сегодня
23 декабря, 03:27
пробки
0/10
курсы валют
usd 102.3 | eur 106.5
83.98% 5.5
сегодня
23 декабря, 03:27
пробки
0/10
курсы валют
usd 102.3 | eur 106.5

Буквально из воздуха

Фотографии Алексея Танюшина

Руководитель школы терменвокса в России, правнук изобретателя этого инструмента, композитор и музыкант Пётр Термен выступил на фестивале «КСТАТИ. Революции в науке», организованном Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) при поддержке госкорпорации «Росатом» и мэрии Новосибирска. Корреспондент Сиб.фм поговорил с ним о том, как научиться играть на терменвоксе за 24 часа, сколько японцев играют на этом инструменте в корпусе матрёшки и насколько он оценён в киноиндустрии.

В 1919 году российский физик Лев Сергеевич Термен произвёл революцию в мире музыки. Он сконструировал и продемонстрировал публике «этерофон» — устройство, позволяющее извлекать звук буквально из воздуха. У музыкального инструмента не было ни струн, ни клавиш, ни какого-либо манипулятора для физического контакта. Музыкант играл, изменяя положение рук в воздухе. Одними из первых изобретение увидели журналисты газеты «Известия», которые, благодаря схожести звука с голосом, нарекли инструмент терменвоксом.

Фото Буквально из воздуха 2

Расскажите, как устроен этот инструмент и откуда берётся звук?

200 тонн весил первый электронный музыкальный инструмент — телармониум — прообраз синтезатора. Терменвокс — первый концертный электронный музыкальный инструмент

Справа — вертикальная антенна, улавливающая движения исполнителя, слева — дуговая, служащая регулятором громкости. Также на передней панели расположены регуляторы настройки тембра и чувствительности инструмента. Внутри — два высокочастотных генератора, один опорный, другой переменный. Правая антенна является частью переменного генератора, получается такой воздушный конденсатор. Когда терменвоксист играет, он взаимодействует с электромагнитным полем. Корпус терменвокса может быть разным, этот изготовлен из ясеня.

На что способен терменвокс?

Диапазон терменвокса — до восьми октав, больше, чем у многих музыкальных инструментов. Терменвокс используется в академической музыке, на нём можно исполнить как произведения из скрипичного, виолончельного, контрабасового, вокального репертуара, так и оригинальную музыку, написанную специально для него.

В джазе, экспериментальной, импровизационной и рок-музыке терменвокс тоже отлично звучит.

Со звуком можно экспериментировать, подключая различные усилители и пропуская через фильтры. В этом плане терменвокс — инструмент универсальный. Всё зависит от исполнителя.

Фото Буквально из воздуха 3

Как вы познакомились с инструментом? В вашей семье это было предопределено?

Безусловно, то, что моя фамилия Термен, не могло не оказать влияния на жизнь.

Когда с детства слышишь, как играют классическую музыку, как музыку сочиняют — это витает в воздухе.

Поэтому я с детства очень любил сочинять мелодии. В то же время это не обязательство с моей стороны — идти по музыкальному пути. Мне всегда были интересны разные сферы, в частности литература. Но так сложилось, что когда ко мне в руки попал терменвокс, а это случилось относительно недавно, в 2011 году, то это стало основным делом, и я стал придумывать и реализовывать ряд проектов.

До терменвокса с какими инструментами вы работали?

До этого я играл на фортепиано и гитаре, месяц пробовал играть на скрипке — бросил. И только после этого был терменвокс.

Фото Буквально из воздуха 4

Какие знания нужны, чтобы научиться играть на терменвоксе, и нужно ли для этого музыкальное образование?

Когда мы говорим об обучении игре на инструменте, всё зависит от того, какой именно человек хочет получить результат.

Терменвоксистка Клара Рокмор говорила:

«Прежде чем вы сыграете музыку на терменвоксе, вы должны услышать её в своей душе».

То есть, если человек хочет научиться играть определённый репертуар, который он чувствует и понимает — он сможет научиться без музыкального бэкграунда, а если человек хочет взяться за что-то технически сложное или непонятное — это другой вопрос. При этом совершенно не обязательно обучение музыке должно носить академический характер, потому что музыка многообразна.

У вас есть спецкурс «Терменвокс за 24 часа», на кого он рассчитан и чему можно научиться?

Курс длится 12 дней. Как правило, учиться приходят люди, которые занимаются музыкой, когда-то занимались или не занимались, но пробовали работать с терменвоксом. Как такового ценза здесь нет, но желательно, чтобы человек имел опыт работы с терменвоксом или другими музыкальными инструментами. Разумеется, за 24 часа человек получает только определённый объём знаний, учится играть несколько мелодий, после этого ему необходимо закрепить знания. Здесь, как с любым музыкальным инструментом, навык развивается только во время постоянных занятий. Так что этот курс настроен на самостоятельную работу, на тех людей, которые решили всерьёз заниматься инструментом.

Фото Буквально из воздуха 5

Фото Буквально из воздуха 6
Терменвокс был символом электрификации России. Концерты музыкального инструмента сопровождались визуальными и тактильными эффектами: кресла в зрительных залах приводились в движение

Насколько широко сообщество исполнителей на терменвоксе?

Исполнителей достаточно мало. В России сообщество ограничивается учениками школы терменвокса, и есть ещё несколько человек, которые выступают независимо от школы. В мире классическую музыку играют десяток человек, а экспериментальную — гораздо больше. Играющих на более-менее хорошем уровне в Европе, Америке и России — не больше 50 человек. Японии касаться не будем — там отдельная история. В Японии, кстати, есть большое сообщество терменвоксистов, играющих на упрощённой версии инструмента — с одной антенной, в корпусе матрёшки. Их более пяти тысяч, представьте!

Что можете сказать об аудитории, интересующейся этим инструментом?

Всегда очень большой разброс интересов и возраста среди публики. Надо сказать, что, когда я начинал читать лекции и выступать, многие, в том числе терменвоксисты, говорили, что это никому не нужно, что на лекции никто не придёт. Но тем не менее, как видите, я до сих пор регулярно выступаю: география расширяется, и с каждым разом количество интересующихся прибавляется.

Не всё, что угодно, подлежит популяризации, а терменвокс достоин того, чтобы им интересовались, он таит в себе достаточно большие возможности.

Терменвокс используется во многих фильмах, в чём причина его популярности среди аранжировщиков?

На самом деле, популярность терменвокса в кино закончилась. Его часто можно было слышать в советском и американском кино до 70-х, а потом его стали использовать редко. Есть примеры, когда он используется в качестве основного инструмента (сериал «Чисто английское убийство») и когда он используется в качестве отдельной небольшой партии (фильм «Бэтмен навсегда»), а о повсеместном использовании речи не идёт.

Российские кинематографисты, например, его вовсе не используют, кроме разве что недавнего фильма «Ангелы революции», где он звучит. На мой взгляд, терменвокс — инструмент недооценённый с точки зрения киноиндустрии. Более того, в 50-е—60-е годы сложился ошибочный стереотип о терменвоксе как об инструменте с жёстким и пугающим вибрато из-за того, что его использовали в момент появления инопланетян, монстров и прочих пугающих явлений. И этот штамп быстро распространился по миру вместе с американской популярной культурой.

Фото Буквально из воздуха 7

Фото Буквально из воздуха 8
Владимир Ленин одним из первых сыграл на терменвоксе. Мелодию Михаила Глинки «Жаворонок» руками вождя начал играть Лев Термен, а закончил её Ленин самостоятельно

То есть можно сказать, что в последние годы начался новый прирост популярности терменвокса?

Популярность — понятие относительное. К примеру, многие певцы в отечественной поп-музыке, которые были популярны в начале 2017 года, например, уже практически забыты широкой публикой, а за пределами России о них вообще никто ничего не знает.

Что касается терменвокса, с момента изобретения, он не был забыт. В 20-е—30-е наибольшее распространение происходило в России и Европе, в 40-е, в связи с войной, в России и Европе было не до музыки, но терменвокс хорошо чувствовал себя в Америке, в 50-е—60-е к нему вернулись в советской культуре, в 70-е его полюбили рок-исполнители, потом он закрепился в Японии.

Но, безусловно, развитие школы терменвокса, фестиваль «Терменология» и концертно-лекционная деятельность оказали влияние.

И здесь задача — не просто популяризировать инструмент, а задать правильное понимание и позиционирование.

Может ли в России терменвокс стать основой для субкультуры, и стремитесь ли вы к этому?

Субкультуры меня не интересуют. Я уверен, что терменвокс в своём аутентичном виде — полноценная часть мировой музыкальной культуры. Причём диапазон его использования чрезвычайно широк.

Загрузка...