В этом году театральный сезон для «Красного факела» закончился неожиданно рано. По плану апрель должен был пройти с грандиозным размахом, ведь театру исполнилось 100 лет со дня основания. Сиб.фм побывал в пустом здании и показал читателям, как выглядит театр без зрителей и артистов.
В преддверии юбилея театр запланировал показ документального спектакля «Мой Красный Факел», ретроспективу прошлых показов в кинотеатре «Победа», премьеру пьесы-памфлета Бертольта Брехта «Карьеры Артуро Уи». Из-за пандемии коронавируса все мероприятия перенесли на сентябрь.
Театр был создан в 1920 году в Одессе группой молодых актёров во главе с режиссёром Владимиром Татищевым. В течение 11 лет «Красный факел» был передвижным, а в 1932 году получил собственную площадку в Новосибирске.
Среди актёров «Красного факела» есть имена, прогремевшие на весь СССР и Россию, – Евгений Матвеев, Андрей Болтнев, Анатолий Лосев.
Театр был создан под влиянием сценических идей Мейерхольда, Станиславского, Таирова. В настоящее время режиссёры и артисты умело сочетают классические русские театральные традиции и новые экспериментальные решения. В труппу «Красного факела» входит 41 актёр, включая двух народных артистов и 13 заслуженных артистов России.
«Красный факел» активно гастролирует. За последнее время театр побывал в США, Финляндии, Польше, Греции, Китае, Германии, Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске. В ноябре 2020 года запланированы гастроли со спектаклем «Онегин» в Сеул.
В 2015 году главным режиссёром театра стал Тимофей Кулябин, поступивший на службу в 2007 году. Также он ставил резонансную оперу «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета, спектакли в Риге, Санкт-Петербурге, Москве.
«Красный факел» неоднократно становился лауреатом премии «Золотая маска»: в 2015 году Тимофей Кулябин получил награду как лучший режиссёр за постановку «Онегина», а в 2017 году приз получил актёрский ансамбль «Трех сестер».
Летом театр традиционно уходил в отпуск. Но чтобы зрители не скучали, в июле театр запускал работу КаФе – третьей, неформатной сцены «Красного факела». Здесь проходили камерные спектакли, музыкальные и литературные вечера. В этом уютном пространстве можно было увидеть артистов с необычной стороны: как музыкантов, певцов и мастеров пародии.
Давайте почувствуем, что мы в театре. Лестница в театре – одно из любимых мест для фотосессий зрителей. В честь 8 марта сотрудники учреждения организовывали конкурс «Я в Красном». Зрительницы присылали свои фотографии в красных нарядах, сделанные в театре. Фото на фоне лестницы – один из любимых вариантов композиции.
Пустое фойе – неприятное зрелище для театралов и артистов. Каждый из них ждёт минуты, когда двери театра снова откроются для зрителей.
На витражах в холле представлена информация, связанная с театром. К примеру, на этом фото рельеф с небольшим рассказом о первом спектакле в «Красном факеле», показанном в Новосибирске. Это пьеса «Гоп-ля, мы живем!» (1932) в постановке Василия Фёдорова.
По традиции в главном фойе перед Новым годом устанавливают ящик, в которой собирают деньги для детей из Дома ребёнка в рамках акции «Будьте добры».
На сцене Малого зала в прошедшем сезоне выпустили премьерный спектакль «Перемирие». Там прошёл последний выпуск пьесы «Гедда Габлер», которая была визитной карточкой «Красного факела» на протяжении семи с половиной лет.
Фойе Малого зала не просто место для прогулок во время антрактов. Там часто проходят различные выставки. Также в ней устраивают спектакли бэби-театра «Мир сначала», которым руководит актриса театра Владислава Франк.
Гардероб выглядит уныло не только без верхней одежды гостей, но и без своих сотрудников. Именно с них закладывается первое впечатление о театре. Во время антрактов, когда посетители выбегают подышать свежим воздухом, именно с гарробщицами и гардеробщиками зрители разговаривают о первых впечатлениях от спектакля.
Преданные поклонники тоже с нетерпением ждут возобновления работы театра. Некоторые зрители не забывают о «Красном факеле» даже после переезда в другой город.
«"Красный факел" очень много значит для меня, благодаря ему я вообще влюбилась в театр. Я переехала из Новосибирска, но слежу за всеми его новостями, хожу на гастроли театра в Москве или Санкт-Петербурге. Однажды даже ездила в Вупперталь (Германия) на постановку оперы "Риголетто" под руководством Тимофея Кулябина. В юбилейный сезон "Красному факелу" пришлось пережить серьезное испытание, как и всем нам, но, мне кажется, это ещё больше укрепило его связь со своими зрителями. Очень жду нового сезона, не терпится увидеть документальный спектакль к столетию театра – это должно быть что-то удивительное», – поделилась с Сиб.фм Мария Масиевич.
Театр тоже несёт убытки во время пандемии, но государство сохранило среднемесячную зарплату у всех работников театра. Кроме того, «Красный факел» попросил у министерства культуры помощь в капитальном ремонте, но этот вопрос ещё рассматривается. Несмотря на финансовые сложности, актёры в июле вернутся к репетициям спектакля «Дело» с режиссёром Дмитрием Егоровым по одноимённому произведению Сухово-Кобылина. В апреле первые пробы спектакли транслировали для зрителей в приложении ZOOM.
Напомним, 21 мая в Новосибирске открылся «Театральный переход» в честь 100-летия театра «Красный факел».