять мы их будем — найдём слова, которые заменят то, что нельзя говорить, и будет ещё смешнее.

Яна Глембоцкая, и.о. ректора Новосибирского театрального института

Да ничего не пострадает от этого запрета, ведь дело не в мате и не в том, можно ли его использовать, главное — талант. Кому-то из режиссёров, конечно, станет грустно, а кто-то и до подписания закона не собирался использовать нецензурные слова. Нельзя сделать однозначный вывод, плохо это или хорошо. Я отношусь к поколению, которое жило при гораздо более жёсткой цензуре, и ничего, нам всего хватало — и искусства, и художественных впечатлений.

2000 — 2500 рублей составит штраф за нецензурную брань в общественных местах для простых граждан

Виктор Буланкин, заместитель министра культуры Новосибирской области

Мы ещё не обсуждали эту тему в широком плане, тем более — в министерстве, я лично своё мнение выскажу, не как сотрудник Минкультуры.

Считаю, что изобилие мата превысило какой-то внутренний рейтинг каждого культурного человека, и этот закон возник, на мой взгляд, абсолютно своевременно и неслучайно. Меня коробит, когда я слышу, как ругаются молодые люди, особенно девочки, зачастую они даже не понимают эмоционального фона, на который рассчитано конкретное слово. Это очень сильно загрязняет общение и русский язык, а в Год культуры мы тем более должны с особым вниманием отнестись к языку.

Язык — это особая форма существования материи, понимаете, и мы как носители русского языка должны сохранить его.

Я глубоко убеждён, что министерство культуры не должно быть цербером и цензором по отношению к кино, театру, литературе.

Если бы филологи предложили нам выражения, способные заменить мат, такие же крепкие по эмоциональному накалу, то это был бы наилучший выход. Как электронные сигареты — в какой-то момент мы же поняли, что курить в общественных местах неправильно по отношению к тем, кто не курит.

И как любой закон, регламентирующий деятельность людей, он не будет резким в исполнении. Практика применения закона коснётся лишь вопиющих и некрасивых случаев, когда мат будет написан, начертан. В этом правиле будут исключения. Если художник воспользовался матом в качестве мазка, инструмента, образного выражения, это будет учитываться. Мы же не говорим о Пушкине как об авторе матерных текстов.

Одно дело, если мы читаем тексты Пелевина, которые изобилуют нецензурной лексикой, индивидуально, про себя, не транслируя. Другое — это становится публичным действием. В последнем случае мат порождает совсем иную степень ответственности. Выход — «запикивать» современными технологическими средствами либо обозначать как-то, либо заменять аналогами крепких выражений.

Мне кажется, запрет употребления нецензурной лексики укрепит язык и продвинет нашу культуру.

Мат будет всегда, останутся люди, ругающиеся матом. Но в церковь же приходят люди из различных социальных групп, и никто не плюёт на пол, потому что атмосфера духовности не позволяет. Таким же храмом должен стать наш великий и могучий русский язык.

Николай Макаренко, заместитель руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу

Фото Крепкое словцо 4
Проект по созданию системы автоматического мониторинга, предназначенной специально для поиска мата в СМИ, оценён в 25 млн рублей

Закон о запрете использования мата будет касаться и самих публикаций в интернет-СМИ, и комментариев к ним на сайте, впрочем, мы достаточно давно этим занимаемся, отслеживаем. У нас нет возможности использовать автоматические программы по мониторингу, поэтому ведём работу обычным способом.

Официального списка нецензурных слов у нас нет, есть перечень тех, которые относятся к мату. В так называемом служебном списке матов немного слов — общепринятых четыре, говорить вслух не буду.

Если нецензурная лексика найдена в размещённой в интернете публикации сетевого издания, то выносится предупреждение. Правонарушение подтверждается скриншотом, то же самое с комментариями. Скриншот не обязательно заверять нотариально, как правило, достаточно печати организации. Но если СМИ не согласны и направляют исковое заявление в суд, тогда может быль рассмотрен вопрос о нотариальном заверении. Любой нотариус может это сделать, каких-то специальных организаций нет.

«Запикивание» и звёздочки не считаются использованием мата.

Кирилл Логинов, выпускающий редактор «Тайга.инфо»

До последнего было непонятно, станут ли интернет-СМИ штрафовать за комментарии читателей, к которым редакция не имеет отношения. Если всё-таки да, нам придётся, хотя очень не хочется, ввести премодерацию. Чтобы не подставили. Я до сих пор не привык, что законы сейчас пишут так, чтобы одним людям легко было подставить других. Человек оставил на сайте комментарий с призывом к экстремизму или просто с матом, сам тут же настучал в Роскомнадзор, и всё, сделал гадость — сердцу радость.

Главное ощущение от всех законотворчеств этой Госдумы, да и от всех политических и геополитических событий последних лет, — очень стрёмно.

Скажем, ты всю жизнь думал, что это неприлично — обсуждать публично, с кем там спит сосед, как ты относишься к Богу и так далее, а пришли какие-то упыри и говорят: «Да всё нормально, давайте так делать, можно!»

Стрёмно соглашаться с упырями. Постоянно чувствовать себя несогласным, пусть даже с упырями, тоже стрёмно, на самом деле. Запрет на мат в интернете, фильмах, книгах и спектаклях — такое же вмешательство в частную жизнь, как предыдущие законы, регулирующие твоё вероисповедание, семейные отношения или сексуальную ориентацию. Я законопослушный гражданин и просто хочу, например, смотреть кино, которое мне нравится. Почему они лезут ко мне и сами делают из меня незаконопослушного?

Загрузка...