Лента новостей

Предложить новость

Кроме шуток

Экстремальный комик Юрий Хованский о тупости отечественного юмора
Рубрика: общество

07.03.2013 09:05

Фотографии предоставлены Юрием Хованским

Жанр stand-up comedy зародился в Великобритании два века тому назад, но только после Второй мировой войны сумел вырваться из оков цензуры, став главной формой юмористического выступления на Западе. В России новый жанр, не успев оформиться, превратился в сомнительный телепродукт. Корреспондент Сиб.фм встретился с культовым персонажем сетевого стендапа и комиком-скандалистом Юрием Хованским, чтобы обсудить убогость современного российского юмора, «отвратительный» КВН и идиотизм национального колорита.

Ты начинал с переводов и озвучки зарубежных комиков. Что заставило заняться стендапом самому?

Всё дело в распутных женщинах. Именно ради их внимания я и стал заниматься стендапом, выступать, делать что-то в интернете. К несчастью, оказалось, что распутных женщин такие вещи не привлекают, так что ничего, кроме славы и денег, я не получил. Это я так пошутил сейчас.


Одним из первых классиков стендап камеди считается американский комик Джордж Карлин, дошутившийся до разбирательств в Верховном суде США

В стендап я не приходил. По сути, я занимался им всегда, только бесплатно: травил байки за столом, что-то рассказывал друзьям. И сейчас большая часть того, что я говорю во время выступлений, базируется на общении с публикой. Для меня ничего не поменялось, просто теперь я делаю это на сцене.

Кроме этого мне всегда хотелось привнести искусство стендапа в Россию, потому что у нас под этим словом чаще всего подразумевается «Comedy club» на ТНТ. А он к жанру стендапа вообще-то отношения не имеет. На Западе это целый культурный пласт, многогранный и интересный. В то время как у нас ничего подобного никогда не было, один КВН кругом: бездарные шутки, культ Маслякова и так далее. Поэтому мне всегда хотелось видеть этот жанр в России, просто чтобы появилось такое явление — комедийный клуб с открытыми микрофонами. Такой, знаешь, как американские маленькие полузаброшенные бары, где вечером сидят 20-30 человек, а на сцене выступает какой-нибудь чувак. Вот это, кстати, и был бы настоящий comedy club.

Какими качествами должен обладать хороший стендап-комик?

Британский комик Ричард Херринг сказал, что все мастера стендапа похожи на фашистских диктаторов. И это правда. Абсолютное неприятие критики, любовь к себе, высокомерие. Мне даже кажется, что фашистские диктаторы и комики взаимозаменяемы. Может быть, из Муссолини получился бы отличный стендап-комик, или из меня отличный диктатор.

Почему изначально ты делал стендап в интернете, а не в клубе?

404 тысячи просмотров у ролика «Хованский разрулит #1» на YouTube

Во-первых, интернет — это неплохая площадка для того, чтобы набрать какую-то популярность. Во-вторых, выступая вживую, можно наделать кучу ошибок, которых можно избежать, если до этого потренироваться на кошках или в сети. Поэтому когда я только начинал выступать живьём, у меня уже был какой-никакой опыт, поставленная речь. Всё это очень помогло.

С другой стороны, сейчас рассчитывать на серьёзный заработок стендапом в интернете не приходится. Хотя вот раньше, до того как «ВКонтакте» поссорился с YouTube (с декабря 2012 года просмотры роликов YouTube, встроенных в социальную сеть «ВКонтакте», не учитываются, — прим. Сиб.фм), это приносило доход. При этом в виртуальном пространстве всегда более популярны простые ролики, простой юмор, шутки о чём-нибудь низком. И чем юмор более интеллектуален, тем менее он востребован — под этот принцип приходится подстраиваться.

В интернете, где публика в основном состоит из людей 13-14 лет, говорить о чём-нибудь умном — само по себе не очень умное решение.

Короче, сегодня заниматься стендапом в сети бессмысленно. Снять и смонтировать один ролик — это куча потраченного времени и 150 тысяч просмотров. А можно поиграть с друзьями во что-нибудь, выложить запись в интернет и получить те же 150 тысяч. При этом сам ролик будет ещё больше, можно больше рекламы вставить.

Интернет как-то повлиял на юмор за пределами сети?

Ты, наверное, видел на моём сегодняшнем выступлении парня, который крикнул «Бомбануло!», и весь зал разорвало от смеха. Вот так и повлиял. Люди стали больше смеяться над глупостями. Ты можешь написать очень сложную и тонкую шутку с отсылками, и никто её не поймёт. А можно просто крикнуть «Нормальный!» голосом Джигурды, и всё — зал твой. Ну что, я в подростковом возрасте тоже смотрел «Камеди Клаб».

А оцени, раз уж коснулись, нынешний уровень «Камеди Клаба». Начиналось же вроде бы неплохо, потом сдулось, нет?


Российский «Comedy Club» был создан в 2005 году членами команды КВН «Новые армяне»

Чушь собачья. Это шоу изначально пыталось выехать на атмосфере стендапа, но фактически оставалось всё тем же КВНом только с запиканным матом и словами «говно» и «жопа». В первых же выпусках нам демонстрировали все эти ужасные миниатюры, сценки, песни под гитару. «Камеди Клаб» никогда не был хорошей задумкой и никогда не был стендапом. Это всегда был КВН. Отвратительное действо.

В России вообще есть какой-нибудь юмористический телепроект, который ты считаешь приемлемым в смысле чистоты жанра?

Я очень уважал «Прожекторперисхилтон», а потому был крайне разочарован, узнав, что почти всё у них шло по сценарию. Тем не менее вполне достойная идея и достойное исполнение. И, естественно, её прикрыли, хороший контент на телевидении никому не нужен.

Зато передача «Зеркало судьбы», где два колдуна по телефону решают проблемы обратившихся к ним людей, будет востребована бесконечно долго, такие шоу у нас не закроют никогда.

То есть будущего у стендапа в России нет, так?

Ну да, всё может плохо закончиться. Хотя, например, открытый микрофон — это отличное начинание, он позволяет клубу зарабатывать деньги, ничего особо не организовывая. Нужно просто поставить микрофон. Проблема в том, что у нас очень мало смешных людей и очень специфический юмор. В Штатах, в Британии люди проще относятся к юмору, а в России он глубоко закомплексован. К примеру, если ты будешь рассказывать долгую шутку, люди начнут тебе кричать: «Ну, давай, пошути уже!»

В одном из выпусков своей передачи «[стоя]» ты говорил как о несостоятельности юмора предыдущей эпохи, так и о глупости юмора современного. В чём проблема-то?

Раньше юмор был чересчур добрым. При этом если послушать выступления западных комиков, можно легко обнаружить социальную сатиру, обличение чего-то. У нас это не так развито, так как нельзя никого обижать. Команда КВН же не будет оскорблять кого-нибудь. Вот, к примеру, на прошлое выступление мы брали дополнительного охранника, ему лет 25. После концерта он подошёл ко мне и спросил: «Зачем ты там выразился о маме того парня?» Вот таких людей уже никак не вернуть.

Наш народ любит просто смешные идиотские истории. Скажем, как русские воруют кирпичи в бочках.

Альтернативный российский юмор потихоньку начинает развиваться, но этот процесс слишком медленный из-за огромного реакционного груза, который остался от прошлых поколений. А люди старой закалки, все, кому за 30-35, вообще не воспринимают современный юмор. Они смотрят Жванецкого и Задорнова, и больше им ничего не нужно.


Михаил Задорнов дважды признавался в плагиате шуток

Почему у нас никогда не было хороших мультсериалов типа «Гриффинов»? Там юмор не привязан ни к чему, они могут даже Иисуса туда вставить. А у нас, когда пробовали делать такие сериалы, например, «Дятловых», выходили просто наборы смешных ситуаций. Из разряда «О-о-о, кто-то оставил кнопку, кто-то потом на неё сел, как больно, о-о-о!». Впрочем, если кто-то хочет над этим смеяться, пусть смеётся.

Над чем шутить нельзя?

Над всем можно. Смех помогает избавиться от проблемы. Скажем, после 11 сентября многие западные комики шутили на эту тему, и это помогало пережить трагедию. А у нас диаметрально противоположная ситуация. То есть если бы кто-то стал шутить на тему Беслана, его бы просто убили, наверное. Можно только посочувствовать людям, не умеющим смеяться не только над собой, но и над какими-то грустными ситуациями. Даже Задорнов говорил: «Смейся над проблемой, и она уйдёт». Понимаешь, даже он до этого дошёл!

Ты знаешь, кто придёт на смену Задорнову и Жванецкому? Коллективный Павел Воля?

То, что делает Воля, назвать стендапом можно с большой натяжкой. Безусловно, он популяризирует жанр, я его за это уважаю. Просто делает он это отвратительно. Он стоит и полтора часа рассказывает, какой он клёвый. У нас нет комедии самоуничижения или чего-то в этом роде. У нас люди хотят казаться клёвыми. Совсем нет такого, чтобы на сцену вышел человек и расписывал, скажем, собственную импотенцию. Нужно постоянно говорить о том, что ты классный и самый крутой. Потому что вот так скажешь про импотенцию, а тебя потом не пригласят в клуб, мол, зачем нам импотент какой-то. Не хватает самоиронии. Да и люди у нас обижаются на всё.

Ты не можешь даже жирного человека назвать жирным, он будет доказывать тебе, что у него такая комплекция, конституция тела и всё такое. Вот до чего мы дошли.

А тебя в телепроекты звали?


Шоу «Усы Гитлера» комика Ричарда Херринга стало предметом многолетних споров и дискуссий в национальных СМИ

Недавно у меня была возможность попасть на НТВ+, но я в нём быстро разочаровался, когда мне сказали: «Унюхаем запах алкоголя — выгоним к чертовой матери». Мне просто не нравится, когда люди вмешиваются в творческий процесс. Одно дело — какие-то коммерческие рамки, и совсем другое, когда какой-то бумагомаратель будет говорить мне, когда можно пить, а когда нельзя. Мне просто обращение не нравится. Никакого уважения. Не думаю, что подобное сотрудничество приведёт к чему-то, кроме тупика.

Народ не привык, что можно зарабатывать деньги не только в шахте. Это опять-таки национальный колорит: к нему можно привыкнуть, с ним можно смириться, но бороться бессмысленно.

Ты можешь назвать себя эдаким «русским Джорджем Карлином» — популяризатором и главным сподвижником отечественного стендапа?

Нет. Во-первых, Джордж Карлин скучный. Я его уважаю, он много сделал для развития жанра, но я не считаю его выступления образцом. Во-вторых, называть себя «русским Карлином» — это слишком себялюбиво. У таких комиков за плечами десятилетия опыта, а я в деле пару лет. Может быть, лет через десять я смогу назвать себя «русским Ричардом Херрингом», но уж точно не сейчас. На данный момент я лишь популяризировал жанр в интернете. Наверное, чуть-чуть уменьшил аудиторию «Камеди Клаба», и этим я действительно могу и хочу гордиться.

Комментарии

Лента новостей

Статьи по теме

Image
14.08.2018
«Металлист» обнажил проблемы

В Новосибирске не утихает скандал вокруг здания, признанного объектом культурного наследия накануне ...

Image
02.08.2018
Призы за здоровое питание

Постоянная покупательница сети «Пятёрочка» из Новосибирска стала обладательницей автомобиля...

Image
01.08.2018
Ставим амбициозные задачи

Кандидат в губернаторы Новосибирской области встретился со своими доверенными лицами...

Image
31.07.2018
Футбольные страсти и никакой пропаганды

О футбольной лихорадке, поисках русской водки и впечатлениях иностранцев от ЧМ...

Image
30.07.2018
Стать киприотом

К чему готовиться тем, кто задумал обосноваться на Кипре и получить заветный паспорт...

Image
27.07.2018
Тысячи идей и предложений

В Новосибирской области подвели первые итоги сбора предложений в стратегию развития региона...

Популярное

Image

За неожиданную беременность женщина отсудила деньги в Новосибирске

Image

Убийством жены и ребёнка отметил семейный праздник иркутянин

Image

Щенка бросили через забор в новосибирский приют

Image

От унылой жизни за диваном спасли Серого в Новосибирске

Image

Сибирячка с голой попой в метро поразила мужчин

Image

Владелец героинового авто пытался «прикрыться» беляшами в Новосибирске

Image

МЧС предупредило новосибирских грибников о возможной опасности