сегодня
20 ноября, 11:35
пробки
4/10
курсы валют
usd 100.0 | eur 105.7
69.44% -8.5
сегодня
20 ноября, 11:35
пробки
4/10
курсы валют
usd 100.0 | eur 105.7

План по валу или вал по плану

Фотографии Алексея Кудинова, Виктора Дмитриева и с сайта Транссибирского арт-фестиваля

Завершившийся 13 апреля очередной Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина проводился уже в шестой раз. Готовясь войти в число национальных проектов, музыкальный форум академической музыки в этом сезоне проводит, наверное, максимальное количество мероприятий. Но уже столкнулся с тем, что в российской провинции ёмкость рынка академической музыки имеет свои ограничения. А далеко не все инициативы организаторов публика готова поддержать рублем. Экстенсивный рост мероприятий фестиваля актуализировал вопрос о качестве исполнительского искусства, убедиться в котором уже нет возможности, поскольку видеозаписи концертов начали удалять из интернета.

Радость соприкосновения с прекрасным искусством

Закрывая шестой Транссибирский арт-фестиваль, его создатель был немногословен. В своем заключительном слове всемирно известный скрипач решил лишний раз подчеркнуть, что его детище год за годом приобретает в мире всё большую популярность. «Остался только один континент, где еще не проходили концерты под его эгидой», – заявил Вадим Репин. Но пояснять, в каком полушарии находится этот неохваченный материк, не стал.

Фото План по валу или вал по плану 2

В последнее время организаторы фестиваля довольно часто говорят о расширении географии его концертов. Она уже давно вышла далеко за пределы самой длинной железной дороги мира. При этом никто не объясняет, почему вообще существует зарубежная часть названного в честь самой известной магистрали России музыкального форума. Он отметился в США, Японии и странах Европы, в то время как Байройтский фестиваль ограничивает себя только Баварией, Зальцбургский – Австрией, а Брегенский – Боденским озером. В нынешнем году было объявлено, что Транссибирский фестиваль впервые пройдет в 15 новых городах, а всего его мероприятия примут 27 городов в семи странах. И только 14 точек на этой карте являются российскими. Причём многие из них располагаются довольно далеко от Транссибирской магистрали. «В этом году мы впервые пересечём Полярный круг и выступим в Норильске», – заявил на пресс-конференции в Новосибирске директор фестиваля Олег Белый.

Фото План по валу или вал по плану 3

Радуются ли новосибирцы столь экстенсивному развитию фестиваля Вадима Репина, неизвестно. Но в том, что они приходят на его концерты с большим воодушевлением, сомневаться не приходится. Посещение симфонических концертов стало престижным, хотя зрители Транссибирского арт-фестиваля довольно заметно отличаются от обычной филармонической публики сибирской столицы. Их, приходящих с ощущением, что они могут приобщиться к великому искусству, музыкальный форум уже успел воспитать, транслируя настойчивые просьбы воздержаться не только от фотографирования, но и от оваций между частями симфонических произведений. Однако рецидивы прошлого случались и на этом фестивале. Например, воодушевленная встречей с прекрасным публика несколько раз пыталась разразиться овациями в адрес китайско-малазийской пианистки Клаудии Янг, которая никак не хотела заканчивать исполнение своего концерта «Сон в красном тереме».

Движение по кругу

За пять лет Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина действительно превратился для Новосибирска в музыкальный форум номер один. Его событийный ряд, который также год от года растет, освещает федеральный телеканал «Культура». Считается, что фестиваль проводится на высочайшем исполнительском уровне, а в нём принимают участие действительно мировые звезды, самым показательным примером чего является приезд дирижера масштаба Кента Нагано. Однако в последнее время вокруг фестиваля сложился целый круг музыкантов, которые приезжали на него уже по несколько раз, а ведь некоторые из них успевают посетить Новосибирск, участвуя и в программах абонементов областной филармонии.

Фото План по валу или вал по плану 4

Такое ощущение, что организаторы форума крутятся вокруг оси одной музыкальной тусовки, и им всё сложнее находить новых исполнителей, чтобы удивить публику. В первые годы, когда Транссибирский фестиваль только начинался, было вполне логичным, что в его орбиту не сразу получится вовлечь многих исполнителей мирового уровня. Сегодня, когда музыкальный форум стал ежегодным, аргументы, связанные с тем, что у звезд свёрстаны планы на ближайшие два-три года, уже не кажутся убедительными. Продажи билетов стартуют не одновременно, а это даёт почву для подозрений, что программа фестиваля утверждается в последний момент. Уверенность в работе исполнителей на самом высоком уровне меркнет, когда понимаешь, что по инициативе самих музыкантов удаляются из интернета видео-трансляции концертов.

Отсечь лишнее

Нынешний, шестой по счету, фестиваль показался довольно рыхлым, если сравнивать его с прошлогодним. Переполненный Государственный концертный зал имени Каца на некоторых концертах не должны вводить в заблуждение. В действительности на главной сцене фестиваля прошло только пять концертов из 12, которые в полной мере можно назвать аншлаговыми. На такое же количество концертов, прошедших в рамках форума, было продано либо чуть более половины, либо меньше половины билетов. Оказывается, что на мероприятия в зале Каца было продано не более 75% билетов, а всего за время фестиваля было бесплатно роздано более трёх тысяч пригласительных билетов.

Само по себе не очень справедливо, когда три четверти посетителей фестиваля оплачивают бесплатное его посещение каждому четвертому.

Но особенно эта несправедливость заметна, когда владельцы пригласительных, едва ли не устраивая скандалы, пытались пройти рамку безопасности без очереди, в которой стояли законные владельцы билетов. Поэтому не стоит удивляться раздражению зрителей, когда по инициативе дирекции областной филармонии была организована еще одна дополнительная проверка билетов в зале.

Форум запросто мог состояться без двух концертов, на которые не было куплено даже половины билетов. Так, осталось непонятным, нужно ли было творить подвиг, выпуская оперу «Тангейзер» со студентами консерватории имени Глинки, если в ней не мог принять участие главный инициатор проекта Дмитрий Юровский. В одну телегу запрячь коня и трепетную лань не удалось – концертная версия оперы Вагнера не стала достижением фестиваля, как и гастроли Харбинского симфонического оркестра.

Фото План по валу или вал по плану 5

Участие в фестивале иностранного музыкального коллектива с самого начала было объявлено Вадимом Репиным как один из принципов Транссибирского фестиваля. Но стоило ли ради его соблюдения приглашать не самый известный в Китае музыкальный коллектив? «Что это за оркестр? Никогда о таком не слышал», – спрашивал Вадима Репина во время интервью на телеканале «Культура» ведущий программы «Главная роль» Юлиан Макаров. Оркестр из Маньчжурии, где ключевые позиции занимают наши соотечественники, действительно удивил. Но только своим попурри из популярных симфонических произведений, исполненным в манере канкана.

Было бы правильнее, если бы посетители этих двух фестивальных мероприятий переместились на дни с программами «Памяти Арнольда Каца», «Поэма экстаза» и «Классика и современность». Однако концертный зал имени Каца в дни, когда можно было воочию увидеть дирижёра Большого театра Тугана Сохиева, познакомиться с новыми произведениями Бориса Лисицына и Александра Раскатова, открыть пианиста Дениса Кожухина, был заполнен едва ли на две трети.

План и вал

Все эти проблемы, скорее всего, кроются в экономике фестиваля, которая выстроена своеобразно. В первые годы затратная часть фестиваля, которая оценивалась в 40 млн рублей, погашалась из бюджета Новосибирской области. Большая часть средств наверняка шла на приезд крупных коллективов – оркестров и театров (в прошлом году в Новосибирск привозили балет Большого театра «Дама с камелиями» Ноймайера, а в нынешнем – театр марионеток «Карло Колла и сыновья» из Милана). Но в последнее время к финансированию Транссибирского фестиваля подключилось правительство России, что подтверждается активным участием в продвижении форума вице-премьера Ольги Голодец. Более того, фестиваль Вадима Репина, бюджет которого, по некоторым сведениями увеличился в два раза, претендует на включение в перечень национальных проектов.

Сегодня, скорее всего, половину расходов на организацию мероприятий форума несет Министерство культуры РФ, а другую половину – власти субъекта федерации, как это положено любому национальному проекту. Последнее обстоятельство видимо и объясняет столь быстрый экстенсивный рост географии фестиваля, проводящего свои концерты далеко от пролегания Транссибирской магистрали. Грубо говоря, организаторы музыкального форума заинтересованы в том, чтобы делать «план по валу». Чем больше концертов и других мероприятий – тем лучше, поскольку денег из федерального и региональных бюджетов будет больше.

Фото План по валу или вал по плану 6

Но есть другая сторона, которая, выступая в роли оператора проекта на местах, более заинтересована в «вале по плану». Как правило, это должна быть местная концертная организация, которая непосредственно занимается организацией мероприятий. Ей преподносят качественный контент «на блюдечке с голубой каёмочкой»: за него не надо платить, но можно получить доходы от продажи билетов. Поэтому довольно странно, когда Новосибирская областная филармония, которая выступала в роли оператора фестиваля, не смогла распродать, по меньшей мере, четверть билетов на ведущий концертный форум региона. Приходится констатировать, что ценовая политика, несмотря на то, что была апробирована абонементная система, оказалась недостаточно гибкой. Не говоря о том, что мероприятия форума совпали с концертами абонементов, распродажа которых проводилась более года назад. Хорошо, что виолончелиста Александра Князева и пианиста Константина Лившица, чьё выступление проходило одновременно с концертом абонемента N 5, очень хорошо знают в Новосибирске.

Нагрузка и перегрузка

Но конфликтов, связанных с проведением «репинского фестиваля», новосибирской филармонии избежать не удалось. На плечи новосибирского академического симфонического оркестра, который является ведущим музыкальным коллективом концертной организации, в ходе форума обычно сваливается основная ноша по сопровождению форума. В прежние годы фигурировали слухи о том, что его музыканты даже не получают за участие премиальных, а руководство культурного учреждения считало, что дополнительных выплат не требуется, поскольку за работу в филармонии оркестранты получают зарплату. Позже музыканты всё-таки стали получать дополнительные деньги за участие в фестивале. Но сегодня ситуация изменилась. Теперь участники оркестра высказывают недовольство огромной нагрузкой, которая возникает из-за совмещения чересчур насыщенной программы арт-фестиваля с абонементными концертами.

Фото План по валу или вал по плану 7

За пять дней до его закрытия руководство профсоюзной организации филармонии направило в адрес Вадима Репина и директора фестиваля Олега Белого документ, в котором обращает внимание, что оркестр работает 16 дней подряд без выходных, сыграв 14 программ в 16 концертах. «Администрация оркестра вынуждена идти на нарушение коллективного договора, назначая дополнительные репетиции, – говорится в обращении. – За счёт удлинения времени репетиций оркестр работает по восемь часов при семичасовом рабочем дне. Бывали также случаи позднего предоставления нотного материала, что приводило к некачественной подготовке оркестра и напряжению во взаимодействии с дирижером».

О реакции организаторов Транссибирского арт-фестиваля пока ничего не известно. Но, похоже, что в Новосибирске время для экстенсивного развития музыкального форума истекло.

Загрузка...