сегодня
19 апреля, 06:03
пробки
0/10
курсы валют
usd 94.09 | eur 100.5
сегодня
19 апреля, 06:03
пробки
0/10
курсы валют
usd 94.09 | eur 100.5

Театр повсюду и нигде

Фотографии Валентина Копалова

С 3 по 6 декабря в Новосибирске прошла «Школа театрального блогера», которую курировала театральный критик, арт-директор московского центра имени Всеволода Мейерхольда Елена Ковальская. Корреспондент Сиб.фм поговорил с членом экспертного совета «Золотой Маски» и в прошлом обозревателем журнала «Афиша» о современном театре, об отличиях Москвы от России и иллюзорной границе между искусством и жизнью.

Вы говорили, что современный театр отражает реальность...

Этого быть не может. Такого я точно не говорила. Традиционный театр — да, но современный театр действительность не отражает: он ею является.

Фото Театр повсюду и нигде 2

Что такое современный театр, как он выглядит и в чём его суть?

Я видела спектакль странный очень, удивительный. Называется «Сargo Moscow». Импресарио Фёдор Елютин уже не первый год продюсирует в Москве постановки немецко-швейцарского театра. И вот этим летом мы, группа москвичей, приехали на край города.

На краю города, где стоят какие-то чебуречные, фалафельные, мы увидели грузовик, а рядом — двух дюжих мужчин.

13 лет Елена Ковальская вела театральную рубрику в журнале «Афиша»

Нас пригласили в кузов, где мы располагались на подиуме, а одна из стен этого грузовика являлась прозрачным стеклом.

И вот мы ездили по Москве: два человека в течение часа возили нас мимо нефтеперерабатывающего завода размером с мой родной город, на стоянки мы заезжали специальные для дальнобойщиков, заправочные станции посещали. И два реальных дальнобойщика, которые работали на маршруте Москва — Магадан, рассказывали нам истории о своей работе и жизни. Это спектакль о русской дороге, русских дураках, о русских героях.

Фото Театр повсюду и нигде 3

Время от времени стеклянное полотно закрывалось экраном, и нам демонстрировали виды реальной поездки по трассе Москва — Магадан.

Мы видели дорогу-дорогу-дорогу. Тайга без единого огонька, без единого знака. Мы все вмести погружались под воду, переходя речку Ангарку. Мы ехали в Магадан.

Можно ли такое путешествие назвать театром?

Этот вопрос уже неактуален, мы ведь перемахнули почти первую четверть XXI века. Новый театр как деятельность родился ещё в начале XX века, вместе с фигурой режиссёра, вместе с новой драмой, с Чеховым, Станиславским, Мейерхольдом. И этот театр уже преодолел все мыслимые границы конвенционального театра.

Фото Театр повсюду и нигде 4

Я могу вам доказывать сколько угодно, что вот там два модуса, поэтому это театр, но на самом деле это было происшествие, которое случилось с группой москвичей. Мы посмотрели страну, которой никогда не видели, увидели Москву в необычном ракурсе, когда экран поднимался, на нас смотрели люди и мы.

Сегодня театр повсюду и нигде, он всё и ничто.

Современный театр пытается преодолеть границу между искусством и жизнью, и это ему удаётся чрезвычайно успешно.

Фото Театр повсюду и нигде 5

А традиционный театр всё ещё актуален в наше время?

Традиционный театр — это социальный ритуал, который позволяет людям почувствовать себя людьми. Один исследователь говорит, что такой театр производит самый дефицитный товар — доверие. Он проводит аналогию: мы приходим в театр, сдаём в гардероб свои панцири и обнажёнными существами входим в зрительный зал, совместно переживать действо. И это то, что мы любим в традиционном театре.

«Мы лучшие люди этого города,
мы радуемся встрече друг с другом».

В кино, например, у нас нет коммуникации: мы, полагая, что нас никто не видит, едим попкорн, смотрим фильм, самостоятельно что-то переживаем, а в театре мы видим реакции друг друга и переживаем совместно. В современном театре это больше индивидуальное путешествие. Приключение, которое происходит благодаря вашей фантазии.

Фото Театр повсюду и нигде 6

Фото Театр повсюду и нигде 7
«Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, — это уже театр». Густав Холоубек

Кто такой театральный блогер? Это не профессиональный критик, который может по косточкам разложить театральное действие, и не обычный зритель, который в рецензии скажет «мне не понравилось». Какой уровень знаний необходим человеку, чтобы успешно вести свой блог о театре?

Наша школа театрального блогера — это школа для театральных критиков, которые пишут о театре в социальных сетях. Меня позвали для того, чтобы я рассказала о критериях, с которыми стоит подходить сегодня к театру, чтобы человек, который и так сегодня пишет в социальных сетях, был более просвещённым.

Можете привести пример хорошего театрального блогера?

— Театральный блогинг только начинает зарождаться, и он сразу рождается в конфликте с традиционной критикой. Вот появился резонансный блогер Виктор Вилисов.

После консервативного поворота Министерство культуры перетряхнуло свои институции, достало несколько людей, которые умеют связно писать, и назначило их театральными критиками консервативного толка. Но какая-нибудь Капитолина Кокшенёва, которая как явление возмущает театральную общественность — ничто по сравнению с тем, какую бурю эмоций вызвало появление Вилисова. Поэтому для того, чтобы понять, что такое театральный блогинг, стоит изучать то, что делает он.

Фото Театр повсюду и нигде 8

Это молодой человек с очень свежим взглядом, он недавно влюбился в театр, имеет мало зрительского опыта, но стремительно развивается. И он по своей популярности затмевает тех, кто пишет в традиционных медиа. Он пишет иначе. Он пользуется категориальным инструментарием современной культуры. Важно, что он человек нового типа.

Он тот молодой лев, который сметёт нас с лица земли.

Фото Театр повсюду и нигде 9
Тексты Виктора Вилисова на Сиб.фм

Какие вы можете дать три основополагающих правила для новых людей, которые собираются писать о театре?

Первое: побольше читать, смотреть и быть самостоятельным в своих суждениях. Второе: театр — дело как будто простое, человечное. Много людей участвует в создании спектакля, поэтому результат у него не такой перфектный, как в других искусствах. В театре имеет смысл судить не артефакт, произведение, которое создаётся, а его готовое свойство.

Театр — это коммуникация, встреча живого с живым. И понятно, что никаким видео, никакой фиксацией не передать то, что является феноменом театра. Об этой событийности и феноменальности стоит помнить. В противном случае ты начинаешь придираться к тому, как кричал артист или как стояла кушетка. Это вещи совсем не существенные.

Фото Театр повсюду и нигде 10

Третье — помнить, что, читая вас, мы читаем именно вас. Мы не ждём истины в последней инстанции, нам интересно мнение конкретного человека: уязвимого, простого, со своими свойствами, поэтому, когда мы читаем блогера, мы выбираем уникальный авторский стиль.

Вы в 2016 году входили в состав экспертного совета «Золотой Маски». Каково это — отсмотреть больше 400 спектаклей за год? Это примерно по одному спектаклю ежедневно, а ведь работа театра включает в себя и работу зрителя. Как удаётся справляться с таким огромным потоком?

241 спектакль у меня был по стране. Это изнурительная и тяжёлая работа. Это четыре спектакля в неделю и четыре поездки в месяц. Это бессонные ночи, порванные отношения: когда я была членом экспертного совета, меня бросил мужчина.

Денег здесь платят несоразмерно, но ты понимаешь контекст, страну, которую никогда не видел. Это же такая прекрасная халява. Только благодаря «Золотой Маске» я увидела Россию.

Хотя что я там видела: все гостиницы одинаковые, улицы завалены снегом, а если не снегом, то пылью. Но театр как раз является отражением города, и я, конечно, посмотрела множество прекраснейших работ.

Есть ли актуальный театр в регионах?

Конечно, в регионах его полным-полно. Москва — пожар амбиций. Как правило, человек, который мог бы быть царём горы в регионе, в Москве мельчает. Он встаёт в один ряд с другими, начинаются соревнования, в которых творчество — не самая главная вещь. Поэтому в регионах происходит самое интересное.

Фото Театр повсюду и нигде 11

Например, в городе Прокопьевске Марат Гацалов поставил пьесу «Экспонаты» и отправил спектакль на «Золотую Маску». И это, может быть, была его лучшая работа, самая интересная. Или то, что происходит в ростовском театре «18+». Это один бесконечный эксперимент современной драматургии.

Театр — дело очень контекстуальное.
Контекст создаёт сама аудитория.

0 гостеатров были коммерчески успешны в 2016, по исследованию РБК

Поэтому, например, когда ты смотришь спектакль в Прокопьевске, ты узнаёшь всё об этом городе. Ты узнаёшь всё про людей, как они реагируют, ты узнаёшь про художника, как он с ними взаимодействует, про артистов.

А что скажите про репертуар новосибирских театров?

Я бы отметила «Снегурочку» Пьяновой в «Старом доме». Это же настоящий феномен.

Это возможно только здесь, где могут сказать: «Мы будем делать это, потому что
раньше такого не пробовали».

И это оказалась феноменальная, крутая, энергетическая вещь.

Или вот «Три сестры» Кулябина. Я могу спорить с этой работой, потому что считаю, что нельзя языком, которым пользуются люди для общения, языком глухих, доказывать отсутствие коммуникации. Но он сделал эксперимент, совершил эту попытку, и хорошо получилось. Есть о чём поговорить, есть о чём поспорить.

Фото Театр повсюду и нигде 12

Фото Театр повсюду и нигде 13
Три «Золотых Маски» получили спектакли новосибирских театров в 2017 году

Вы в недавнем интервью говорили, что «Золотая Маска» — единственная институция в стране, создающая связь между театрами. А как же «Рождественский фестиваль», который проходит у нас в регионе?

Это во мне говорил москвич, конечно. На самом деле «Рождественский фестиваль» важнее по значению в вашем городе, чем «Золотая Маска». Я на самом фестивале ещё ни разу не была, но программа очень впечатляет.

Есть ещё «Ново-Сибирский транзит», который по организации гораздо круче, чем «Золотая Маска». Это форум, где театры показывают себя, смотрят другие спектакли.

Это настоящие Дионисии: на фестиваль, который организовывает «Красный факел», съезжаются люди, чтобы делать, смотреть, обсуждать —
видеть контекст.

На ваш взгляд, как отразится на современном театре внедрение виртуальной реальности?

Мультимедиа — одно из средств, которое театр прибрал к своим рукам и использует. Если виртуальная реальность подходит, то почему нет. Но главным всё равно остаётся встреча людей друг с другом, их коммуникация между собой и артистами. Мультимедиа здесь подыгрывает. Интересное происходит в том случае, когда художники добавляют виртуальную реальность к основной для того, чтобы осуществлять коммуникацию между собой и нами.

Фото Театр повсюду и нигде 14

Вы про дополненную реальность?

Да, в центре имени Всеволода Мейерхольда, где я служу, есть спектакль, в котором ты приходишь, скачиваешь программу на смартфон, подключаешься к интернету. Дальше звучат песни, идёт действо, и иногда телефон начинает жить собственной жизнью. Играет песня, и он предлагает слова, чтобы мы могли подпевать. Когда играет другая песня, он включает фонарик, и мы невольно начинаем махать. В какой-то момент он начинает вибрировать под стать биению сердца. Это крутая добавленная реальность. Она усиливает наши переживания от встречи с реальными артистами.

Как неподготовленному зрителю приспособить себя к современному театру, в котором могут произойти самые неординарные вещи?

Я думаю, что для того, чтобы смотреть современный театр, никаких навыков иметь не нужно

Проблемы с современным театром испытывают люди, привыкшие к традиционному. Их ломает, колбасит, корчит. Они сравнивают с тем, что видели раньше, и сходят с ума.

Человек «с мороза» приходит и смотрит спектакль как нечто естественное, нормальное. К нему не нужно готовиться. Это не бином Ньютона, не точная наука, не гаджет, который сложно устроен. Наоборот, никакой подготовки не нужно, чтобы смотреть современный театр.

Фото Театр повсюду и нигде 15

Как считаете, театр будет уходить больше в сферу чистого искусства или станет больше похож на перформативное высказывание?

22 тысячи членов в Союзе театральных деятелей Росии

Мир — непознаваемая, динамически развивающаяся структура, поэтому я точно ответить не смогу. Я бы хотела, чтобы мирно сосуществовали традиционный театр, который успокаивает, убаюкивает, в который мы приходим и забываем о действительности. А рядом с ним развивался другой, безразмерный современный театр. Чтобы они обогащали друг друга, чтобы люди делали что-то феноменальное, а потом их пригласили бы в традиционный театр и они там сделали деньги.

В моём идеальном мире через 20 лет традиционный и современный театры становятся машиной, куда приходят люди, которые прежде в театр ни ногой, и выходят изменившимися и ошеломлёнными.

Это волшебная машинка по пробуждению в людях творческого, чтобы они потом шли и делали свою работу творчески.

Дружелюбно продавали нам хлеб, творчески водили машину, творчески строили дома. И тогда мир преобразится, потому что творчество — то, чего нам реально не хватает.

Как думаете, сможет театр в будущем стать площадкой для бурной общественной жизни горожан, главным место встречи, двигателем общественной жизни?

4 % людей ходят в театры, остальные 96 % — совсем не зомби, конечно, но у них есть свои причины, по которым они не ходят в театры. Дело может быть в недостатке денег, социальных факторах, недостатке образования, а в некоторых местах у нас театра попросту нет.

Люди не ходят в театр, потому что они не понимают его языка и театр не предпринял ничего, чтобы к ним пришла новая аудитория.

Чтобы люди пришли в театр, он должен предпринимать усилия. Никакое не государство, никакое не общество, а сам театр. Он должен стать увлекательным для других людей, увеличить сетку цен, построить пандусы, сделать перевод для глухих и комментарии для слепых, создать гуманную среду для людей с ментальной инвалидностью.

Фото Театр повсюду и нигде 16

В конце концов мы все налогоплательщики, но только 4 % ходят в театры, а остальные не пользуются благами, которые называются культурой. Мне кажется, все её достойны, все должны её получить и стать людьми.

Загрузка...