Отмеченный многими наградами и признанный среди профессионалов молодой берлинский художник Себастиан Лёршер посетил Новосибирск. Он встречался с художниками, бродил по окраинам города, испытывал странные чувства и вдохновлялся ларьком с мантами и всё ради подарка Гёте-Института к городскому празднику: наблюдательный взгляд извне, описанный уникальным художественным языком. 20 июня, в среду, на нашем портале вы сможете увидеть первую часть сюрприза, а пока — знакомьтесь — Себастиан Лёршер.
Автор рисунка Константин Скотников
Себастиан Лёршер создаёт удивительные графические репортажи о жизни людей из разных уголков мира. Комичные рисунки в виде набросков кажутся простыми, но при этом обладают уникальным стилем и моментально погружают вас в атмосферу далёких стран. Назвать его только художником — сложно. Скорее, он творец без границ.
Его небольшие реплики в книгах о том, что говорят окружающие и что он об этом думает, рассказывают о характерах и быте местных жителей больше, чем некоторые документальные фильмы. Также его творческие порывы не ограничиваются этим: спектакли, анимации, стихи а, в будущем, возможно, и танцы.
Себастиан каждый раз ищет для себя что-то новое — так, в конце мая он посетил холодный и странный (как отметил сам) Новосибирск.
Цель поездки Себастиана Лёршера — подготовить вместе с Гёте-Институтом и Сиб.фм необычный подарок ко Дню города. С 19 по 24 июня включительно мы будем публиковать эксклюзивные работы художника о жизни суровой столицы Сибири и его обитателях, выполненные в неповторимом и ироничном стиле. А также его комментарии об особенностях Новосибирска и чувствах, которые он у него вызвал.
На интервью немец пришёл с большой чёрной папкой с твёрдой потрёпанной обложкой. Он бережно держал её при себе во время разговора. Себастиан Лёршер в беседе создаёт впечатление ребёнка в теле творца: говорит обо всём просто, честно, даже несколько наивно, но при этом чувствуется его необычный взгляд на окружающий мир.
И видимо, благодаря этому немец обладает странным, как говорят, инопланетным обаянием.
Почему вы выбрали именно такой стиль графического репортажа?
Я с детства очень любил читать комиксы и иллюстрированные книги: мне нравилось сочетание рисунка и истории. Эта любовь так и осталась у меня на всю жизнь.
Переход от увлечения к серьёзному занятию искусством произошёл во время учёбы в Высшей школе искусств Вайсензее в Берлине. Первые мои книги — это проекты, которые должен сдавать каждый студент в течение семестра. Мне сильно повезло — в издательствах, куда я приходил с этими книгами, нашлись люди, которым они понравились, и их опубликовали.
Таким образом, из удовольствия, из моего чистого интереса родились первые книги.
И переход от учёбы к профессии оказался достаточно плавным.
Это ваша основная деятельность?
Моя основная работа — это рисунки. Но я делаю не только книги. Потому что они — это личные проекты. На них нет заказов от издательств, никаких предписаний. Это моя идея и моя история. Но дело в том, что с книгой не проживёшь.
Так что я ещё иллюстрирую различные журналы и преподаю рисование для взрослых и студентов. Создаю много живых рисунков для предприятий.
Также я занимаюсь графическими записями (им посвящён отдельный раздел на сайте Себастиана — прим. ред.). Это пришло из США, но и в Германии тоже распространено. Например, компания проводит конференцию, где читают различные доклады. Я слушаю и зарисовываю содержание, то, что считаю важным, превращаю их идеи в рисунок. В конце дня мы получаем рисованный протокол. Как результат по такому протоколу люди могут быстрее вспомнить, о чём они говорили, нежели будут читать десять страниц текста. Это вроде синхронного перевода в рисунок. Также они используются на мастер-классах, чтобы генерировать идеи.
Получается, что многие компании в Германии заинтересованы в том, чтобы нанимать художников?
Это популярно. Но надо чётко определить, что искусство в этом случае далеко на заднем плане. Я бы назвал это услугой. Мне не нужно делать это красивым. Достаточно точно передать информацию. Рисунки в моих книгах — это искусство. А создание таких «конспектов» — это ремесло.
У вас на сайте есть не только графические работы, но и анимации, и даже стендапы... Это отдельные проекты или дополнения к книгам?
У меня есть книга об Австрии. Во время путешествия я много общался с людьми и слушал, о чём они говорят между собой. Диалоги, которые вошли в книгу, были эссенцией всех разговоров и реплик, что я услышал в Австрии. И я решил провести инсценированные чтения.
Получился своеобразный спектакль: я вышел на сцену и читал разными голосами. Когда я говорил за большое количество человек, на экране появлялась проекция происходящего, в том числе и анимации. Я называю это графическим театром. Людям нравятся такие истории, они смеются.
У вашего творчества есть множество ответвлений, оно уходит от простого графического искусства: шаг и в сторону театра, и немного в анимацию. Есть ли в планах новые ответвления, например, соединить ваши репортажи с музыкой?
На самом деле есть.
Самое интересное в моей работе — когда я что-то сделал, мне уже не хочется повторяться. Я ищу новые пути.
Сейчас я работаю над книгой о Нигерии, и это будут рисунки и стихи. Это тоже новый вид письма для меня.
Есть и другая вещь, о которой я давно уже мечтаю: комбинация рисунка и танца. Мы хотим это сделать с одним моим другом.
Ты никогда не знаешь, куда это всё выведет. Скоро в Берлин приедет мой друг из Нигерии. Он делает перфомансы — авангардный театр и танец. И вот с ним мы хотели бы что-то попробовать.
Вы показываете жизнь различных колоритных стран. Какую цель вы преследуете: показать схожесть людей с разных уголков мира или их уникальность?
Скорее — второе. Я потому так охотно и путешествую, потому что вижу всегда что-то другое. Я хочу всегда открывать что-то новое, знакомиться с другими людьми. Нельзя сказать, что во всём мире всё одинаковое — это было бы скучно. Уникальность — это то, что мне важно.
Я был и в Индии, и на Гаити, и в Нигерии. В таких странах проще найти разницу с Германией. Но у меня также есть проект и об Австрии. Она граничит с Германией и, казалось бы, люди должны быть похожи. Но это не так. Люди сильно отличаются. И находить эту разницу интересно в принципе.
Есть цель вашего искусства, месседж?
Странно, но в последнее время мне дважды задавали этот вопрос: в России, вы сейчас, и в Германии. Мне сложно сформулировать ответ, иначе он будет выглядеть воспитательным, и я буду похож на учителя. А я не чувствую, что созрел для какого-то месседжа людям.
Для меня важно показать посредством своих работ разные уголки мира, в которых я побывал, что там меня восхитило. Рисунок — это универсальный язык. И в России, и в Германии, и на Гаити — тебя все понимают. И самое главное, что благодаря рисунку ты объединяешь людей, позволяешь им узнать мир лучше.
Каждый человек достигает этого с помощью своего творчества. Людям, которые занимаются искусством, я бы советовал делать это дальше, иметь для этого достаточно мужества и показывать его другим.
***
После того как диктофон уже выключили, фотограф поинтересовался у Себастиана Лёршера, что же в его чёрной папке. Он скромно её открыл: там были его свежие зарисовки. Художник аккуратно, с любовью разложил их на столе.
А затем долго рассказывал о героях своих новых репортажей, пока мы не выгнали его под дождь для удачных кадров. На что он весело, хоть и с некоторой растерянностью, согласился — всё ради искусства.