Две премьеры: киберпанк vs готический хоррор

 Судьба робота в мире будущего и авторский триллер с культурным багажом  19 апреля, 13:10

Максим Генинг
кинолюбитель
подходящие темы
Две премьеры: киберпанк vs готический хоррор
Иллюстрация Антона Разуваева

Кинообозреватель Сиб.фм обращает внимание на две премьеры, которые не совсем встраиваются в существующие тренды. Самые знаменитые фильмы в жанре киберпанк, к примеру, были созданы в 80-е и 90-е годы. Казалось бы, все точки над i расставлены. Однако создатели картины «Призрак в доспехах» считают, что им есть что сказать. Фильм «Лекарство от здоровья» также поразительно не моден: в эпоху, когда хорроры превратились в сугубо развлекательные наборы стандартных «пугалок», на экраны выходит размеренный и медитативный фильм ужасов длительностью в два с половиной часа.

Это не тот киберпанк, что вы ищете: «Призрак в доспехах»


Оригинальная манга «Призрак в доспехах» выходила в Японии отрывками с апреля 1989 по ноябрь 1990 года в журнале манга-антологий Young Magazine издательства Kodansha. 5 октября 1991 года вышел единый танкобон-том

Недалёкое будущее. Жители крупных мегаполисов активно используют последние научные разработки — теперь в мозг можно вживить имплант и, например, заменить печень или руку на искусственные. Главная героиня «Призрака в доспехах» Мира Киллиан (в исполнении Скарлетт Йоханссон) и вовсе представляет собой единение машины и человека: после загадочного несчастного случая мозг девушки поместили в целиком синтезированное тело. Несмотря на несогласие доктора Уэлет (европейская кинодива Жюльет Бинош), компания Hanka Robots, сделавшая из Миры киборга, отправляет её на службу в контртеррористический Девятый отдел. Там под началом шефа Арамаки (Такеши Китано) майор Мира будет охотиться за преступником, методично уничтожающим сотрудников фирмы Hanka Robots. Целиком сосредоточиться на расследовании Мире мешают галлюцинации, которые она пытается истолковать, догадываясь, что они как-то связаны с её прошлым.

Изначально история о трансгуманистическом обществе будущего и работе Девятого отдела представляла собой мангу (японский комикс). Чуть позже японцы экранизировали её в виде аниме-фильма, который приобрёл культовый статус в среде поклонников киберпанка.

Голливуд долгие годы присматривался к «Призраку в доспехах», и вот наконец свершилось: этой весной фильм вышел в международный прокат.

Во главе проекта встал режиссёр Руперт Сандерс, на счету которого — одна полнометражная картина (не слишком тепло принятое критиками фэнтези «Белоснежка и охотник», которое, однако, заработало много денег).


Фильм «Призрак в доспехах» снимался преимущественно в Веллингтоне (Новая Зеландия), а также в Гонконге и Шанхае

В антиутопическом мире «Призрака в доспехах» люди и киборги живут в страхе и недоверии. Роботов с лёгкостью уничтожают и «перепрошивают». Но что если скоро право на свободу воли потеряют не только машины, ведь различия между роботами и людьми становятся всё неуловимее? Всемирная паутина демонстрирует свою тоталитарную сущность — из системы невозможно выйти, все связаны и подключены к центру.

Фильм «Призрак в доспехах» — своеобразный стилистический сплав уже классического неонуара про роботов «Бегущий по лезвию» и боевиков Джона Ву: героиня без прошлого пытается нащупать грань, определить, кем она себя ощущает — роботом или человеком; эти сеансы самоанализа периодически нарушаются экшн-сценами в слоу-моушене. В картине есть и солидная «пасхалка» для тех, кто недоволен присвоением американцами японской массовой культуры: авторы посвятили проблеме не пару реплик в диалоге, а целую сюжетную коллизию.

Заимствуя из аниме наиболее сильные и знаковые сцены, создатели, тем не менее, рассказывают собственную историю. Значительно упрощая японский оригинал, который задавался сложной проблемой эволюции искусственного интеллекта, «Призрак в доспехах» в то же время не превращается в типичный голливудский блокбастер.

Кажется, фильм пытается понравиться всем зрителям, а это сложно. Можно засчитать в плюс саму попытку.

Но минусы тоже есть, и немалые. «Призрак в доспехах» в очередной раз обращается к проблеме властных корпораций и их интересов, демонстрируя звенящую идейную пустоту. Отсутствие свежей мысли создатели довольно умело маскируют глянцевой картинкой и пульсирующим электронным саундтреком. Не особо воодушевляет, верно? Искусственно синтезированный из японской и американской культур фильм не оставляет полёта для фантазии. Стоит признать, «Призрак в доспехах» — не то произведение, что возродит киберпанк. Ждём продолжение «Бегущего по лезвию».

И тебя вылечат: «Лекарство от здоровья»

855 метров над уровнем моря — высота горы Гогенцоллерн, на вершине которой расположен одноимённый замок династии, правившей Пруссией до конца Первой мировой войны. В этом замке снимали «Лекарство от здоровья»

Молодой финансист по фамилии Локхарт (в исполнении многообещающего Дэйна ДеХаана) — настоящий трудоголик и человек, который маниакально хочет сделать себя сам. Он не против задержаться допоздна и поработать в дороге в ущерб общению с матерью. Компания, в которой трудится Локхарт, переживает не лучшие времена: престарелый руководитель бросил дела и уехал в оздоровительный центр залечивать депрессию. По мнению партнёров, человек в здравом уме так ни за что бы ни поступил. Локхарту поручают отыскать старика и всеми доступными средствами убедить его вернуться в корпоративную гонку.

Санаторий, куда герой Дейна ДеХаана отправляется вслед за боссом, располагается на территории величественного замка в Швейцарских Альпах (с таким же успехом он мог находиться и в Трансильвании). Время здесь застыло, современные технологии почти не используются.

Это будто пионерский лагерь для богачей — их кормят, делают им массаж и водят на процедуры. А ещё здесь происходит нечто очень, очень странное...


Режиссёр Гор Вербински начинал карьеру, снимая музыкальные клипы. В 2012 году получил «Оскар» за лучший анимационный полнометражный фильм — «Ранго»

«Лекарство от здоровья» вполне можно назвать авторским фильмом — режиссёр написал сценарий по собственноручно написанному рассказу. Американец Гор Вербински, который в середине 2000-х поставил три серии «Пиратов Карибского моря», до этого работал над ремейком японского хоррора «Звонок». В «Лекарстве от здоровья» он демонстрирует свой культурный багаж: тасуя штампы и мотивы, в каждой второй сцене непрозрачно намекает на то, что смотрел «Суспирию» Дарио Ардженто, «Ребёнка Розмари» Романа Полански, читал Кафку и Томаса Манна. Кроме того, Гор Вербински — это тот человек, который, кажется, разглядел пугающее сходство различных лечебных обтираний и окунаний чуть ли не с медицинскими экспериментами нацистов.

Югославский оператор Боян Бацелли, ранее помогавший Вербински со «Звонком», сделал для «Лекарства от здоровья» вызывающе пижонскую, иногда строго симметричную картинку: даже играющие в мяч старики здесь не выглядят обыденно.

Большую часть сцен Бацелли снял с использованием близкой фокусировки, под странными углами или в отражениях, что работает на общую гипнотическую и герметичную атмосферу фильма.

«Лекарство от здоровья» состоит из массы эффектных и изумительно смонтированных сцен (чего стоит один только продолжительный эпизод с автоаварией, который зрители наблюдают из салона машины). Вот только не все эти сцены, выглядящие жутко красивым видеоартом, работают друг на друга и образуют связное повествование. Иногда содержательная нелогичность и вымученность оказываются чуть сильнее блестящей формы.

Монументальные два с половиной часа «Лекарства от здоровья» переполнены мистическими загадками, готическими тайнами и двусмысленными вопросами. Что происходит в подвалах замка? Почему герою Дэйна ДеХаана мерещатся угри? И мерещатся ли? Кто здесь сумасшедший, а кто здоров?

Судя по американской прессе, громкий провал картины в США связан как раз с тем, что она слишком долго водит зрителей за нос.

А когда приходит время отвечать на многочисленные вопросы, у фильма гигантские проблемы: авторы находят разве что половину ответов (да и те странные). В развязке всей своей избыточной массой фильм летит на головы зрителей. Гипнотизм и параноидальность внезапно оборачиваются карикатурой и балаганом. Кто-то к такому готов, кто-то — нет.

Некоторая громоздкость и нелепость «Лекарства от здоровья» — это то, что помешает ему завоевать звание выдающегося триллера. Однако этот фильм нервирует зрителей, заставляет их спорить. Вполне возможно, что через пару лет он будет переоценён и реабилитирован. Как, кстати, и многие культовые фильмы, которые современники приняли не сразу.

ВКонтакте
G+
OK
 
публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!