Шорохи, невнятные разговоры, лай собак за окном

 Почему новых «Звёздных войн» не случилось и как схватить реальность за хвост  28 августа, 12:56

Максим Генинг
кинолюбитель
подходящие темы
Шорохи, невнятные разговоры, лай собак за окном
Иллюстрация Алексея Бархатова

Кинообозреватель Сиб.фм анализирует две недавние премьеры российского проката — «Валериан и город тысячи планет» Люка Бессона и «Тесноту» Кантемира Балагова — и утверждает, что и артхаус, и блокбастер способны отражать личность автора, который их создал.

«Валериан и город тысячи планет»: гипертрофированная яркость

Далёкое будущее. Майор Валериан, роль которого досталась Дэйну ДеХаану («Хроника», «Новый Человек-паук: Высокое напряжение») и сержант Лорелин в исполнении Кары Делевинь («Анна Каренина», «Отряд самоубийц») — спецагенты на задании. Мило бранясь, они отправляются на планету Кириан, чтобы заполучить редкого зверька для человеческого правительства. Зверёк тем временем нужен не только людям, но и статным синим существам с планеты Мюл (привет, народ на’ви и планета Пандора из «Аватара»).

Впереди — одни только приключения.
Глаза будут разбегаться от изобилия.
Или зажмуриваться от неловкости.

137 минут составляет продолжительность «Валериана...»

Знаменитый французский постановщик и продюсер Люк Бессон, фантазёр и ребёнок в теле взрослого человека, чей пик режиссёрской карьеры пришёлся на середину 1990-х («Никита», «Леон», «Пятый элемент»), вернулся с новым амбициозным проектом. «Валериан и город тысячи планет» — ни много ни мало самый дорогой фильм в истории французского кинематографа. Картина основана на комиксе Valérian et Laureline, впервые изданном ещё в 1960-е.

Фильм стартует с энергично смонтированного под песню Space Oddity Дэвида Боуи экскурса в будущую историю покорения космоса. Во вселенной «Валериана...» нации Земли, оставив разногласия, освоят околоземное пространство и установят контакт с инопланетянами.

Следующие пара часов картины — это набор впечатляющих фантазийных сцен,
следующих одна за другой
и изредка перемежающихся глупостями.

Фильм отсылает к милой сердцу авантюрной фантастике середины XX века — той, что с монстрами, космическими кабаками и заговорами.

Просмотр «Валериана...» можно сравнить с походом в цирк — столько здесь фокусов, погонь и переодеваний. Иногда из происходящего на экране непонятно вообще ни черта, но это и не важно. Главное здесь — поразительные, изобретательные и переполненные деталями цветные картинки, придуманные Бессоном совместно с постоянным оператором Тьерри Арбога. Уже ставший классикой «Пятый элемент», на который режиссёр оглядывается, был, конечно, чуть сдержаннее. И в отношении изобразительных средств, и в плане сюжета.

Бессону как никому другому удалось передать истинный задор, инфантильность
и оторванность комиксов от реальности.


«Валериан и Лорелин» — серия французских комиксов о путешествиях космических агентов. За время существования серии было распродано около 10 миллионов экземпляров, она переведена на 21 язык

Выхолощенные и выверенные фильмы Marvel Studios не идут ни в какое сравнение с безумием, искренней глупостью и буйством красок авторского блокбастера «Валериан и город тысячи планет». Кажется, именно инаковость фильма послужила причиной холодного приёма у прессы и провала в североамериканском прокате — новых «Звёздных войн» не случилось. Картина избыточна, старомодна и перенасыщенна, словно «Кинг Конг» Питера Джексона, — здесь слишком много всего: элементов, персонажей, названий, цветов. Однако Бессону хватает мастерства удержать всё это в руках, задать нужный ритм и как следует повеселиться.

Правда, ближе к развязке картина начинает напоминать пресловутое лоскутное одеяло: веселье мутирует в обсуждение и осуждение военных преступлений (дыхание «Аватара» ощущается всё явственнее), придавленное неявной цитатой из «Интерстеллара». Настроения из современной философской фантастики выглядят в пространстве «Валериана...» несколько чужеродно.

Кажется, только что у шеста танцевала американская поп-звезда Рианна,
а спустя пару минут в фильме говорят
о нелегальной иммиграции.

Да и главные герои в исполнении ДеХаана и Делевинь не так чтобы очень блещут харизмой и несколько теряются на фоне цветастой вакханалии — их романтическая история вызывает в лучшем случае неловкость. Однако, несмотря на всю несобранность действия и милую неуклюжесть, новая картина Люка Бессона заслуживает внимания. Столь сумасбродные и пронизанные личностью автора фильмы стоимостью в сотни миллионов долларов на больших экранах оказываются слишком редко.

«Теснота»: когда нечем дышать

Действие дебютной полнометражной картины 26-летнего режиссёра Кантемира Балагова разворачивается в Кабардино-Балкарии в 1998 году. В Нальчике живёт еврейская семья: Илана помогает отцу в автомастерской, её младший брат Давид собирается жениться. Упорядоченная жизнь рушится, когда Давида и его невесту похищают сразу после помолвки и требуют за них огромный выкуп.

2017 год в сфере российского кинематографа должен был стать годом Звягинцева,
но Балагов украл его часть у режиссёра «Нелюбви».


«Теснота» Балагова завоевала приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд»

Тем удивительнее, что об этом ученике творческой мастерской Александра Сокурова никто раньше толком не слышал. Сделал пару короткометражек и с первой же крупной картиной оказался в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, получил овации французской публики, приз Международной федерации кинопрессы, а чуть позже — ещё и Гран-при фестиваля «Зеркало». Теперь поговаривают, что у «Тесноты» есть шанс представлять Россию на «Оскаре». Заслужен ли такой интерес к картине и её постановщику?

Во вступительных титрах Балагов представляется, давая понять: рассказанная в фильме история носит для него личный характер. Кинематографическое пространство картины и впрямь очень сложно отделить от реальности: полудокументальная манера съёмки с рук и непрофессиональные актёры будто отменяют расстояние между зрительным залом и экраном, вовлекают зрителя внутрь кадра. Даже возможные огрехи при производстве картины работают на неё: к примеру, звук, записанный на месте, который создаёт потрясающий эффект погружения.

Здесь есть то, что обычно не допускается в кино или убирается на стадии постпродакшна: шорохи, невнятные разговоры, лай собак за окном.
Сама реальность схвачена за хвост.

Приметы времени тоже на месте: Mr. Credo и Татьяна Буланова по ТВ, ковры на стенах и постер «Титаника».

Хотя «Теснота» и сугубо реалистична, тусклое освещение сцен часто нарушается яркими цветами. Балагов прибегает к эстетизации реальности — наделяет персонажей и ситуации цветовыми лейтмотивами, словно какой-нибудь Дэвид Линч (вспомните его тёмно-красные занавески и канареечно-жёлтые пиджаки). В «Тесноте» царят синие и оранжевые оттенки, а красный — это, разумеется, цвет опасности.

Работа с цветами — не единственный формалистский приём, использованный Балаговым.
Картина снята в формате три на четыре.


Не ведал мир таких идиллий!
Народ, овации готовь!
Россию в Каннах наградили
За «Тесноту» и «Нелюбовь».

Начало стихотворения «Две беды — теснота и нелюбовь» Дмитрия Быкова

Теснота в «Тесноте» обретает буквальный смысл: персонажи сталкиваются в кадре и жмутся по углам. Они живут в мире маленьких комнат и узких проходов, а сжатое пространство кадра заставляет их быть ещё ближе, даже если они этого не желают.

Героям Балагова так же тесно находиться рядом, как и разным народам Кавказа. Молодого режиссёра, безусловно, волнует тема национализма — жители Кабардино-Балкарии 1990-х в «Тесноте» слишком зависимы от традиций прошлого. Они руководствуются правилами, придуманными за них сотни лет назад. Так, к примеру, родители еврейской девушки Иланы выступают против её свиданий с кабардинцем. Нездоровая ситуация в обществе оказывает сильное влияние на главную героиню фильма: она вступает в противостояние с родителями и, пожалуй, даже как-то слишком художественно принимается отрицать всё, что дорого её семье. Тут уже можно заговорить и об уникальности «Тесноты»: действие подавляющего большинства российских фильмов происходит в Москве или Санкт-Петербурге. Когда вы последний раз видели не карикатурную провинцию в нашем кино?

«Теснота» — это национальный кинематограф Кабардино-Балкарии.
Кабардино-Балкария — часть России.

Для случайного зрителя «Теснота» может стать настоящим испытанием. Некоторые излишне болезненные сцены могут испытать на прочность и зрителя подготовленного — своеобразным центром картины становится шокирующая сцена, где герои смотрят реальные записи казней российских солдат в Чечне.

Не известно, осознавали ли французские зрители в Каннах, что именно они видят на экране.
Но мы-то с вами прекрасно осознаём.

Говорят, в Канны режиссёр привёз версию фильма на полчаса длиннее — отборщики фестиваля попросили урезать картину. Именно в новом варианте «Теснота» вышла и в российский прокат. Некоторые считают: нужно было отрезать ещё. Как это часто бывает, в своём дебютном произведении Балагов пытается высказать всё, что его волнует: жанровая интрига фильма разрешается задолго до его окончания, но автор ещё долго продолжает высказываться. «Теснота» действительно немного теряет в стройности из-за этой полифонии смыслов. Но имеем ли мы право жаловаться на излишне содержательный фильм? Пустых у нас и так с лихвой.

ВКонтакте
G+
OK
 
самое популярное
присоединяйтесь!