сегодня
22 ноября, 05:58
пробки
0/10
курсы валют
usd 100.6 | eur 106.0
78.81% 1.7
сегодня
22 ноября, 05:58
пробки
0/10
курсы валют
usd 100.6 | eur 106.0

Нельзя всё время говорить о плохом

Фотографии Веры Сальницкой

Фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера» основан на событиях, происходивших в 1939 году в Польше, все персонажи — реальные люди. Один из них — художник Йосеф Бау, именно его свадьба с девушкой Ривкой показана в кино. Выставка рисунков Бау, сделанных в концлагере, и картин, написанных после возвращения в Израиль, проходит в Новосибирском художественном музее. Корреспондент Сиб.фм узнал подробности жизни удивительного художника и поговорил с первым секретарём посольства Израиля о сочетании трагичного и комичного на выставке, тяжёлой судьбе еврейского народа и любви художника к жизни.

Йосеф Бау попал в Краковское гетто в 1939 году, когда ему было всего 19 лет. До этого он учился в Краковском университете изобразительных искусств и не представлял, что владение каллиграфией поможет ему выжить. Спустя два года из гетто Йосефа переправили в концлагерь Плашув.

— Папа был специалистом по написанию готическим шрифтом, и сам создавал план лагеря Плашув. Тогда он не мог знать, что Гитлер лично, своей рукой подписал указ о выборе графического художника, который бы делал эти надписи для нацисткой партии, — рассказывают дочери художника Цилила и Адаса Бау.

Фото Нельзя всё время говорить о плохом 2

В лагере Бау освоил технику изготовления поддельных документов, с помощью которых из гетто смогли бежать более четырёхсот евреев. Сам он провёл там долгие годы — унизительные, страшные годы. Многие ему говорили: «Йоси, что ты тут делаешь? Немедленно убегай, тебе грозит смерть!»

Но он отвечал: «Нет, я остаюсь здесь. Моя миссия, задача — спасать людей».

В Плашуве Йосеф познакомился с Ривкой, полюбил её, там и прошло их тайное бракосочетание.

— Сцена свадьбы, которая показывается в фильме «Список Шиндлера», — это свадьба наших родителей. Они действительно познакомились за проволокой концлагеря. Для встреч со своей будущей женой отец проникал тайком на женскую половину, там они и поженились на глазах многих людей, но тайным браком. В фильме показывается полог — хупа, но на самом деле его, конечно, не было, тем более что церемония протекала в строжайшем секрете. В роли раввина, который должен проводить обряд, была мать Йосефа Бау, наша бабушка Циля.

Фото Нельзя всё время говорить о плохом 3

У Йосефа и Ривки не было хупы, зато были обручальные кольца — изготовленные из серебряной ложечки, которую художник выменял на пайки хлеба, собранные за несколько дней.

Ривка — профессиональная медсестра, она спасла жизни десятки заключённых.

В том числе и жизнь своего мужа. Правда, в той ситуации её медицинские знания были ни при чём — в списке Шиндлера изначально стояло её имя. Ривка настояла, чтобы её заменили на Йосефа.

Таким образом Бау попал в список Шиндлера, что означало спасение, а Ривку отправили в Освенцим, что было равнозначно смерти. Но через некоторое время три сотни заключённых-женщин, среди которых была и Ривка, перевели в другой лагерь на территории Чехии, где требовались работницы.

Фото Нельзя всё время говорить о плохом 4

Фото Нельзя всё время говорить о плохом 5
Список Шиндлера — список евреев из концлагеря Плашув, работающих на заводе немца

— Оскар Шиндлер приезжал в Израиль множество раз. Во время войны он был очень успешным предпринимателем и спас около 1200 евреев. Но после удача ему изменила, бизнес уже не шёл. Люди, которых он спас из тех лагерей смерти, посылали ему деньги. Наш отец в том числе, и каждый раз он говорил: «Я буду это делать, потому что Оскар спас мою жизнь».

— Когда мне было пять лет, Оскар Шиндлер приезжал к нам в гости. Однажды он обнял меня, поднял высоко-высоко, подбросил и сказал: «Ты моя внучка. Я спас твоего отца, а у него появилась ты, значит, ты моя внучка». Я очень гордилась. Он был тёплый душой человек, мы его искренне любили, — вспоминает Цилила Бау.

Фото Нельзя всё время говорить о плохом 6

Спустя годы Йосеф и Ривка устроили настоящую свадьбу с хупой. Фотографию, которая была сделана после этой свадьбы, художник отретушировал, «одев» себя и Ривку в арестантские полосатые робы, чтобы восстановить историческую справедливость.

Фото Нельзя всё время говорить о плохом 7
Адольф Эйхман был повешен в ночь с 31 мая на 1 июня 1969 года

В 1950 году Бау эмигрировал в Израиль, где начал работать в подразделении секретной разведслужбы. Лишь после его смерти стало известно, что он работал художником-графиком в Моссаде и изготовил десятки иностранных паспортов и других документов, с помощью которых израильские разведчики беспрепятственно перемещались по миру.

— Наш отец изготавливал документы для тех, кто поймал самого Адольфа Эйхмана — нациста, ответственного за истребление евреев. Помощь папы пригодилась в осуществлении многих операций израильской разведки.

Как-то он оказался в вестибюле ООН, увидел висящие там картины и сказал со вздохом: «Вот побывать бы здесь моим произведениям». Он мечтал, чтобы там состоялась его выставка.

В 2006 году, спустя четыре года после смерти Йосефа Бау, дочерям позвонили из ООН и сказали, что хотят устроить выставку его работ. Она состоялась в январе 2007 года.

Фото Нельзя всё время говорить о плохом 8

— Во время почётного объявление об открытии мы во всеуслышание сказали: «Отец, твои мечты сбылись». И весь зал встал, разразившись громовыми аплодисментами.

Фото Нельзя всё время говорить о плохом 9
По традиции, в конце обряда бракосочетания жених должен разбить ногой бокал. В наше время бокал иногда заменяют лампой накаливания

В Тель-Авиве находится музей-мастерская художника. Там хранятся его картины, книги и киноплёнки — именно Бау был одним из основоположников израильской анимации. Заведуют музеем его дочери. Они же оплачивают аренду помещения, в котором расположена экспозиция, — в последнее время это становится всё тяжелее.

— Этот музей очень важен для Израиля как история еврейского мироощущения, история Холокоста. Нам очень нравится, когда люди сюда приходят, многое узнают, от этого место остаётся живым. Мы не можем себе представить, что случится, если музей должен будет уехать или просто исчезнуть. Наши родители — это люди, любившие жизнь, люди, которые спасли множество жизней. Они достойны памяти.

Ирис Цвайг, первый секретарь посольства Израиля в Новосибирске:

— Когда мы решали вместе с музеем сделать совместный проект, то остановились на картинах Йосефа Бау. Личность этого человека подвигла нас к этому решению: это не только замечательный график, который много лет не был известен, но это ещё и удивительная личность, которая многому учит.

Фото Нельзя всё время говорить о плохом 10

Вторая причина, почему мы выбрали именно этого художника: в этом году исполняется 20 лет, как на экраны вышел фильм «Список Шиндлера», ровно 40 лет назад умер сам Шиндлер, который является праведником еврейского народа, и 70 лет со дня свадьбы Йосефа и Ривки Бау.

Это две выставки, которые мы объединили неслучайно, нам показалось, что это правильно.

Первая выставка — «Был ли ты когда-нибудь голоден, господи?» — посвящена Холокосту, катастрофе еврейского народа. Вторая — «Рисунки говорят на иврите». Вместе они — будто тьма и абсолютное возрождение. Это не просто какой-то концепт, это мозаика его жизни, его творчества. Он был человеком с необычайным чувством юмора, видением мира.

Фото Нельзя всё время говорить о плохом 11

Фото Нельзя всё время говорить о плохом 12
Израильский культурный центр проводит фотоконкурс «Израиль глазами новосибирцев»

Когда я увидела, как развешены работы на выставке, то стала думать, как человек, переживший такие страшные, жуткие жизненные перипетии, смеётся над простыми вещами. Он делает это так колко, так честно и тонко, что невольно задумываешься о силе духа. Без чувства юмора тогда было невозможно выживать, ты погибнешь, если не сможешь представить что-то другое, кроме этого ужаса.

Картины, которые на выставке «Был ли ты когда-нибудь голоден, господи?», он нарисовал в концентрационном лагере в блокноте размером со спичечный коробок. Этот блокнот постоянно был у него в кармане. Представляете, какое нужно было иметь мужество — выпал хоть один листик — и не спасла бы его никакая графика.

Фото Нельзя всё время говорить о плохом 13

Когда Бау приехал в Израиль, он просто влюбился в иврит и начал писать картины о языке. Вторая выставка — его зарисовки, где он в ситуациях отражает буквы нашего алфавита. И не так важно, видите вы эти буквы или нет, всё равно вы поймёте эти зарисовки.

Новосибирск — первый город, где эти выставки поставили рядом. В Москве, например, показали только картины, посвящённые Холокосту. Но нельзя всё время говорить только о плохом. Это перестаёт действовать.

Загрузка...