Католическая митрополия в России включает в себя четыре епархии, и одна из них расположена в Новосибирске, её возглавляет епископ Иосиф Верт. Для того чтобы взять у него интервью, не пришлось писать официальных запросов, ждать благословения и даже проходить через металлоискатель. Глава 500 000 католиков, проживающих на территории епархии, лично принимает журналистов в по-европейски лаконично обставленном кабинете и отвечает на вопросы без обтекаемых формулировок. В чём ещё проявляется демократия в католической церкви, а в чём — абсолютная монархия, епископ рассказал корреспонденту Сиб.фм.
Иосиф Верт — российский немец, родом из Караганды. Его предки прибыли в Российскую Империю из Германии 250 лет тому назад по приглашению Екатерины Великой, а родители были депортированы в Казахстан в
Откуда в советское атеистическое время в вас возникло желание поступить в семинарию?
12 тысяч человек остались в живых из 30 тысяч депортированных в Караганду в 1931 году
Никто не может поступить в семинарию просто так, Иисус должен тебя призвать. В России 70 лет не было католических священников, но это не значит, что не было молодых людей, которые чувствовали этот призыв. Я не просто из семьи российских немцев, я из католической семьи и из католической общины. Отца депортировали в Казахстан в 1931 году вместе с ещё 30 тысячами немцев из Поволжья в вагонах для скота. И первое, что сделали эти люди, когда их высадили, — встали и пропели Благодарственный гимн. Такова была их вера. Сколько я себя помню с рождения (а я родился в 1952 году, когда ещё был жив мой тёзка — Иосиф Сталин), мы всегда собирались в общине, молились, даже в самые атеистические реакционные годы в стране. В такой среде можно легче и лучше узнать своё призвание.
Многие одним из важнейших отличий считают большую демократичность католической церкви по сравнению с другими. Это действительно так?
В чём-то да, потому что само западное общество более демократично. Но в некоторых вопросах в церкви нет демократии.
В вопросах веры и морали Папа Римский — абсолютный монарх, мы не можем выставить их на голосование, но хотим дать возможность людям стать более сознательными в этом.
Краеугольный камень Кафедрального Собора в Новосибирске — кусок мрамора с гробницы Святого Петра
Что значит демократия? Когда как можно больше людей участвуют в жизни государства, общины. До Второго Ватиканского собора 1962 года в Голландии, Ирландии на воскресную службу приходили 95% католиков. Но они приходили, час молились, слушали проповедь, делали пожертвование и уходили. Это было всё их членство в общине. А Второй Ватиканский собор их активизировал, число прихожан упало, но их сознательность возросла. За последние 50 лет католическая церковь сделала большой шаг в этом направлении и именно в этом положительном смысле является демократичной.
Как далеко простирается эта демократичность? Например, по отношению к скандалу с Pussy Riot?
В Средние века эта демократичная католическая церковь отправила бы девушек на костёр, но мы живём не в Средние века, и надо на такие вещи смотреть по-другому. На Западе были подобные случаи, и, конечно, нельзя было оставлять их без наказания. Был денежный штраф, административные взыскания, но два года заключения это, конечно, перебор.
На ваш взгляд, церковь может вмешиваться в дела государства, инициировать принятие законов?
Особый церковный суд католический церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой
Иннокентием III
Она не должна вмешиваться в политику: агитировать за какую-то партию или кандидата. Но это не значит, что церковь вне политики, она должна активно участвовать в жизни государства. Когда во Франции шло обсуждение вопроса о том, чтобы однополым парам разрешить усыновление детей, на пикет против этого закона в Париже вышли более 100 человек. И церковь также участвовала в этой демонстрации, не была организатором, но присоединилась. Но есть вопросы, где церковь может быть и инициатором.
То есть истории в СМИ о том, что где-то в Европе стали венчать однополые браки, это выдумки журналистов?
На западе СМИ в религиозном отношении, мягко говоря, не очень грамотные, там часто путают свободу и вседозволенность. Если здесь вы как журналист можете высказаться в прессе о том, что однополые браки это неправильно, то на Западе ваши коллеги уже не могут себе позволить этого. Католическая церковь не признаёт однополые браки, и если бы священник повенчал такой брак, на следующий же день получил бы запрет на служение.
В вопросах брака вообще нет более жёсткой и строгой институции, чем католическая церковь.
В чём это выражается?
Например, у нас практически невозможен развод. Если первый брак был заключён по всем законам, то второй уже не может быть действительным при живом первом супруге. Даже если два атеиста разводятся, и, например, супруг хочет венчаться с католичкой, мы не можем признать второй брак, поскольку первый остается действительным. И когда к нам приходят люди с такой ситуацией, мы часто неофициально советуем им пойти в православную церковь, там с разводом намного проще.
Межрелигиозные браки при этом возможны?
С разрешения епископа мы венчаем даже с атеистами, но с одним условием: оба партнёра должны понимать, что в католической церкви брак — один на всю жизнь. Бог создал мужчину и женщину, а Иисус сказал: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Легче всего допустить брак с православным, потому что наши церкви во многом схожи. С протестантами и мусульманами — сложнее, тут епископ берёт на себя большую ответственность. Если девушка выходит замуж за мусульманина, то существует большая опасность её отпадения от веры христианской. Епископ должен смотреть, насколько сильна её вера. И если он понимает, что через три года она всё равно примет ислам, то разрешение давать нельзя.
А если речь идёт, наоборот, о переходе в католическую веру?
Конечно, католическая церковь примет вас, но решать это нужно по совести перед Богом. Если мотивация ваша: «О, католики имеют плотные связи с Западом, и я уеду жить в Европу», это будет тяжелейший грех. А если вы станете изучать эту религию, и в своём сердце, без лукавства перед Богом, поймёте, что хотите стать католичкой, то, конечно, нужно принимать новую веру.
Оставаться в своей вере, чувствуя, что должен быть в другой, тоже неправильно.
Вы навсегда останетесь в Новосибирске, или вас могут отправить служить в другую страну?
В Царской России иноверцы, вступающие в брак с православными, давали подписку о том, что их дети будут крещены православными
Епископ является главой своей епархии навсегда, как Папа Римский является епископом Рима. Но Папа может делать перестановки. Хотя я имел бы право взбунтоваться и сказать, что хочу остаться здесь. Но такое бывает крайне редко, я знаю лишь один подобный случай. В советские времена коммунисты хотели посадить в тюрьму епископа Будапешта, он скрылся в американском посольстве и жил там много лет. Епархия осталась без главы, поскольку управлять из посольства епископ не мог. Тогда Папа Римский попросил его отказаться от епархии, чтобы можно было назначить нового главу. Но будапештский епископ был уверен, что это неправильно, и не согласился уйти с должности.
На российских федеральных каналах идут передачи о православии, исламе, а католическая церковь больше представлена в интернете. Это осознанный выбор?
Сейчас интернет развивается очень быстро, но, конечно, мы бы хотели иметь доступ к телевидению, только это не зависит от нас. Видимо, католики считаются меньшинством, и для них не находится места в эфире. Но я всегда вспоминаю советское время, когда государство очень поддерживало малые народы, например, какое-нибудь племя на севере в тысячу человек. И если католическая церковь — меньшинство, то государство должно нас поддержать. Это как раз ещё элемент недемократичности нашего общества и государства.