Битвы на съёмочной площадке

 Две голливудские актрисы сошлись в клинче, пощады не будет  10 июля, 11:47

Роман Арбитман
исследователь сериалов
подходящие темы
Битвы на съёмочной площадке
Иллюстрация Антона Разуваева

Специально для Сиб.фм писатель и критик Роман Арбитман рассказывает о современных сериалах, на которые не жалко потратить время. В этот раз — об американском сериале «Вражда».

Вражда (Feud). США, 2017.
Жанр: ретро-драма с элементами байопика.
Кто придумал: Райан Мёрфи.
Кто участвует: Джессика Лэнг («Тутси», «Кинг-Конг», сериал «Американская история ужасов»), Сьюзан Сарандон («Мертвец идёт», «Иствикские ведьмы», «Тельма и Луиза»), Джуди Дэвис («Бартон Финк», «Мужья и жёны», «Разбирая Гарри»), Альфред Молина («Шоколад», «Фрида», «Человек-паук-2»), Стэнли Туччи («Из жизни тайных агентов», «Однажды в Голливуде», «Милые кости»), Элисон Райт (сериалы «Американцы», «Голубая кровь»), Кэтрин Зета-Джонс («Чикаго», «Маска Зорро», «Западня»), Кэти Бейтс («Мизери», «Титаник», «Долорес Клэйборн», сериал «Американская история ужасов»), Рид Даймонд (сериалы «Путешественник», «Числа», «Кукольный дом»), Марк Вэлли (сериалы «Живая мишень», «Юристы Бостона», «Шустрый Эдди»).

Продолжительность: 1 сезон, заказан 2-й сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

Джоан Кроуфорд была голливудской звездой, блистала на экране в 30–40-е годы ХХ века, в 1945 году получила премию «Оскар», но затем её кинокарьера стала закатываться. Причина банальная: возраст.

Актрису перестали зазывать на роли роковых красоток и начали предлагать ей эпизодических бабушек, а экс-звезда по-прежнему хотела быть героиней.


Джоан Кроуфорд получила свой единственный «Оскар» за главную роль в фильме «Милдред Пирс» в 1946 году

В начале 60-х она обращает внимание на триллер Генри Фаррелла «Что случилось с Бэби Джейн?» и понимает, что из книги можно сделать хорошее жанровое кино, где она могла бы сыграть главную роль. Она предлагает идею фильма знакомому режиссёру Роберту Олдричу: после провалов нескольких фильмов он тоже переживает не лучшие времена и нуждается в финансовом успехе. Олдрич уговаривает владельца «Уорнер Бразерс» Джека Уорнера профинансировать картину. И поскольку в фильме целых две главные женские роли, на вторую приглашают ещё одну актрису, чья популярность осталась в прошлом, — двукратную обладательницу «Оскара» Бетт Дейвис. Сумеет ли троица голливудских инвалидов перезапустить свои карьеры и урвать у Фортуны ещё немного славы — или будет окончательно списана в утиль? И смогут ли ужиться на одной съёмочной площадке две кинозвезды, которые многие годы буквально ненавидят друг друга?..

Сценарист, режиссёр и продюсер Райан Мёрфи стал известен уже после выхода на телеэкраны США сериалов «Части тела» и «Хор», а популярность приобрёл благодаря сериалу «Американская история ужасов» (вышло уже семь сезонов и анонсированы ещё два). В последнем из названных телепроектов сезоны связаны между собой некой общей концепцией, а не общим сюжетом: истории всякий раз рассказываются разные, и между ними почти нет пересечений.

У «Вражды» — примерно тот же концептуальный принцип, только сезоны, по замыслу Мёрфи, будут ещё более «автономными».

В основе каждой фабулы — ставший достоянием широкой публики раздор двух известных людей, а персоналии будут меняться после каждого сезона. Во втором сезоне уже анонсирован конфликт принца Чарльза и Дианы Спенсер, однако для первого сезона выбрано столкновение двух голливудских див.

Почему создатели нового сериала начали именно с этого сюжета? Причины три.

Во-первых, потому, что для Голливуда взаимная неприязнь Кроуфорд и Дейвис стала поистине легендарной и ничего никому не требуется специально объяснять.

Во-вторых, потому что «кино про кино» — очень благодарный жанр, особенно если сценарий создан на основе реальных событий и видна подлинная изнанка «фабрики грёз».


Сцену 35-й церемонии вручения премии «Оскар» снимали в конференц-центре в Санта-Монике, где она действительно прошла в 1963 году

В-третьих, потому что современный зритель любит лёгкое ретро, а шестидесятые годы ХХ столетия сегодня, что называется, в тренде; съемочной команде Мёрфи (состоящей, похоже, из одних перфекционистов) удаётся воссоздать ушедшую реальность вплоть до мелких деталей — интерьеров, причёсок, костюмов, гаджетов и саундтреков. Усилиями гримёров Джессика Лэнг, внешне совсем не похожая на Джоан Кроуфорд, максимально приближается к своей героине, а уж Сьюзен Сарандон, чьё внешнее сходство с Бетт Дейвис не вызывает сомнений, выглядит на телеэкране совсем аутентично, — при том, что на момент съёмок обе исполнительницы главных ролей в новом сериале были уже намного старше своих героинь.

Анимированная заставка сериала вкратце напоминает о сюжете «Что случилось с Бэби Джейн?» Если найдёте время, посмотрите эту оригинальную чёрно-белую ленту; она доступна в хорошем профессиональном переводе. Даже по нынешним временам фильм 1962 года, несмотря на солидный метраж, выглядит вполне динамичным триллером и два с лишним часа держит зрителя в напряжении.

Две пожилые женщины — родные сёстры и бывшие актрисы — живут под одной крышей. Джейн Хадсон (её играла Бетт Дейвис) с несомненными психическими сдвигами вынуждена заботиться о своей сестре Бланш Хадсон (Джоан Кроуфорд), с юности прикованной к инвалидному креслу.

По мере того, как прогрессирует душевный недуг Джейн (осложнённый вдобавок алкоголизмом), забота перерастает в изощрённую пытку.

А о том, почему Бланш так долго мирится с выходками сестры, зритель — по законам жанра — узнает только в самом конце фильма.


Боба Олдритча играет актёр Альфред Молина. В первой серии он показан в галстуке, который носит с зажимом точно так же, как это делал Олдритч во время съёмок психологического триллера «Что случилось с Бэби Джейн?»

И режиссёр Роберт Олдрич, и продюсер Джек Уорнер заранее были уверены, что взаимная нелюбовь Джоан и Бетт поможет актрисам сделать кинообразы Бланш и Джейн ещё более рельефными, а зритель охотнее пойдёт в кино, зная о вражде исполнительниц и о намеренно слитых в бульварную прессу деталях скандалов на съёмочной площадке. (От словесной пикировки актрисы порой переходили даже к мелким взаимным диверсиям. К примеру, Дейвис в сцене побоев как бы случайно нанесла Кроуфорд пару настоящих ударов, а Кроуфорд в сцене, где героиня Дейвис вынуждена тащить сестру на руках, нарочно прятала в одежде всякие тяжести, чтобы вымотать соперницу.) Таким образом, создатели триллера делали ставку на «зеркальный» принцип повествования: экранный конфликт стареющих актрис, крайне недовольных друг другом, отражается в реальном противостоянии исполнительниц.

Создатель «Вражды» Райан Мёрфи затейливо множит зеркала: по сюжету, о самом пике вражды двух звёзд (1962 год) закадровым журналистам рассказывают в 1978 году коллеги наших героинь — тогдашние голливудские пенсионерки Оливия Де Хэвилленд (Кэтрин Зета-Джонс) и Джоан Блонделл (Кэти Бейтс), чьим главным капиталом становятся личные воспоминания очевидцев. И, наконец, четвёртое зеркало: взгляд из сегодняшнего дня, когда бывшим звёздам «Кинг-Конга» (1976) и «Тельмы и Луизы» (1991), ныне задвинутым на дальнюю периферию киношного мейнстрима, предложены, по сути, роли их двойников из 60-х.

Отражения накладываются на отражения, и порой кажется, будто грани между Бланш Хадсон — Кроуфорд — Лэнг и Джейн Хадсон — Дейвис — Сарандон временами стираются.

По сюжету «Вражды», интриганы Олдрич и Уорнер временами нарочно стравливают двух пожилых актрис, чтобы угольки конфликта случайно не погасли. Производители сериалов, по счастью, не зависят от бокс-офиса, как студийные боссы, и Райану Мёрфи вместе с руководителями телеканала FX не пришлось ссорить Джессику и Сьюзен. Да и вряд ли бы сегодняшняя публика поверила в искренность вражды наших современниц: Голливуд стал прибежищем политкорректности, и конфликты, если они и возникают, разрешаются в тихих офисах адвокатских фирм...

Восемь эпизодов первого сезона «Вражды» — увлекательное телекино. Сценаристы почти ничего не придумывают, ну разве что иногда микшируют факты (к примеру, эффектный образ Полины Джеймисон — помощницы режиссёра, мечтающей о собственном режиссёрском проекте, — собирательный). Темпераментам двух исполнительниц главных ролей есть где разгуляться. Поклонникам ретро есть на что посмотреть. Зритель следит за развитием сюжета, даже вкратце зная перипетии: фильм «Что случилось с Бэби Джейн?» станет популярным, окупится десятикратно и вернёт Роберту Олдричу расположение крупных студий (в 60-е—70-е режиссёр снимет ещё немало знаковых картин, вроде «Грязной дюжины»).

Но исполнительницам двух главных ролей в картине 1962 года успех одного драматического триллера всё равно не поможет.


Юрист юристу lupus est: одна адвокатская история закончилась — и тут же началась другая

Кроуфорд вскоре завершит кинокарьеру, Дейвис продержится дольше, но уже скорее в качестве голливудской реликвии, чем актрисы...

«Вражда» — это не только и не столько летопись столкновения двух амбиций или подробный срез конкретного времени, но и зримое свидетельство живучести «ротации звёзд», придуманной ещё на заре Голливуда. «Никто не приглашает женщин нашего возраста», — с горечью говорит Кроуфорд в начале 60-х, но ведь и сегодня кинопроизводители не так уж часто делают ставку на опыт, талант и былую славу актрис, предпочитая им звёздочек-неофиток — молодых, сексапильных и потому перспективных. Впрочем, кое-что всё же с тех пор изменилось.

Во «Вражде» запечатлена эпоха, когда уход актёров и режиссёров на ТВ выглядел признаком несомненного аутсайдерства.

Сегодня же сериальный мир теснит Большой Голливуд, и для многих актёров (будь то Кевин Спейси или Шон Бин) уход в сериалы оказывается не закатом карьеры, а новым её витком. Кстати, нечто подобное случилось и с Джессикой Лэнг: череда её ролей в уже упомянутом сериале «Американская история ужасов» вновь вернула актрисе расположение публики. Не удивлюсь, если её вскоре опять начнут зазывать в полнометражное кино — и вовсе не на роли эпизодических бабушек.

ВКонтакте
G+
OK
 
самое популярное
присоединяйтесь!