«АмФест» — единственный в России смотр американского независимого кино. Программный директор центра культуры и отдыха «Победа» Никита Поршукевич рассказывает о фильмах, входящих в программу 2016 года.
Называть «Амфест» независимым в полном (если хотите, европейском) смысле этого слова, конечно, не совсем верно. Режиссёры зависят от студий, более или менее крупных, от дистрибьюторских компаний. Тот же Джеймс Шеймус, автор фильма-открытия «Возмущение», является исполнительным директором крупной и успешной компании Focus Features, специализирующейся на продвижении арт-кино и являющейся частью гигантской Universal.
Поэтому, когда мы употребляем слово «независимые» применительно к американским фильмам, важно иметь в виду, что, в отличие от студийных, их особенность — в продюсерском контроле. Режиссёры вольны в выборе темы, сюжетных ходов, актёрского состава, в методах съёмки. Они не боятся препарировать сложные для американского общества темы, исследовать двойное дно американской демократии, демифологизировать незыблемые американские ценности. Актёры получают возможность раскрыть свой потенциал, показать широту таланта. Всё это свойственно фильмам, вошедшим в программу этого года.
Смотреть их необходимо именно на большом экране и именно с субтитрами, чтобы почувствовать всю красоту операторской работы и языка, важнейшего инструмента актёрской выразительности. То, как Дэниэл Рэдклифф в «Абсолютной власти» меняет тембр голоса в зависимости от ситуации, проглатывает окончания, переходит на грубый сленг, просто расшибает в пух и прах все представления о нём как о заложнике одной роли. Все пять фильмов будут показаны только по одному разу и только в «Победе». Пропустить такое любому уважающему себя киноману никак нельзя!
Энг Ли — американский режиссёр китайского происхождения, снял фильмы «Халк», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Ледяной шторм»
Возмущение
Фильмом открытия станет уже упомянутое «Возмущение». И возмутиться там есть чему: 50-е годы, война в Корее, проблемы религиозного воспитания, в грубой форме практикующегося в колледжах, начало широкого общественного движения протеста и связанного с ним движения битников. Всё это Джеймс Шеймус, который в своё время набил руку на сценариях к фильмам Энга Ли, подаёт в изящном и непринуждённом виде.
Фильм буквально окрыляет, и после просмотра хочется сказать веское слово на тему какой-нибудь острой проблемы. Да, звучит это комично, но таков его посыл: важные для общества вопросы необходимо обсуждать, но с интеллигентским мягким юмором, настраивающим на уважение друг к другу. Кино идеально настраивает на просмотр других фильмов фестиваля и, к тому же, без него их будет трудно понять.
13 полнометражных фильмов, шесть телесериалов, сотни книг и рассказов, массу компьютерных игр включает в себя медиафраншиза Star Trek
Ради Спока
Например, документальная лента «Ради Спока» Адама Нимоя, сына актёра Леонарда Нимоя, сыгравшего легендарного Спока из космической саги «Стартрек». Фильм специально для фанатов франшизы, которые смогут открыть для себя все грани дарования Леонарда и увидеть ранее не опубликованные снимки и видео. Леонард-музыкант, Леонард-поэт, фотограф, кинорежиссёр, театральный актёр и просто семьянин, общающийся со своим сыном. Для тех, кто холодно относится к «Стартреку», фильм станет прекрасным примером документального повествования, вхождения в тему, в жизнь героя.
Абсолютная власть
Фильм Дэниэла Рагуссиса «Абсолютная власть» с его знаменитым тёзкой Дэниэлом Рэдклиффом в главной роли — то, что надо для поклонников «поттерианы», а также для любящих пошутить на тему британского «волшебника». Рэдклифф играет человека с двойным дном, вынужденного встраиваться во враждебную для него среду. Режиссёра интересуют расизм, терроризм, социальное и экономическое расслоение в США, а за ними, что намного важней, стоят человеческие взаимоотношения, делающие из людей волков. Эти проблемы в той или иной степени актуальны для многих стран. Герои фильма отчаянно пытаются их решить, только вот результаты могут непоправимо изменить их самих.
Ребекка Миллер — американская актриса, сценарист и кинорежиссёр, дочь драматурга Артура Миллера
План Мэгги
«План Мэгги» Ребекки Миллер, замечательной писательницы и режиссёра, позволяет немного расслабиться после приключений в расистском подполье. Это лёгкая интеллектуальная комедия с новой иконой американских независимых фильмов Греттой Гервиг и обаятельным Итаном Хоуком. Между ними — строгая, властная, но по-своему красивая и милая Джулианна Мур. От любовных похождений нью-йоркских профессоров не сходит с лица улыбка, герои заставляют сопереживать и умиляться обворожительной неуклюжести, свойственной только добрым и мечтательным людям.
Филип Рот — американский писатель, автор более 25 романов, лауреат Пулитцеровской премии
Американская пастораль
«Американская пастораль» — режиссёрский дебют в полном метре для Юэна МакГрегора, и довольно смелый. МакГрегору пришлось сесть в кресло режиссёра после ухода из проекта австралийца Филлипа Нойса. Как и «Возмущение», фильм снят по прозе культового американского писателя XX века Филипа Рота. Всё те же злободневные для страны темы, только вместо 50-х — 60-е, самое буйное десятилетие, вместо Кореи — Вьетнам, вместо битников — хиппи и левые радикалы. Как раз к таким и уходит дочь главного героя, которого играет сам МакГрегор. Разрушение семейных ценностей, рождение альтернативных субкультур и идеологий. Идеальная завершающая семейно-анархическая рифма к фильму открытия, точно соответствующая тональности всего фестиваля.