Этнический туризм — отдых, включающий в себя знакомство с культурой и традициями народа, живущего на данной территории. Этнотуризм хорошо развит на Западе, а из-за финансового кризиса, ограничившего доступ к зарубежным курортам, становится популярен и среди российских туристов. В России появляются новые этнопарки и комплексы, создатели которых стремятся познакомить гостей с традиционными этническими культурами. Корреспондент Сиб.фм пообщался с руководителями трёх сибирских этнопарков, чтобы узнать, чем их формат отличается от привычного музея и зачем горожанину знать культуру коренных народов Сибири.
Этнопарк «Территория Сибири»
Новосибирск, Заельцовский парк.
Организатор — историк и бизнесмен Вячеслав Карманов.
— «Территория Сибири» — это презентация региона со всеми самобытными культурами, интересными местами, фишками, которые в городской среде выглядят экзотикой — юрты, чумы, яранги и шатры охотников, — говорит Вячеслав. — Этнопарк создавался силами энтузиастов, его основал клуб путешественников «Сибирские экспедиции». Мы много путешествовали по Сибири и по сопредельным территориям — Алтаю, Казахстану, Монголии. Так появилась идея создать музей путешествий, чтобы стимулировать горожан путешествовать по родному региону, однако сейчас это стало автономным проектом.
Непосредственный костяк организаторов — сами путешественники, а остальные участвуют по мере желания и возможностей. Кроме того, мы сотрудничаем с этнографами, например, они предоставляют нам книги, которые мы безвозмездно дарим посетителям юрты. Сам же я историк по образованию, много лет работал в экспедициях вместе с Институтом археологии и этнографии СО РАН.
На «Территории Сибири» мы проводим выставки, концерты горлового пения, национальные праздники. Например, последним прошёл праздник хакасской культуры — праздник урожая «Уртун-Тойы». Идея в том, чтобы устроить презентацию этой культуры не только для представителей самих национальностей, но для всего сибирского населения. Чтобы познакомить людей, мало знающих об этой культуре, с особенностями традиций, быта, кухни, музыки. Поэтому там, собственно, русскоязычного населения было больше, чем хакассцев.
49 этнопарков расположенных, в 36 регионах, объединяет проект «Этнопарки России»
Среди наших посетителей очень много туристов, ведь в Новосибирске мало уникальных достопримечательностей. Как раз иностранцы часто говорят о том, что, например, чайная юрта — это то, что больше всего им запомнилось в Новосибирске. Ведь они приезжают посмотреть настоящую Сибирь, стараются её увидеть — а здесь всё, в общем-то, как везде.
На мой взгляд, этнопарк принципиально отличается от музея, потому что задача музея — показать, как жили наши предки, традиционную культуру, то есть то, чего сейчас уже нет. А мы своей экспозицией хотим продемонстрировать, что всё это существует и сейчас, причём в формах, очень гармонично влившихся в современные реалии.
Чтобы люди не думали, что панельный дом и унитаз — это верх достижений человеческой цивилизации.
Так, недавно мы построили новую экспозицию: чум оленеводов тундры. Он сделан из современных материалов, как их и строят сейчас, когда оленеводы уже ездят на японских снегоходах, когда у них есть солнечные батареи.
Мы разбиваем стереотипы городского жителя.
Я, например, из поколения тридцатилетних, и нам историю Сибири в школе не преподавали. И лет до двадцати моё поколение вообще не знало, что неподалёку есть какие-то горы, степи.
Что люди всего в ста километрах от Новосибирска делают лодки-долблёнки, а за пятьсот километров — пасут оленей, живут в чумах. Всё это мы показываем и рассказываем, что мир большой и интересный, и нужно путешествовать. Не нужно думать, что все на свете живут в большом скучном городе.
Этнографический музей под открытым небом «Торум-Маа»
Ханты-Мансийск, Тобольский тракт, 4.
Учредитель — правительство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
— Мы показываем культуру обских угров — и материальную, и духовную. В музее два тематических комплекса: так называемые летние стойбища восточных ханты и зимние стойбища северных манси, а также святилище обских угров, рассказывает врио директора музея Эрика Сургутскова.
Однако главная наша гордость — это наш штат, среди которого много носителей традиционной культуры, знающих её изнутри и вносящих свой вклад в её развитие.
Это не просто научные сотрудники, но и мастера, которые транслируют свою культуру в рамках нашей работы.
Музей создавался в период перестройки по инициативе национальной интеллигенции, и теперь это единственный музей под открытым небом в столице Югры, который показывает традиционную аборигенную культуру местных народов.
Так, мы организуем праздники обских угров — например, в январе проходит обряд приношения Луне «Тылащ Пори». Это особый обряд, который хорошо зафиксирован в литературе усть-казымских хантов, смысл его — обращение к духам с просьбой о содействии в охоте, рыбной ловле, или с прошением о здоровье детей и семьи.
Выпекаются семь фигурок, символизирующих жертв, во время обряда им отсекают головы, которые уходят духам, а оставшиеся части делят между всеми участниками праздника.
Смысл обряда в том, чтобы каждый гость получил кусочек того жертвенного животного, которое обещано духам. При этом обряды проводят носители национальной культуры, старейшины, которые имеют на это право.
Финно-угры — языковая общность народов, живущих в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе. Ханты и манси относятся к Обской подгруппе
Иногда возникают трудности с запретами носителей традиционной культуры, ведь её обрядовая часть всегда закрыта. У тех её носителей, кто может проводить священные обряды, существует твёрдое убеждение: если что-то нарушается в процедуре, это навредит ему самому, его семье и роду. Так что если мы решаемся показать аутентичный характер этих обрядов, мы всегда спрашиваем у носителей культуры, имеем ли мы право это сделать. И без согласия ничего не происходит.
Также мы активно сотрудничаем с туристическими фирмами, поскольку показ традиционной культуры без взаимодействия с туристами невозможен. Музей уже стал визитной карточкой столицы Югры, поэтому к нам приезжают не только жители региона, но и российские туристы, и иностранцы. Посетители чаще всего отзываются с восхищением о нашем музее, и, как я понимаю, обращение к уникальной культуре обских угров, особенно через общение с её носителями, это особое действо.
Мне кажется, живя на земле древних угров, стоит знать эту культуру изнутри. Чтобы воспитать любовь к этой земле, чтобы не навредить.
Кроме того, если случатся какие-то катаклизмы, то современные городские жители вряд ли выживут.
А обские угры, ханты и манси, с их знанием и умением жить в природной среде из этих катаклизмов выйдут достойно.
Этнокомплекс «Таймыр Моу»
Дудинка, Красноярский край.
Учредитель — Городской центр народного творчества в Дудинке.
— Проект «Таймыр Моу» начал реализовываться благодаря программе «Норникеля». Мы выиграли грант на конкурсе «Nаше будущее — Nаша ответственность» и начали строить в 2013 году этнокомплекс, который посвящён традициям и культуре коренных малочисленных народов Таймыра, — говорит заместитель директора этнокомплекса Марина Боробова.
Этнокомплекс представляет собой музей под открытым небом в посёлке Дудинка и состоит из одного центрального чума и пяти традиционных национальных жилищ. Пока мы продолжаем обустраивать территорию, сейчас, например, вырезаны деревянные большие скульптуры под два метра — пока они ещё не установлены, собираемся поставить их на будущий год. Для их создания мы приглашали мастеров из Якутии, они проводили для местных умельцев мастер-класс по резьбе по объёмным скульптурам. Так, готово уже около двадцати деревянных скульптур-животных — например, медведь, лисица, их мы установим на детской площадке.
Непосредственно обустройством этнокомплекса занимаемся мы — городской Центр народного творчества. Однако проект поддерживают партнёры — например, администрация Дудинки. Конечно, на это ушло достаточно много денег: территория была неровная, мы её выравнивали, убирали мусор — помогали всем миром.
Пока «Таймыр Моу» — это в основном парк для прогулок, но мы уже проводим обширные мероприятия национального характера: День коренных народов мира, в мае — День семьи. На праздники у нас собираются семейные этнические клубы — ненецкий, нганасанский, долганский и другие. Для гостей мы выставляем ещё несколько маленьких чумов, где предлагаем угощения национальной кухни.
У каждого чума проводятся игры коренных народов мира: у долганцев — скакалка, у ненцев — чурбачки.
Также под открытым небом устраиваем концерт, где выступают клубы — поют песни, читают стихи, показывают национальные танцы. У нас часто выступает знаменитый ансамбль «Хэйро» — они танцуют национальные северные танцы — нганасанские и долганские.
Как выглядит национальный нганасанский танец
Мы надеемся, что благодаря нашему этнопарку укрепится связь молодёжи с людьми старшего поколения — носителями национальных традиций народов Таймыра, что молодёжь более тесно познакомится с родной культурой.
Пока площадка не закончена, мы не проводим экскурсий, однако готова её часть — там скамеечки стоят, и люди уже гуляют. Полностью этнопарк мы стараемся достроить к июню 2017 года, к юбилею города Дудинка, — резюмирует Марина Боробова.
Этнографический туризм выделен как особое направление в федеральной правительственной программе развития туризма до 2018 года. Почему этнопарки стали популярны и какую роль они играют в экономике Сибири, рассказала старший научный сотрудник Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН Марина Жигунова:
«Старина Сибирская» — омский историко-культурный комплекс, посвящённый быту сибирской деревни
― Этнопарк, так же, как и музей под открытым небом, отличается тем, что несёт и познавательную, и развлекательную функции. Он даёт возможность познакомиться с традициями культуры и быта народов, населяющих нашу страну. Это очень важно для Сибири как для многонационального края. Поскольку зачастую в возникающих межэтнических конфликтах основную роль играет элементарное невежество, отсутствие знаний о культуре проживающих по соседству народов.
Есть у этнопарков и ещё одна функция — проведение праздничных мероприятий, начиная с традиционных народных и современных праздников и заканчивая свадьбами и днями рождения. Так, например, в «Тюльберском городке» Кемеровской области или «Старине Сибирской» в Омской области успешно проводят и Масленицу, и свадьбы по заранее написанному сценарию.
При этом этнопарки играют важную роль в развитии экономики региона, поскольку способствуют развитию туризма и могли бы решить проблему создания новых рабочих мест и привлечения иностранного капитала.
Сейчас существует огромный интерес к Сибири, причём интерес международный.
Это связано с тем, что в Европе уровень урбанизации и глобализации довольно высок. А у нас, в Сибири, есть возможность привлечь туристов, поскольку очень широк диапазон природно-географических зон и проживающих здесь различных народов, религий и культур.
Обычно человеку хочется какой-то экзотики, увидеть и попробовать чего-то нового. С другой стороны, презентация подобных услуг должна осуществляться на высоком профессиональном уровне. Существует угроза создания этнопарков с единственной целью — ради наживы, игнорируя привлечение специалистов-этнографов или музеологов, выдавая сценарии якобы традиционных народных праздников без учёта национальных и региональных традиций.
Другая причина популярности этнопарков состоит в том, что они ломают привычные стереотипы о классическом музее. Они предлагают множество интерактивных форм взаимодействия с посетителями, помогают визуализации и лучшему восприятию культуры различных народов.
Здесь можно не только разместить предмет в естественной среде, показать его со всех сторон, но и предложить посетителю его рассмотреть, взять в руки, изготовить самостоятельно.
В обычном музее мы видим экспонаты зачастую за стеклом витрины, что усложняет их целостное восприятие. А в этнопарке можно посидеть в настоящей юрте, зайти в настоящий амбар, рассмотреть все подробности строительства различных жилищ и так далее.
Ещё одно преимущество этнопарков в том, что здесь посетитель получает возможность непосредственного общения с природой, которой он часто лишён, так как в современном мире уровень урбанизации растёт. При этом горожане составляют 80 % населения России.
Таким образом, попав в этнопарк, человек убивает сразу нескольких зайцев — и отдыхает на свежем воздухе, и развлекается, и получает полезные знания.