Лента новостей

Предложить новость

Движущиеся картинки

Медиаэксперт Оксана Силантьева о связи кинематографа с новой журналистикой
Рубрика: общество

31.05.2013 08:30

Фотографии Веры Чупровой-Бондарь

Первый в России магистр мультимедиа журналистики Оксана Силантьева прочитала в Новосибирске лекцию о старинных приёмах кинематографа, пригодных в новых медиа. Корреспондент Сиб.фм обсудил с экспертом важность драматургии в длинных текстах, способность журналистов мыслить эпизодами и объективно отражать действительность как трельяж.

На лекции вы сказали, что темой киноприёмов в медиа заинтересовались ещё в студенчестве. Вас прежде всего увлекали возможности монтажа?

Да, у меня была курсовая работа по монтажу. Я училась на телевизионной специализации и стала пробовать монтировать. Смотрю, как-то всё перекособочено выходит: что-то вроде сняла, но нет ощущения, что это профессионально снятая картинка. И родился вопрос: наверняка же есть какие-то правила и законы, по которым это работает. Пошла к научруку, попросила дать книжку почитать. А он был уже пожилой и заслуженный деятель искусств, режиссёр с большим опытом. Заодно попросила ещё современную книжку. Услышала, что никаких современных книжек читать не надо, всё это фигня, и получила наводку на Эйзенштейна. Почитала, но он всё-таки кинорежиссёр, а я тогда безумно фанатела от документалистики.

В библиотеке в разделе «Киномонтаж и кинорежиссура» нашла Дзигу Вертова (одного из основателей и советских теоретиков документального кино, — прим. Сиб.фм) и влюбилась в него по самые уши. Его принцип — когда ты ставишь камеру, а мимо тебя идёт жизнь, и ты не заставляешь людей специально что-то делать — вот это как раз то, что меня до сих пор очень волнует. Мне интереснее наблюдать за людьми в их естественной среде, нежели делать какие-то постановочные съёмки. Потом пошёл Кулешов, затем Пудовкин, потом Феллини и так далее. До Тарковского добралась, наверное, только сейчас: его понимание монтажа и вообще кино — это прямо мозг сломать. Иногда пытаюсь определиться, как я к этому кинематографу отношусь и что про себя думаю.

Я ведь не киноман, ни в коем случае не специалист в истории кино. Для меня фамилия Антониони — это просто крутое слово, которым я умею оперировать.

4 фильма снял Федерико Феллини в 1980-е годы и получил Золотой приз Московского кинофестиваля

При этом я фанатею от Феллини, особенно от поздних его картин, где скрытые эмоции передаются без текстового сопровождения. Журналистика так не может: формат другой, поэтому и задачи другие. Мне показалась логичной попытка скрестить эти две истории. Не знаю, может ли журналистика обогатить кинематограф, но использовать киноприёмы она точно может.

Как законы драматургии и монтажа могут быть реализованы в редакционном материале?

Легко. Текст — это не цельный поток. Это всегда структура, набор фрагментов, абзацев, мыслей. Вы можете поставить один блок информации вперёд, другой назад или в середину, сбоку, рядом — как угодно. А то, как вы выстраиваете структуру текста, как раз и является монтажом. Только вы оперируете не кадром, а кусочком смысла. Строго говоря, никакой разницы нет.

Мы сейчас говорим про длинные тексты с развёрнутой фактурой?

Да. В России есть перекос в сторону малых форм: все ломанулись в новостийную мультимедийную журналистику, и я прекрасно понимаю почему. И всё же нам следует вернуть баланс, делать ставку на longread, думать очерками, темами номера и большими проектами. Информационный повод выгорит через неделю, может быть, через месяц, тогда как существует огромное количество тем, которые будут интересны людям каждый день. Крупной формы пугаться не стоит: есть много методов, облегчающих прочтение длинных текстов.

В конце концов, можно выстраивать цикл материалов как полноценный сериал.

Это как, например?


В расписании занятий белорусских школьников вновь может появиться третий урок физкультуры

Должен быть стержень, ради которого люди будут регулярно приходить на проект. На «Алтапресс» мы делали одно как бы реалити-шоу, обыгрывая тему качества уроков физкультуры в школе. Шесть человек, которые в своих профессиональных сферах имели определённый авторитет, прошли обучение в местной педагогической академии на кафедре физвоспитания. Потом они разрабатывали и публично представляли план урока «Урок физкультуры мечты». Все семинары, всё происходящее мы фотографировали, собирали мнения и так далее. После этого участники шоу приходили в реальные барнаульские школы и проводили свои уроки — и мы снова всё это снимали и выкладывали. Наконец, финал (уже в радиоэфире), где требовалось изложить концепцию развития детского спорта в городе.

Читателей держала игровая составляющая: кто побеждает, какие рейтинги, у кого больше фолловеров. Вокруг этого мы наверчивали журналистику. А можно было, естественно, просто опубликовать 28 редакционных материалов о качестве преподавания физкультуры, но кто их будет читать? Это нереально.

Давайте построим нехитрые параллели: фильм — это публикация, прокатчики — медиа, а кассовые сборы — количество просмотров на сайте. Как быть со сценарием? В большинстве случаев журналист не является инициатором событий, которые он освещает.


Режиссёр и актёр Александр Гордон пять раз становился лауреатом ТЭФИ

Есть документалистика, где сценарист и режиссёр не являются постановщиками событий. Они просто находят героя и выстраивают историю. То есть можно использовать те же приёмы индустрии, просто не из игрового кино. Нужно думать сегментами текста, думать сценами, эпизодами, актами. Не сплошным текстом, а именно фрагментами, чёткими смысловыми кусками. А дальше что-то понимать о герое и конфликте — начинается драматургия и сценарное искусство.

Герой — обязательно человек? На Сиб.фм есть проект, где герои — здания Новосибирска.

Конечно, нет. В кино героями бывали и собаки, и звёзды, и города. Важно, чтобы была динамика и перипетии, складывалась история. Одного информационного повода мало, нужно продумывать углы подачи, сюжетные ходы. Я понимаю, что для многих эти инструменты кажутся взятыми из голливудских киностудий, но нам ничего не мешает использовать их в журналистике. Единственное отличие в том, что мы наполняем историю не придуманными образами, а реальными фактами и людьми.

Не надо писать «у меня сломана нога, я упал с Эвереста», лучше объясни, зачем ты туда вообще полез, как летел обратно и что теперь думаешь о жизни.

То есть каждый раз нужно помнить о сценарном менеджменте и только потом о слоге и стиле.


В фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» хаотично изображена жизнь людей в Москве, Одессе и Киеве

Мы как-то смешали в итоге экстремальный вариант документального кино, где режиссёр ставит на улице камеру и уходит, с манипуляцией реальностью в виде сценария и хитро обставленной драматургии. Насколько объективную и достоверную фактуру мы предоставляем читателю?

У меня есть любимый пример про первую войну в Персидском заливе, когда CNN изобрело «объективную журналистику». Об этом уже книжки написаны. Их телевизионщики поставили камеру, направили в сторону пустыни, убрали журналиста и говорят: «Вот, объективность!» Мол, мы никак не вмешиваемся, не комментируем, не даём авторского текста, вообще ничего не делам — просто показываем, как танки по пустыне пошли. Так и было, но ведь очевидно, что есть пространство кадра — и кадр обрезает реальность. Кадр всегда субъективен. Не может быть объективности в мире субъектов. Может быть непредвзятость, максимальное количество сторон, полемика, но мы всё равно субъекты.

И пресловутое «отражение действительности» тоже, скорее, фиктивный слоган. Можно быть зеркалом, можно запачканным зеркалом, а можно трельяжем. Так вот трельяж с трёх сторон чуть-чуть объёмнее показывает. Я, знаете, сбоку тоже совсем не такая, как при прямой съёмке.

Единственное, что существует, — это этические и редакционные стандарты, планка качества. Конечно, можно их все кодифицировать, согласовать общие принципы, а можно продолжать идти по русскому пути — как чувствую, так и освещаю.

Но в любом случае «Ведомости» и Lifenews будут работать в разных профессиональных нормах.

Ещё одна параллель. Давайте сравним короткометражку с заметкой, обычный полуторачасовой фильм — со статьёй, сериал — с очерком. Какие темы хорошо ложатся на большой размер? Что, наоборот, не нужно растягивать?

72 года длился самый длинный сериал в мире

Я воспользуюсь метафорой, которая уже звучала на лекции: планы, что мы используем в монтаже — крупный, средний, общий — надо применять и в отношении информационного повода. Пусть планы служат призмой. Если проблема затрагивает жизнь многих людей, она сложная и запутанная — делайте мультимедийный проект. Если это история одной жизни — готовьте очерк. Есть набор событий — выстраивайте в серию репортажей. Я не думаю, что мы сможем придумать принципиально другой алгоритм выбора формата. Масштаб события или персоны диктуют объём материала.

С масштабом события обычно разночтений нет, а как быть с масштабом проблемы? Одни редакции волнует городская среда и пробки, другие не уделят им и предложения. На что ориентироваться?

На аудиторию, на вашего читателя. Вы же приблизительно понимаете, для кого пишите, кто вас регулярно читает. Смотрите на этого условного персонажа и прибрасывайте, с чем он сталкивается в повседневности. Если не он сам лично, то его коллеги, друзья и близкие. Что бы он хотел с кем-то обсудить. Определитесь и принимайтесь за работу — конкуренции у вас не будет.

* * *

Лекция была организована журналом Сиб.фм в рамках образовательного проекта «27», посвящённого интернет-коммуникациям, журналистике, маркетингу, рекламе и всему остальному. Поддержку оказывают коктейль-бар Black Milk, жилой комплекс «Оазис». Образовательный партнёр проекта — факультет журналистики Новосибирского государственного университета. Интервью с лекторами, колонки и репортажи с предыдущих выступлений доступны на странице спецпроекта «Медиа: люди, события, тренды».

Комментарии

Лента новостей

Статьи по теме

Image
17.09.2018
Как собака

Есть ли шанс на счастье для людей и зверей

Image
15.08.2018
Копать и строить

В сентябре археологи приступят к раскопкам на месте будущего строительства четвёртого новосибирского...

Image
14.08.2018
«Металлист» обнажил проблемы

В Новосибирске не утихает скандал вокруг здания, признанного объектом культурного наследия накануне ...

Image
02.08.2018
Призы за здоровое питание

Постоянная покупательница сети «Пятёрочка» из Новосибирска стала обладательницей автомобиля...

Image
01.08.2018
Ставим амбициозные задачи

Кандидат в губернаторы Новосибирской области встретился со своими доверенными лицами...

Image
31.07.2018
Футбольные страсти и никакой пропаганды

О футбольной лихорадке, поисках русской водки и впечатлениях иностранцев от ЧМ...

Популярное

Image

За неожиданную беременность женщина отсудила деньги в Новосибирске

Image

Убийством жены и ребёнка отметил семейный праздник иркутянин

Image

Щенка бросили через забор в новосибирский приют

Image

От унылой жизни за диваном спасли Серого в Новосибирске

Image

Сибирячка с голой попой в метро поразила мужчин

Image

Владелец героинового авто пытался «прикрыться» беляшами в Новосибирске

Image

МЧС предупредило новосибирских грибников о возможной опасности