На танцплощадках СССР в 30-е годы прошлого века комсомольские активисты вели борьбу с идеологически неправильными танго и фокстротами, вместо которых молодым людям рекомендовалось танцевать кадриль, польку-тройку и падеспань. Почему такое странное разделение? Потому что у этих танцев есть чёткая структура и строгий рисунок. Ими можно управлять, в отличие от танго, где только двое решают, в какую сторону сделать следующий шаг. Так тоталитарное государство через «методические указания» пыталось управлять даже телами собственных граждан — последним, что им было подконтрольно в условиях всеобщей зарегулированности.
Сейчас режим в России авторитарный — ему, в целом, нет дела до нашей телесности. Но сфера публичного, где граждане могут принимать независимые решения и на что-то влиять, сокращается буквально на глазах и уже скоро подступит к границам наших тел.
Если у тоталитарного государства, при всех его ужасах, была хотя бы декларируемая цель — построить светлое будущее,— то у авторитарного режима не существует цели, кроме поддержания самого себя. В этом случае и развития быть не может — только максимальная заморозка всех социальных, политических и экономических процессов. Во-во. Так оставь, так нормально.
Любая гражданская инициатива вредна, так как может пошатнуть равновесие, и поэтому её необходимо подавить.
Но прямо и открыто сажать и расстреливать теперь нельзя: всё же интернет, международный имидж, кредитный рейтинг — надо блюсти лицо. В итоге авторитарный режим научился блестяще расправляться с инициативами путём их перехвата и медленного удушения.
Возьмём новосибирскую Монстрацию. Просвещённая общественность без конца задаётся вопросом, чем мирное шествие без всяких политических или иных требований может быть опасно власти. Почему оно так беспокоит силовиков на не самом низком уровне (иначе откуда поступил приказ арестовать Лоскутова)? Да потому что для текущей власти опасен сам факт того, что люди организовались сами собой, по собственной инициативе, без ведома свыше. Ключевое слово — «сами». Любое объединение граждан вне контроля авторитарного государства — подрыв его основ.
Так что да — с этой точки зрения и Монстрация опасна, и несогласованное стояние на ступенях ГПНТБ разрушает миропорядок. Но прямо запретить это нельзя — у нас же официально правовое государство. Поэтому власть изощряется: тут не ходите, здесь не собирайтесь, организатора поменяйте. Финальный аккорд — создание Всешествия — авторитарность во всей её красе. То же шествие с лозунгами, только придумано не художниками, а комитетом по делам молодёжи, официально зафиксировано в нужных бумажках и полностью контролируемо. Симулякр, единственная цель которого — заслонить оригинал.
Подобное произошло с «Бессмертным полком». Придуманный журналистами, он быстро привлёк внимание властей. Инициативу перехватили, и теперь сам Путин шествует впереди всех на 9 мая. Не можешь победить — возглавь. ОНФ повторяет повестку оппозиции, одиозный НОД в своё время позаимствовал идею у националистов, изуродовав её донельзя. Российское государство блестяще научилось отбирать руль, создавая фейки, которые блестят, но не радуют.
Недавнее увольнение редакторов РБК — продолжение истории. Независимые СМИ в западных странах — тот же инструмент влияния и управления друг другом различных политических групп. Не сказать, что это прямой общественный контроль, но важно, что рычаг вообще есть. В данном случае СМИ не исчезнет, как не исчезла Лента.ру или РИА-Новости после разгона старых команд — им просто сменят руководство на более сговорчивое. По сути — тот же перехват инициативы. Вы работайте, работайте, только звоночки из Кремля не пропускайте. Вам же не трудно?
И это лишь самые громки случаи. Последствия политических решений — закрытие туристических направлений, сужение ассортимента продуктов, сокращение возможностей для контакта с иностранными организациями. Антигуманный пакет антитеррористических поправок, внесённых депутатом Яровой, грозит многим ограничением свободы из-за неосторожного репоста «ВКонтакте», а конституционная тайна личной переписки вот-вот перестанет быть тайной. Сфера нашего контроля и свобода принятия решений стремительно сокращаются.
Что может сделать рядовой гражданин в такой ситуации? Практически ничего. Подстраиваться противно. Выйти с протестом? Повяжут, посадят, изобьют, засудят, оштрафуют. Никому это не нужно. Если пару лет назад разгон редакции издания уровня РБК мог вызвать у общественности возмущение, то теперь тон постов в моём фейсбуке скорее смиряющийся. Ну да, ребят, такое дело. Хорошо ещё, что так долго протянули. Мы мысленно с вами, до свидания и спасибо за рыбу.
Что из этого следует? Политическая и общественная жизнь тухнет и хиреет, но людям — активным, деятельным, инициативным и при этом не желающим уезжать из страны, — надо во всём этом как-то жить.
Поэтому неизвестно, что произойдёт с политикой или экономикой в ближайшие годы, но можно почти с уверенностью ожидать расцвета всевозможных хобби и увлечения творчеством: бум плетения из лозы, лепки из глины, изучения языков, танцевальных практик и вообще просвещения и самообразования. Лишаясь возможности управлять чем-либо в публичном пространстве и не имея сил сломить тенденцию, люди будут возвращаться к собственной телесности — последней сфере, до которой авторитарной власти, к счастью, нет никакого дела.
Пусть ты не можешь собираться мирно и без оружия, свободно высказываться в прессе или решать, на что пойдут налоги — на кусок глины ты всегда сможешь повлиять, слепив из него вазу. Или горшок. Или свистульку — тут ты творец и властелин. Есть ещё голова, которую можно чему-нибудь научить. Пожалуй, это один из лучших способов избежать чувства подавленности, которое неминуемо охватит общество, где наказывают за любую свободную инициативу.
Выразится это и расцвете просвещения и популяризации науки. Наука всегда давала человеку интеллектуальный приют и отдохновение во времена несвободы. Цицерон писал лучшие речи в период диктатуры Цезаря, в СССР превосходные фундаментальные исследования по истории древней Руси (период, не случайно максимально далёкий от эпохи партийных съездов) историков Бахрушина, Грекова, Лурье, Рыбакова, Тихомирова и Шахматова появлялись в застойных 70-80 годах. «Наука — утешительница человека, когда его социальные отношения отравлены потерей любимой особы, а политические стремления ослаблены невозможностью действовать в государстве согласно своим убеждениям», отмечал выдающийся филолог и антиковед Фаддей Зелинский.
И вот теперь — MOOKи, сайенс-слэмы, фестивали науки, популярность Аси Казанцевой и Евгении Тимоновой. В одном только Новосибирске сейчас действует несколько образовательных проектов — «Новосибирский Открытый университет», «Открытая кафедра», «Литпросвет», интеллектуальное кафе «Эврика», «Научные чтения» и регулярные Science Slam. Не говоря о Дне Космонавтики, который в этом году по всей стране отмечали с особым размахом. Направлять творческую энергию сюда — модно, эффективно, полезно и практически безопасно. Просветители во все времена надеялись, что с освобождения разума каждого человека начнётся, наконец, и освобождение общества. Другое дело, что раньше просвещение пытались спустить сверху людям, которым оно было, мягко говоря, неинтересно. Теперь просвещение идёт изнутри – в этом есть надежда.
Год назад журналист Олег Кашин в публичных дебатах с Навальным настаивал, что бесполезно участвовать в выборах, организованных авторитарным государством, поскольку выбора всё равно никакого не будет — пора учить санскрит. Кажется, он был прав. Осознав границы, возможности и потребности собственного тела и разума, российские граждане, может быть, и интересы и потребности ближнего своего начнут уважать. На этом моменте возникнут сильные гражданские институты. А там и настоящая демократия.