Короче: «Фотоувеличение»

 О том, почему это больше, чем кино, и на что повлиял Антониони  21 июня, 07:02

Максим Генинг
кинолюбитель
&

центр культуры и отдыха
подходящие темы
Короче: «Фотоувеличение»
Иллюстрация Романа Популистова

«Фотоувеличение» (в оригинале Blowup) — одна из знаковых картин 1960-х, чьё влияние распространилось далеко за пределы мира кино. В рубрике «Короче» Сиб.фм разбирается, почему первый англоязычный фильм Микеланджело Антониони — это актуальный по сей день шедевр, отреставрированную версию которого абсолютно необходимо посмотреть в «Победе» 23 июня.

Кто такой Антониони?

Микеланджело Антониони — классик итальянского и мирового кинематографа, без которого многое из того, что вы читаете и смотрите в XXI веке, было бы несколько иным. Полнометражным дебютом режиссёра стал фильм «Хроника одной любви» (1950 год), сюжет которого, кстати, строится вокруг фотографий. Кроме того, Антониони снял признанные картины «Ночь» (1961), «Затмение» (1962), «Приключение» (1960), «Забриски Пойнт» (1970), «Профессия: репортёр» (1975). Антониони — один из тех первопроходцев, которые создавали фактуру и эстетику авторского кино: он использовал длинные планы и приглушённую интонацию, задавался вопросами бытия и вступал в противостояние с цензорами. И вообще в следующий раз внимательнее смотрите, например, Тарковского: у него можно найти цитаты из Антониони. Глыба, а не режиссёр.

Почему «Фотоувеличение» — главный фильм Антониони?

Излюбленная стратегия итальянского постановщика, которую позже перенял у него не один автор, — создавать сложные экзистенциальные драмы, маскируя их под триллер или детектив. Многие кинокритики и зрители сходятся на мысли, что именно в «Фотоувеличении» Антониони довёл излюбленную структуру до блеска: остросюжетная жанровая оболочка не отпускает зрителя до самых титров, а тот, в зависимости от степени искушённости, может и не заметить, что Антониони только дразнит его. Кроме того, кажется, в «Фотоувеличении» затронуты абсолютно все мотивы творчества Антониони: отчуждённость, некоммуникабельность, отсутствие однозначного толкования происходящего, зыбкость границ реального и ирреального.

Короче, про что там?

Сложно пересказать сюжет фильма, который, собственно, издевается над самим понятием сюжета. Но давайте попробуем. Однажды популярный лондонский фотограф Томас прогуливается по парку и по пути делает снимки. Любопытного молодого человека привлекают неизвестные мужчина и женщина — он фотографирует их. Женщине это, к слову, не очень нравится. Оказавшись в своей студии, Томас проявляет снимок и при фотоувеличении замечает на нём нечто очень странное. Теперь единственное желание фотографа — понять, верит ли он своим глазам. Впереди Томаса и зрителей ждут паранойя и попытки разгадать тайну.

Кто снимается в «Фотоувеличении»?

Главную роль в фильме исполнил британский актёр Дэвид Хеммингс. Позже он работал с итальянцем Дарио Ардженто («Кроваво-красное»), самостоятельно поставил несколько фильмов, засветился в «Гладиаторе», но в памяти любителей кино со всего мира навсегда остался Томасом из «Фотоувеличения». Компанию Хеммингсу составила знаменитая британская актриса Ванесса Редгрейв, лауреатка премии «Оскар», имеющая награды Каннского фестиваля. Считается, что именно роль загадочной Джейн в фильме Антониони стала прорывом для молодой Редгрейв. Кроме всего прочего, «Фотоувеличение» — это настоящий сборник камео. В фильме можно увидеть будущего лидера группы Led Zeppelin Джимми Пейджа, гитариста Джеффа Бека, участника «Монти Пайтон» Майкла Пэйлина и даже Хулио Кортасара на фото.

Кто такой Хулио Кортасар?

Хулио Кортасар, аргентинский писатель, работавший в русле магического реализма, в конце 1950-х написал новеллу «Слюни дьявола». Именно она послужила основой для сценария картины «Фотоувеличение». Любопытна связь Кортасара и кинематографа. По словам писателя, на создание «Слюней дьявола» его вдохновил шедевр Альфреда Хичкока «Окно во двор» — ещё один фильм о том, что подглядывающий часто рискует увидеть нечто такое, что изменит его жизнь навсегда. Кстати, творчество Кортасара в 1960-е охотно экранизировали. Кроме Антониони, к наследию аргентинского прозаика приложил руку и классик французской «новой волны» Жан-Люк Годар («Уикенд»).

На что «Фотоувеличение» повлияло?

Один из самых признанных американских режиссёров второй половины XX века, создатель трилогии «Крёстный отец» Фрэнсис Форд Коппола, к примеру, не раз признавался, что писал сценарий триллера «Разговор» под огромным влиянием «Фотоувеличения». Под вдохновением от Blowup создавал свой фильм «Прокол» (Blow Out) и американец Брайан Де Пальма. Герой этой картины в исполнении Джона Траволты, как и фотограф у Антониони, фиксирует нечто подозрительное. Только не на фото, а в виде звукозаписи. При желании влияние фильма Антониони можно отыскать в десятке культовых кинокартин. Невозможно поверить, что любимец Каннского фестиваля Михаэль Ханеке, в середине 2000-х поставивший экзистенциальный триллер про видеозаписи и воспоминания «Скрытое», не видел «Фотоувеличения». А бессюжетное творчество Дэвида Линча будто целиком выросло на почве, вспаханной Антониони.

Правда ли, что «Фотоувеличение» — одно из главных произведений постмодернизма?

Да, первый англоязычный фильм Микеланджело Антониони — это в то же время и один из важнейших примеров постмодернизма в кино. Доказательства ниже. Постмодернизм — это часто компиляция, эклектичная солянка и ироническое переосмысление того, что было придумано ранее. Целиком погружённое в поп-культуру «Фотоувеличение» с его модными показами, рок-музыкантами и эстетизацией реальности отлично встраивается в эту художественную парадигму. Кроме того, картина Антониони, как и иные каноничные произведения постмодернизма, соединяет в себе «высокое» и «низкое»: в оболочку бульварного сюжета с расследованием завёрнута притча о человеческой природе.

Почему «Фотоувеличение» — больше, чем просто кино?

Blowup Антониони — это, безусловно, блестяще поставленный художественный фильм и ещё одно доказательство того, что кино может быть искусством. Но вместе с тем это и настоящий культурный феномен, произведение, суммировавшее 1960-е. Автор «Фотоувеличения» успевает выдать приговор английской поп-культуре, высказаться о природе фотографии, запечатлеть сексуальную революцию и иные коренные изменения окружающей действительности. Антониони снял удивительно всеобъемлющий и массивный фильм, который в то же время постоянно ускользает от зрителя. Это какой-то фокус, не иначе. Или настоящая магия?

ВКонтакте
G+
OK
 
самое популярное
присоединяйтесь!