Два года назад на цокольном этаже Новосибирского старообрядческого кафедрального собора во имя Рожества Пресвятыя Богородицы начал свою работу музей, который открыл преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири. Накануне там открылась выставка народного костюма, организованного совместно с Домом русских традиций «КрАсота».
В музее можно познакомиться с прошлым и настоящим старообрядчества в Сибири, увидеть предметы ризницы кафедрального собора: старинные священнические и архиерейские облачения, церковную утварь — литургические наборы и кадильницы, а также писаные и литые иконы, певческие, богослужебные и поучительные старопечатные книги и рукописи. Присутствуют здесь и этнографические экспонаты — предметы крестьянского быта, среди которых особое место занимают традиционные костюмы староверов Алтая и Забайкалья.
Именно старинному русскому костюму и посвящена нынешняя музейная экспозиция, открывшаяся здесь в день Рождества Пресвятой Богородицы.
— Областной грант позволил отремонтировать помещение, закупить кое-какое оборудование, а наполнением экспозиции занимались мы сами — с помощью других общин, — поясняет руководитель музея Александр Емельянов. — Этот проект был организован при поддержке Министерства региональной политики Новосибирской области и включал в себя несколько выездных выставок, которые проводились нами в разных районах и городах, а заключительная часть — выставка, открывшаяся в наш престольный праздник.
Почти все представленные в экспозиции народные костюмы — из собрания заслуженного работника культуры Российской Федерации Оксаны Выхристюк, которая почти сорок лет жизни посвятила изучению фольклорных традиций старообрядцев Ставрополья, Урала, Алтая, Бурятии, Забайкалья и Севера Сибири. После окончания Новосибирской консерватории в 70-х годах она работала дирижёром Академического хора НГУ, а чуть позже поняла, что и у нас в стране есть свои богатые фольклорные традиции.
— Поначалу мы ездили по деревням собирать песни. А с 1981 года я очень заинтересовалась традиционной русской одеждой и успела найти тогда много интересного — это сейчас уже трудно отыскать интересный костюм даже в глубинке, — признаётся Оксана Выхристюк. — На нашей выставке несколько уникальных экспонатов, некоторым из которых больше ста лет. У нас есть и свои новошвеи, которые воссоздают мужскую и женскую одежду по образцам. Стараемся, чтобы всё было сшито очень точно, буквально до сантиметра. Иногда сотрудники института истории даже не могут отличить наши образцы от археографических находок. А вообще-то, у меня есть мечта — шить костюмы на основе старинного кроя, но современные, для повседневной носки.
На вопрос, отличается ли эта одежда от народных костюмов так называемых официальных православных, она отвечает, что до церковного раскола XVII века все русские христиане одевались как старообрядцы:
— Не скажу, что эти костюмы отличаются от другой традиционной одежды каким-то коренным образом, но ведь чуть ли не в каждом селе жители одеваются немного по-другому. У женщин, конечно, обязательно должны присутствовать головной убор, пояс.
Но именно у старообрядцев меня поразило обилие всевозможных ярких цветов на одежде.
Как сказал организатор выставки Александр Емельянов: «А когда девушки надевают ещё и бусы, и неброскую народную бижутерию, то просто превращаются в сказочно-былинных красавиц».
Стоит заметить, что сегодня в обществе старообрядчество воспринимается как что-то не совсем понятное и далёкое от жизни, да и старинная одежда может показаться лишь этнографической экзотикой. Вдобавок, последние лет двадцать возникла путаница: термин «староверы» стал восприниматься как синоним язычников, хотя на самом деле это то же самое, что и «старообрядцы» — слово, вошедшее в обиход с екатерининских времён и узаконенное указом Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», упразднившего нетолерантное «раскольники».
На самом деле старообрядчество для сибиряков гораздо роднее, чем может показаться. Специфика этнокультурного состава русских сибиряков привела к удивительному слиянию нескольких региональных традиций — от некрасовских казаков до алтайских кержаков. И этнический костюм всегда особенно наглядно отражал не только художественный вкус, но и религиозные и мировоззренческие взгляды. Конечно, традиционная одежда, которую носило большинство староверов сто лет назад, сегодня вышла из повседневного употребления — её надевают только при посещении храмов, а в обычной жизни большинство старообрядцев носят самую обычную скромную одежду.
На открытии выставки с помощью прихожан было организовано своеобразное дефиле — можно было не только увидеть «вживую», как одевались когда-то крестьянские женщины, мужчины и дети, но и многое узнать о тканях и вышивках на старинных сарафанах и рушниках. Чуть позже во дворе собора состоялась и фотосессия: молодые прихожанки продемонстрировали собравшимся свои наряды.
В следующем сентябре община планирует отметить 20-летие со дня завершения строительства собора и в связи с этим провести более масштабное мероприятие (тоже совместно с домом русских традиций «КрАсота») под названием «Праздник для народа» — там будут и ярмарка, и народные игры, и выступление фольклорных ансамблей.