В Новосибирске со 2 по 14 декабря проходит XIII Международный Рождественский фестиваль искусств. Для города событие с одной стороны привычное – первый раз его провели в далёком уже 1995 году. Но с другой – зрители всегда ждут фестивали с нетерпением. Во-первых, двухлетние интервалы между ними позволяют успеть соскучиться. Во-вторых, это всегда становится событием в культурной жизни города. В этом году сюрпризов и нововведений будет как никогда много. О самых интересных из них в интервью Сиб.фм рассказал Алексей Крикливый, главный режиссер театра «Глобус», художественный руководитель фестиваля.
В афише фестиваля есть несколько загадочных пунктов. Например, «Новосибирский кейс». Что это?
В этом году мы выделили в отдельную группу наши новосибирские театры. В течение очень небольшого времени они будут играть свои премьерные спектакли – то, что они сами считают какими-то своими важными этапными вещами. Эти спектакли будут специально смотреть приезжие театроведы и критики, и они составят определённую картину театральной жизни города на сегодняшний день. Нам самим очень интересно понять, в каком пространстве мы живём и заслуженно ли называем Новосибирск третьей театральной столицей. Где вообще наше место в мировой истории, если можно так сказать.
По какому принципу выбирали спектакли для этой программы?
Театр «Глобус» не может говорить, допустим, театру «Красный факел» или театру «Старый дом»: вот это берите, а это не берите. Мы предложили им самим выбрать, что для них является важным, как бы они хотели представить себя – через какой спектакль, через какое имя режиссёра, работу артиста или работу художника. Получилась такая самопрезентация в каком-то смысле.
«Воин» Мария Огнева. Первый театр. Фотография с сайта 1-teatr.ru
В программе также есть проект «Предел». Описание тоже интригует: сбор гостей в полночь на станции метро «Сибирская». Что там будет происходить?
Это для нас тоже было очень интересно и важно – попробовать такую вещь, как создание определенного события внутри фестиваля. К нему привлечены продюсер Юлия Чурилова, режиссёр Сергей Чехов, художник Евгений Лемешонок, композитор Володя Бочаров, Денис Франк. Это история о ночной метростанции, вы прогуляетесь и получите какой-то новый диссоциальный опыт. Ребята работают сейчас над этим очень мощно.
«Предел» – конечная станция, провокация зрительских ощущений в привычном городском пространстве метро, которое сейчас в наших глазах может стать «произведением искусства».
Не ждите спектакля-представления, где актёры что-то показывают, а зрители – смотрят. Мы, пассажиры, – мифологические герои, каждый день мы проходим через подземелье и возвращаемся обратно. Предлагаем проделать этот путь ночью вместе с командой художников, исследуя пространство древнего мифа и современного городского транспорта.
Иллюстрация с сайта globus-nsk.ru
Впервые вижу, чтобы на театральное мероприятие нужно было приходить с паспортом.
Метро – стратегический объект. Там строгий пропускной режим. Поэтому и регистрация проходит заранее. Но в этих препятствиях есть свой плюс. Тот, кто туда пойдёт, делает какой-то осознанный выбор, он действительно хочет провести пару часов в каком-то очень интересном пространстве – не только мысли, но и территории. И интерес к этому событию есть – билетов почти не осталось.
В этом году зрители смогут не только посмотреть концерты и спектакли, но и поспорить о них в рамках публичной программы. Это не противоречит самому формату фестиваля?
Любой фестиваль какого-то достойного уровня обязан включать в себя и образовательную историю, и дискуссионную, и теоретическую. На прошлом «Рождественском фестивале» мы этим тоже занимались. У нас были круглые столы, паблик-токи в разных местах города. Мне кажется, это тоже очень важно. Мы можем не принимать чьи-то позиции, но во время дискуссий мы всё равно сами развиваемся, движемся вперед.
Опять-таки люди, которые говорят об этом – Кристина Матвеенко, Алексей Киселёв, Ника Пархомовская, Татьяна Джурова – это очень увлекательные лекторы, слышащие не только театр, но и время. Это же самое интересное – когда мы соединяем то искусство, которое появляется сейчас, с тем временем, в котором мы находимся.
Все эти события так или иначе связаны с театром. А как в афише появилась выставочная программа?
У нас же «Рождественский фестиваль искусств». Музыка, театр – это очевидно должно быть. Но есть ещё разные сферы, которые мы не всегда успеваем зацепить. В этот раз мы решили включить в программу современных художников. Мне кажется, любой фестиваль должен иметь какую-то подвижническую историю. Если мы не будем обращать внимание на то, что вокруг нас есть хорошие авторы, художники, композиторы, музыканты – мы так долго не протянем. Мы должны каким-то образом поддерживать их.
Татьяна Джурова. Фотография с сайта globus-nsk.ru
Музыкальная программа фестиваля в этом году традиционно сильна. Мы к этому уже привыкли, и порой кажется, что публика уже в некоторой степени пресытилась. Особенно если учитывать другие масштабные ежегодные музыкальные форумы. Получится удивить зрителя?
Не буду перечислять коллективы, вы все их прекрасно знаете: оркестр Плетнёва, барочный оркестр, исполнение американцами оперы «Порги и Бесс». Хотя и тут есть место приключениям.
Например, Плетнёв не играет на чужих инструментах. И ему в Новосибирск специально привезут рояль.
Для музыкальной программы мы придумали несколько любопытных штук. Например, «квартирник» группы «Калинов мост» в филармонии. Интерес колоссальный, там давным-давно все билеты проданы.
Группа «Калинов мост». Фотография с сайта phil-nsk.ru
Ну, ещё бы, в Новосибирске — да на Ревякина все билеты-то не продать!
Дело не только в нём. Это очень достойная программа, очень мощная. И ещё интересным будет проект Олега Нестерова и группы «Мегаполис» под названием «Из жизни планет» в Доме учёных Академгородка. Сейчас пока ещё не все понимают, что их ждёт, но это будет реально ошеломительный музыкальный подарок.
Давайте перейдём к основной театральной программе. Чем она будет отличаться в этом году?
Удивительно, что на этом фестивале очень много коллективов и режиссёрских имён, которые первый раз появляются в Новосибирске. Они известны в половине мира, а мы только где-то что-то слышали, а может даже и не знали про них.
Например?
Я без устали буду повторять, что есть такой великий Борис Юхананов и его спектакль «Золотой осёл». Вообще электротеатр Станиславский как явление требует внимательного изучения. То, что они делают – это совершенно необычно. Мы вдруг можем погрузиться в абсолютно другую ситуацию проведения времени в театре.
Я безумно рад тому, что у нас есть возможность представить спектакль «Серёжа», который привезёт МХТ имени Чехова. Режиссёр Дмитрий Крымов – крупнейшая фигура на сегодняшний день в театральном мире. И уже после того, как мы включили спектакль в нашу программу, «Серёжа» был номинирован на «Золотую маску» этого года.
«Серёжа», реж. Дмитрий Крымов. Фотография с сайта globus-nsk.ru
Вся программа – это свежие какие-то вещи, свежие спектакли, мимо которых пройти просто, мне кажется, было бы совершенно неправильно.
Открывает фестиваль «Зобеида» Карло Гоцци. Пьесе 250 лет. Не слишком ли она старая для современного театра?
Это очень ясная работа режиссера Олега Долина. Он сейчас буквально везде, о нём и об этом спектакле говорят очень много.
«Зобеида». Фотография с сайта globus-nsk.ru
Это комедия дель арте, но она сделана каким-то таким образом, что лишена всех этих наших штампов и представлений о ней. Вы действительно можете увидеть, как она работает, и здорово работает, и как интересно это делать сегодня.
Есть определённая группа зрителей, которым обязательно подавай звёзд уровня Хабенского или Райкина, потому что это раскрученные медийные личности. Их отсутствие может сказаться на продажах билетов?
Для некоторых зрителей, наверное, действительно очень интересно посмотреть вживую тех, кого они видели в телевизоре, на киноэкране – для них это впечатление. Но, понимаете, в стране есть так много хороших артистов, которые вообще не снимаются – принципиально или потому что не вовлечены в эту сферу. Но они же от этого хуже артистами не становятся. Есть просто замечательные работы – в спектакле «Зобеида», в спектакле «Серёжа». Я, честно говоря, к этому спокойно отношусь. Вы всё равно обратите на них внимание, потому что наш глаз всегда за живое цепляется и не может от него оторваться. А потом уже вы обязательно запомните эту фамилию, запомните это имя. Вы потом, может быть, если вам понравилось, пробьёте в интернете, и узнаете что-то про этого человека, который подарил вам впечатление.
Я понимаю, что если бы были какие-то очень знакомые лица, то билеты бы покупались, наверное, чуть быстрее. Но не это же главная задача.
Получается, на фестивале мы обязательно откроем для себя новые имена и нам потом будет что вспомнить и что погуглить?
Я уверен в этом.
В этом году билеты стоят дешевле, чем обычно. Это как раз благодаря отсутствию громких имён?
Это была наша задача – сделать фестиваль доступным. Потому что мы помним, какие были цены в предыдущие годы. Конечно, ни к чему хорошему это не приводит. Всё равно кто-то где-то проникает, появляются перекупщики. А в этом году мы очень хотели, чтобы у всех была возможность прийти и посмотреть.
А вы сами как зритель успеете побывать на всех музыкальных, выставочных, театральных и других площадках?
Я уже понимаю, что я не всё увижу и не всё услышу. Вообще для тех людей, которые делают фестиваль, нет возможности всё посмотреть в полном объёме, к сожалению. Просто все будут одновременно на двух, на трёх площадках, даже такие есть у нас пересечения.
Исходя из программы, уверены, что получите удовольствие как зритель? Или вы такими категориями уже давно не рассуждаете?
Нет, я как зритель ведь тоже «прусь» в театре. И я на самом деле очень хотел бы, чтобы то удовольствие от спектаклей из программы фестиваля, которое я сам когда-то получил, было испытано ещё и городом.