9 сентября немецкий хип-хоп проект Einshoch6 устроил перед кинотеатром «Победа» совместный уличный концерт с симфоническим оркестром Новосибирской консерватории имени М. И. Глинки, собравший более трёх тысяч слушателей. Академические музыканты говорят о сближении с молодой публикой и том, что хип-хоп из уличной культуры стал средством развития языка и воскресил традиции Гёте, Есенина, Маяковского и Бродского. А корреспондент Сиб.фм выяснил у немецких музыкантов, далеко ли рэпу до Моцарта.
Группа Einshoch6 (дословный пер. с нем. — «один в шестой степени» — прим. Сиб.фм) создана в Мюнхене в 2003 году. За плечами у музыкантов — более 400 концертов, сотрудничество с разными симфоническими оркестрами Германии и мира. В рамках проекта Bandtagebuch («Дневник группы»), который реализуется музыкантами совместно с телерадиокомпанией Deutsche Welle и Гёте-Институтом, группа совершила более 15 гастрольных туров по Азии, Африке, Европе и Южной Америке.
Берлинское техно выглядит продуктом культуры на экспорт, тогда как хип-хоп на родном языке можно назвать народным? В чём его народная составляющая?
Хорошо, что существуют разные жанры. Является ли немецкий хип-хоп частью культурного наследия Германии, я не знаю. Для меня важно другое: хип-хоп как направление увлекло целое поколение и открыто любому — тем, кто рифмует и читает рэп, делает скретчи с помощью пластинок.
Важно, что это не элитарная музыка, чем отчасти является техно, а наоборот, доступная.
Истоки хип-хопа лежат в фанке, который является главным «прародителем» этого направления. Но влияние на становление хип-хопа оказали и другие жанры — ритм-н-блюз, соул, джаз, рок и регги
Немецкий язык имеет сложную фонетику и сочинять рэп на нём непросто. У вас есть авторские техники, или вы используете наработки немецких поэтов, как это делают сейчас Oxxxymiron и Гнойный с наследием Серебряного века и футуристов?
Все свои тексты я пишу сам, но мы интерпретируем и классическую поэзию: в недавно вышедшем альбоме есть Гёте — «Новая любовь». Там же мы используем стихотворения Вольфганга Амадеуса Моцарта. Что касается сложности немецкого языка — это сложный язык, но насколько я могу себе представить, русский тоже сложный. Каждый имеет возможность пользоваться родным языком, и благодаря сложности немецкого есть миллионы способов выразить какую-то мысль многогранно и разнообразно.
Кто поддерживает хип-хоп культуру в Германии? Государство в лице муниципальных молодёжных центров или бизнес, некоммерческие фонды?
Хип-хоп никем не поддерживается. Это городская культура, и этим может заниматься любой. Возможно, для крупных проектов находят спонсоров, но не более.
Это культура городских улиц, народная культура.
Мы благодарим за поддержку партнёров — Институт Гёте в Новосибирске, Генеральное консульство Германии и кинотеатр «Победа», а также всех, кто поддержал.
Почему вы рискнули смешать хип-хоп и классику? Вы могли бы уйти в коммерческий хип-хоп?
Мы делаем то, что доставляет нам удовольствие уже 14 лет. Тогда мы собрались не для коммерческого проекта — как друзья, которые занимались как классикой, так и хип-хопом. Из нашего желания играть вместе получилась группа. Я считаю, что заниматься искусством, чтобы продать конечный продукт, неинтересно. Конечно, есть проекты в поп-музыке, которые ставят целью продавать себя, но это точно не наша цель и задача.
Как все музыканты, мы хотим, чтобы нашу музыку слушали. Скоро выйдет наш второй альбом совместно с немецким радио Deutsche Welle — «Путешествие по миру», он распространяется бесплатно. С другой стороны, мы профессиональные музыканты, нам надо зарабатывать на хлеб — поэтому мы даём очень много концертов. Мы стараемся участвовать во всех проектах и с удовольствием ездим по всему миру.
Тому, кто хочет быстро разбогатеть, не стоит становиться музыкантом.
7 альбомов выпустила группа Einshoch6 с 2004 года
С какими оркестрами вы работали?
Мы существуем уже 14 лет, первый наш концерт с симфоническим оркестром состоялся в 2006 году, это был оркестр мюнхенского радио. Мы сыграли с симфоническим Уральским юношеским оркестром в Екатеринбурге в 2016 году, это было первое выступление за границей. Мы очень рады тому, что здесь снова можем соединить классику и хип-хоп.
Кто приходит на ваши концерты?
Какая публика приходит на наши концерты? Это те, кто любит увидеть нечто новое и просто отдохнуть вечером.
Мы не стремимся к крайностям, сотрясая филармонии хип-хопом, и не собираемся играть классику в клубах.
Музыка не является единственным аспектом данного проекта — мы должны привлечь разные аудитории: классическую музыку слушают люди в костюмах в тишине, с другой стороны, молодёжь любит шуметь и танцевать на вечеринках и фестивалях. В Новосибирске мы соединили российскую и немецкую культуру, надеемся, это послужит дружбе между странами.
Субкультура хип-хопа зародилась в 1973 году в афроамериканских и латиноамериканских кварталах Бронкса Нью-Йорка
Насколько сильна социальная составляющая в хип-хопе и в вашем проекте?
Да, мы делаем социальные проекты, занимаемся благотворительностью. Например, давали бесплатные концерты в рамках помощи беженцам. Сама по себе философия группы Einshoch6 — в совмещении двух жанров, а что может быть более социальным, чем сочетание двух разных направлений.
Существует клише, что классическая музыка — более элитарное искусство, в то время как хип-хоп — это уличная культура. Сочетание этих двух культур тоже имеет социальный аспект — проявление интереса к тому, чем живёт социальная группа.
Большинство современного хип-хопа создают саунд-продюсеры на студиях звукозаписи. Вы же делаете ставку на живые выступления. Почему?
Мы очень хорошо играем вживую, поэтому интерес к нашей музыке огромен.
Играть хип-хоп вживую — лучшая возможность донести эту культуру до слушателей.
Хип-хоп культура как глобальное явление давно распалась на рэп, брейк-данс, граффити. В чём особенность немецкого хип-хопа, его уникальность?
Немецкий хип-хоп — очень многослойный и разноплановый. Есть лирический хип-хоп от людей с классическим образованием, они очень хорошо разбираются в языке и используют все его грани в работе. Есть уличная культура: золотые цепи, кепки и прочее. В немецком рэпе есть множество стилей, есть те, кто читает его быстро. Есть и другие, которые читают особенными голосами. Что мне нравится в немецком хип-хопе — есть тысячи и тысячи разветвлений этой культуры.
Треки с последнего альбома на сайте Deutsche Welle
Объединённых немецким языком?
Да, немецкий язык для этого подходит — он очень многообразный и разносторонний. Как я слышал, русский язык такой же.
Своим впечатлением о концерте Hip-Hop vs Klassik поделился также дирижёр оркестра Новосибирской консерватории Сергей Шебалин:
— Проект новый для города в целом, он затрагивает несколько и новых, и традиционных моментов.
Немецкая культура очень хорошо адаптирует традиционное под нас — живых, настоящих. Немецкий язык и страсть к коммуникации.
Цель — показать преемственность поколений: в программе и классика, русская и европейская, и современность на языке хип-хоп. Кто придёт на концерт, для кого эта музыка? Это будет интересно многим.
Редакция Сиб.фм благодарит за помощь переводчика Анну Венедиктову.