сегодня
19 апреля, 02:29
пробки
0/10
курсы валют
usd 94.09 | eur 100.5
сегодня
19 апреля, 02:29
пробки
0/10
курсы валют
usd 94.09 | eur 100.5

Короче: Матильда Кшесинская

Иллюстрация Кантимира Семечкина

Несколько последних месяцев не утихают споры вокруг ленты режиссёра Алексея Учителя «Матильда» о романе балерины Матильды Кшесинской и будущего императора Николая II. Фильм выйдет в прокат только осенью, но он уже успел стать поводом для споров и даже для обращений в прокуратуру: депутат Госдумы Наталья Поклонская просила проверить картину на предмет оскорбления чувств верующих. За всей этой шумихой никто не вспоминает про историческую приму-балерину Мариинского театра. Сиб.фм в формате «Короче» разбирается, кто такая Матильда, чем знаменита она сама и её особняк, что у неё на самом деле было с цесаревичем Николаем и другими членами императорской фамилии, как она жила после революции.

Императорская балерина

Мария-Матильда Кшесинская родилась в 1872 году на станции Лигово под Петербургом. Она происходила из балетной семьи. Отец её, Феликс Кшесинский, перебрался из Варшавы в Петербург в середине XIX века. Он считался лучшим исполнителем характерных танцев в России и выступал на сцене до 83 лет.

В Петербурге Феликс Кшесинский женился на артистке кордебалета Юлии Доминской, богатой вдове с пятью детьми. В их браке родились ещё трое детей, и все они стали балетными солистами. Мария-Матильда была самой младшей.

В восемь лет Матильда поступила в Императорское хореографическое училище. После его окончания стала балериной Мариинского театра. В первый же сезон она танцевала в двух десятках спектаклей. Поначалу она звалась Кшесинская 2-я, в отличие от Кшесинской 1-й — её старшей сестры Юлии.

На императорской сцене Матильда танцевала с 1890 по 1917 год. С 1896 года считалась примой-балериной. Она пользовалась успехом у публики и обладала прекрасной балетной техникой — в частности, первой на русской сцене сделала 32 фуэте подряд.

Но главной причиною блестящих сценических успехов Матильды Кшесинской стала её интимная связь с тремя великими князьями.

Первым был наследник престола Николай Александрович (будущий царь Николай Второй).

Вторым — великий князь Сергей Михайлович, внук Николая Первого.

Третьим — великий князь Андрей Владимирович, внук Александра Второго.

Цари и балетные

Ещё в начале XIX века балет был малопочтенным искусством, чем-то между опереткой и кафешантаном. На балет ходили, чтобы полюбоваться голыми ножками: в обыденной жизни ноги женщин были наглухо закрыты. В антрактах серьёзных оперных спектаклей давались балетные дивертисменты для разогрева публики.

Впрочем, уже тогда многие балерины имели высоких покровителей. Например, из-за танцовщицы Большого театра Авдотьи Истоминой дрались на дуэли кавалергард Василий Шереметев и граф Александр Завадовский. Шереметев на этой дуэли погиб.

Русский балет сделали классическим искусством несколько поколений русских хореографов, и прежде всего великий Мариус Петипа. Именно в его балетах дебютировала Матильда Кшесинская.

Со второй половины XIX века на балерин обратили внимание и представители царствующего дома Романовых. Например, великий князь Николай Николаевич увлёкся танцовщицей Числовой и прижил с нею двоих сыновей и двух дочерей. Великий князь Константин Николаевич построил двухэтажный дворец для балерины Кузнецовой.

А император Александр Третий даже утверждал, что он был единственным из мужчин императорской семьи, кто никогда не путался с балетными.

Будущий император

Тем не менее именно Александр Третий и его супруга Мария Фёдоровна одобрили знакомство наследника престола и юной балерины. Их сын Николай был вялым и флегматичным, и родители хотели поскорее сделать его мужчиной.

Цесаревич Николай Александрович и Матильда Кшесинская познакомились в марте 1890 года на вечере после выпускного экзамена в хореографическом училище. За ужином они сидели рядом.

А любовниками они стали два года спустя. Связь их продолжалась около двух лет. Цесаревич подарил своей любовнице дом на Английском проспекте.

В апреле 1894 года было объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессен-Дармштадтской. С тех пор Николай Александрович больше ни разу не имел свиданий с Матильдой.

Правда, в письмах она по-прежнему обращалась к нему на «ты». Однако политической деятельностью Матильда никогда не занималась и на государя в этом смысле никакого влияния не оказывала.

Другие венценосные любовники

Когда Николай воцарился, он поручил попечение о Матильде своему двоюродному брату, великому князю Сергею Михайловичу. Вскоре Сергей Михайлович стал её любовником. Он даже хотел жениться на Матильде, но она выбрала другого великого князя — молодого Андрея Владимировича.

Впрочем, иногда утверждают, что в течение нескольких лет великие князья были любовниками танцовщицы одновременно. А знаменитый её особняк на Петроградской стороне был выстроен, похоже, на средства российского военного бюджета. Сергей Михайлович имел к этому бюджету непосредственное касательство, будучи главным инспектором артиллерии.

После 1917 года Сергей Михайлович был казнён большевиками в Алапаевске, труп его бросили в шахту. А Матильда и Андрей Владимирович оказались в эмиграции и в 1921 году официально вступили в брак.

Интересно, что о романах Матильды помимо императорской семьи ничего не известно. Похоже, она была однолюбкой: предпочитала мужчин из дома Романовых.

Особняк Кшесинской

Дворец Кшесинской стоит на улице Куйбышева (до 1917 года — Большой Дворянской, до 1935-го — улице Деревенской Бедноты). Другим фасадом выходит на Кронверкский проспект.

Трёхэтажный особняк был построен в 1904–1906 годах известным петербургским архитектором Александром фон Гогеном. Стиль — северный модерн. Снаружи дворец отличался строгим изяществом, изнутри — вызывающей роскошью.

Он был отделан красным и серым гранитом, облицовочным кирпичом, майоликой, декоративными коваными решётками. В цокольном этаже находились службы. В первом — залы и гостиные, грот с искусственным водопадом и зимний сад. Во втором этаже — спальня, детские, будуар, кабинет и другие жилые помещения. Огромные зеркальные окна глядели на Кронверкский проспект, Неву и Петропавловскую крепость.

В этом особняке Матильда Кшесинская давала торжественные приёмы, балы, устраивала балетные и драматические спектакли, на которых бывал весь светский Петербург. Здесь велась большая карточная игра: хозяйка была большой охотницей до карт и рулетки.

Большевики в гостях у Кшесинской

Во время Февральской революции Матильда Кшесинская поспешно оставила свой особняк и уехала в Кисловодск, где у неё имелась дача. Ей было чего опасаться: общественное мнение прочно связывало танцовщицу с ненавистной царской семьёй.

Весной 1917 года разнообразные революционные партии наперебой захватывали дома в Петербурге. 1 марта в особняк Кшесинской вселились большевики. Фельетонист Влас Дорошевич по этому поводу писал:

«Между прочим. В этих петроградских „захватах“ есть удивительно курьёзная сторона... Это какая-то борьба анархии с балетом!

Ленинцы захватили „дворец“ г-жи Кшесинской. Балерины.

Анархисты захватили „дворец“ П.П. Дурново. Старейшего петроградского балетомана. Мафусаила балетоманов Петрограда.

Это какой-то „Корсар“. Что за пристрастие к балету!

...Великая жрица Терпсихоры и Беллоны! Балерина от артиллерии! В её „дворце“ нужные люди встречались с людьми необходимыми... Здесь проигрывались десятки тысяч в покер, в „тётку“, сотни тысяч в „железную дорогу“ ...

Г-жа Кшесинская была более высокого мнения о русской революции, чем г-н Ленин. В 1905 году она дрожала, была уверена, что революция первым долгом разнесет её дом... Но чтоб революция переехала к ней на квартиру, — этого даже г-жа Кшесинская не предполагала.

Великая французская революция казнила Дюберри, метрессу короля Людовика XV. Но ни Робеспьеру, ни Марату не пришла бы в голову мысль лечь спать на её кровати».

Правда, штаб-квартира большевиков недолго находилась в особняке балерины. Однако Ленин успел произнести с его балкона историческую речь. И какое-то время здесь редактировалась газета «Правда».

После Октябрьской революции в особняке размещался ряд государственных учреждений — в частности, Институт питания. Кроме того, здесь находились апартаменты вождя ленинградских большевиков Сергея Кирова. Он ими пользовался как гарсоньеркой — холостяцкой квартирой для интимных встреч. Супруга Кирова была тяжело больна, а Сергей Миронович был мужчина любвеобильный.

В 1937 году особняк был передан Музею Кирова, а сейчас в нём и в соседнем особняке В. Э. Брандта находится Музей политической истории России.

Матильде Кшесинской здесь посвящён обширный зал рядом с зимним садом. Небольшая экспозиция напоминает и о революционном штабе большевиков.

Вожди и балетные

Ленин, как известно, хотел закрыть Большой театр, и Луначарский с трудом уговорил его этого не делать. Но другие советские вожди, подобно великим князьям, любили балет и балерин.

Сталин был большим поклонником солистки Большого театра Ольги Лепешинской. Правда, был ли у них роман — на этот счёт документальных свидетельств нет.

Любовницы из балетных были у Михаила Калинина, Валериана Куйбышева, Авеля Енукидзе, Лаврентия Берии.

Романы с балеринами Мариинского театра заводил и упомянутый Сергей Киров. Недаром этот театр после его гибели назвали Кировским.

Так что особняк Матильды Кшесинской и после отъезда хозяйки использовался по назначению.

Остаток дней

Матильда Кшесинская прожила почти сто лет (1872 — 1971). И вторая половина её жизни пришлась на эмиграцию.

В январе 1921 года в Париже состоялось венчание Андрея Владимировича и Матильды. После этого танцовщице был присвоен титул светлейшей княгини Романовской.

Матильда открыла балетную студию в Париже и добилась успехов и на этом поприще. К ней съезжались ученики из многих стран мира. Правда, позднее она едва не разорилась по причине своего увлечения азартными играми.

В 1936 году, в 64-летнем возрасте Матильда Кшесинская последний раз выступила на сцене лондонского театра Ковент-Гарден.

Муж её умер в 1956 году. Матильда Кшесинская, светлейшая княгиня Романовская, пережила его на пятнадцать лет и была похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже.

Загрузка...