Часто у людей, решившихся сделать себе татуировку, возникает множество вопросов: какой рисунок набить, как выбрать мастера, должна ли татуировка что-то означать, повлияет ли татуировка на их жизнь, и так далее. При этом тату-салоны смущают многих — мрачная обстановка, эпатажного вида, пирсингованные и (или) покрытые с головы до ног татуировками мастера, тяжёлая музыка и устрашающие картинки на стенах. На юбилейном Сибирском фестивале татуировки корреспондент Сиб.фм пообщался с мастерами, посмотрел на галерею красивых тел и постарался приоткрыть непосвящённым дверь в мир татуировщиков.
Денис Griff Артёмов,
Студия TATTOOED SINNER, Ростов-на-Дону
Трайбл — геометрический узор серого или чёрного цвета, заимствованный у племён Африки и цивилизации майя
Татуировкой я занимаюсь 6 лет. Долго думал, куда мне деть свои художественные навыки, другими способами реализоваться в Ростове-на-Дону оказалось довольно сложно.
Первая татуировка уже в состоянии перекрытия. Это были кельтский орнамент и солнце. Солнце перенесу на другую часть тела, на этом оно меня устраивать перестало.
Кельтика ничего не значила, просто орнамент. Решил избавиться, потому что упёрся в реализм, и мне на теле кельтика несколько не в кассу.
Я экспериментировал и сделал свою первую работу на себе, чтобы понять, что это ремесло мне по душе.
Ни за что не буду набивать лагерные татуировки. Равнодушен к биомеханике, терминаторщина эта...
Не люблю делать необоснованно претенциозные татуировки, славянских воинов всех этих ненаглядных.
Сейчас, в свете последних событий, в России начался такой всплеск патриотизма и ложное увлечение историей, которое таким вот образом проявляется. Другим словом это сложно описать — необоснованная претенциозность.
Самая необычная татуировка, которую доводилось делать, — это портрет на затылке девушке.
Что касается моды и стиля в татуировках, то сейчас кругозор у людей очень сильно расширяется. Уходит трайбл, на его место приходит Полинезия. Люди начинают больше внимания уделять традиционной татуировке. Мне нравятся реализм и Япония. Две стороны искусства татуировки описывают оба стиля.
О смысле рисунка стоит говорить, когда речь идёт о шаманской или полинезийской татуировке. Это касается и Японии — она вся смысловая. Смысл есть у татуировок традиционных стилей. Всё остальное — это дизайн тела. О значении рисунка может говорить только его владелец. Работа может значить что-то для него лично, но это не нужно выставлять на передний план. А может быть, это просто украшение.
Анатолий Пусков,
Занимается татуировкой самостоятельно, Новосибирск
Татуировкой занимаюсь 4 года. Только начал — и сразу принял участие в организации этого фестиваля. Я знал лично всех татуировщиков в городе и много иногородних, поэтому это было нормально.
Первая татуировка отражает суть моей концепции, которая заложена на всё тело, — отражение внутреннего мира.
Первые татуировки, которые я делал, все были на моих друзьях. Самой первой была лиса на всё плечо. Она претерпела много изменений, несколько раз я её перекрашивал полностью, но сюжет и форма остались прежними. Любой творческий человек скажет: своей работой сложно быть довольным. Может быть, когда-то в будущем я научусь этому, но пока что удовольствие длится максимум полчаса.
Пёс Джейк и мальчик Финн — главные герои Adventure Time
Если давать рекламу где-нибудь на телевидении, может, и будет кто иероглифы какие-то приходить делать. Пока ко мне приходят люди, которым передана информация из уст в уста, человек увидел уже какую-то работу, ему понравилось, и он приходит по рекомендации.
Самая необычная татуировка, которую мне доводилось делать, была в прошлом году. Мой клиент выступал в номинации «Япония». Мы сделали практически костюмчик — спина, грудь и рукава — в японском стиле с каноничным японским сюжетом, но с персонажами из мультсериала «Время приключений».
Волшебная вещь — татуировка! Каждый получает то, что заслуживает.
Плохие татуировки видно сразу. В половине случаев это говорит о качествах человека.
Во второй половине случаев плохая татуировка означает, что человек поторопился, не подготовился. Если татуировка хорошая, значит, человек наверняка провёл какую-то работу над собой, над материалом, изучил его и встретился с несколькими мастерами — это целый процесс.
Обсуждать смысл татуировки для меня — дурной тон. Кто-то делает символичные вещи, а кому-то важна эстетика.
Никита Меньшов,
тату-студия Garuda, Новосибирск
Татуировкой я заниматься только начал — второй год.
Само собой так пошло: умею рисовать, люблю татуировки и люблю делать людям больно.
Трэш-полька — это стиль татуировки, выдуманный немецкой парой татуировщиков Volko Merschky и Simone Pfaff
Татуировке я учился в этой же студии, где сейчас работаю: пришёл, сначала долго рисовал, потом водил друзей бесплатно, им кожу портил.
Моя первая татуировка — логотип НГАХА, где я учился. Я туда поступал три года и, когда поступил, на радостях набил татуировку-логотип.
Первую татуировку другому я сделал через три года после своей. Это был какой-то череп с маком в «какой-то трэш-польке». Уже особо не помню, но было весело. На самом деле каждая работа спустя две недели уже не нравится.
У меня нет табу в татуировке. Хотя иногда мы уговариваем людей отказаться от какого-то замысла. Была у меня девочка, которая хотела себе надпись Love на запястье. Я её уболтал на рукав, всё хорошо у неё теперь. Мы просто по возможности наставляем людей на путь истинный, особо мы никого не посылаем. Бывают и люди, которые приходят, и их кирпичом не пробьёшь: они хотят себе какую-нибудь летучую мышь на всю спину и чтобы всё как в армии было!
Мне кажется, сейчас дикий олдскул очень в моде. Всякие маленькие розочки, которые быстро делаются, синички, и прочее. В каждом стиле есть великолепные мастера, которые долбят так, что кажется, такое просто вручную сделать невозможно. Я сам ближе к традиции: японские мотивы с огромными контурами, сложными композициями, переплетениями и прочим.
Смысл у татуировки только художественный. Они ничего, ничего не значат!
Сергей Метис Кузнецов,
Студия татуировки «АртСтиль», Тольятти
Я решил стать мастером сразу после того, как мне самому сделали первую татуировку. Теперь в этом деле уже семь лет.
Первая татуировка была без особого смысла. Просто картинка понравилась. Сейчас я уже выбираю более взвешенно. Хочу видеть на себе только чёрно-белые татуировки, цветные не люблю. Хотя людям делаю, если попросят.
Самой необычной татуировкой, которую мне доводилось делать, была гиена. Страшная такая, я даже боялся её бить.
Мастер не всегда может понять человека по татуировке. Рисунок может значить что-то только для этого человека, я же могу не знать, в чём его смысл. Я просто делаю качественно свою работу.
Иногда я даже не спрашиваю перевод надписей, меня это не сильно волнует.
Мне важна общая картина, как это смотрится.
В сообществе мастеров есть негласный кодекс: не копировать чужих работ, соблюдать стерильность, делать что-то своё, что-то новое. Творить!
Карина Штурман,
INKBERRY TATTOO STUDIO, Томск
Татуировкой занимаюсь полтора года. Сначала я просто искала какой-то дополнительный заработок, а потом втянулась в эту сферу.
Первой татуировкой, которую я сделала, был младенец с щупальцами и членом вместо одной руки.
Не люблю делать надписи, птичек, пёрышки, всё, что делают каждый день тысячи мастеров.
По татуировке и подходу к ней в принципе о человеке можно сказать многое. Если ко мне пришёл человек, у которого уже есть огромное количество татуировок на лице, естественно, я скажу, что этот человек безбашенный и крутой.
Из моды, как мне кажется, ушёл стиль трайбл. Я его не люблю, чёрные такие большие полоски, бабочки на пояснице все эти. Люблю реализм и в дальнейшем хочу работать в нём. Ещё рисую акварель.
Никакого чёткого смысла у татуировок нет. Каждый вкладывает своё.
Вероника Мартова,
занимается татуировкой самостоятельно, Барнаул
Татуировкой занимаюсь 5 лет. Люблю искусство, люблю рисовать, люблю татуировки.
Первой татуировкой, которую я делала, был китайский иероглиф.
Сейчас я ни за что не буду набивать некачественную татуировку, нехудожественное изображение. Просто мастер всегда может предвидеть результат, в то время как модель часто совсем не точно представляет его. Иногда желание такое неосуществимое, несуразное, смотреться может глупо и неэстетично. Я могу сказать: «Нет, тебе не нужно это делать», — и предложить какой-то вариант, человек соглашается, через какое-то время приходит осмысление, и всё ОК.
Однажды пришла девочка — очень изящная, красивая, стильная — и попросила просто чёрный крест. Ну, это нет!
Мы сделали цветы с картины художника. Она не исправляла татуировку, не удаляла её, она довольна, а с чёрным крестом, я думаю, была бы совсем другая история.
По татуировке я могу понять, есть у человека вкус вообще или нет. Татуировка может быть женственной, очень изящной и лёгкой, а может быть тёмной. Конечно, это характеризует человека — что у него на себе, розовые цветочки или черепа.
У татуировки тот же смысл, что и в принципе у искусства. Зачем люди рисуют? Зачем люди пишут картины? Для художника это реализация в чём-то прекрасном, для носителя — возможность приобщиться к этому. Как-то ко мне приходила татуироваться сестра. И мы сделали ей двух птичек на ветке, через какое-то время у неё появился молодой человек. Когда она пришла на коррекцию, я у неё спросила: «Будем продолжать татуировку? Может быть, сделаем гнездо?». Она сказала: «Нет, пока гнезда не надо, татуировка работает, остановимся на этом».
Любаня Чельтёмова и Евгений Бабин,
муж и жена, семейная студия «Рубашка», Красноярск
Евгений: Татуировкой занимаемся профессионально, лет шесть-семь.
Любовь к татуировке свела меня с женой — я жил в другом городе, познакомился с ней на фестивале.
Первую татуировку мне сделали 20 лет назад. Один мастер на плече сделал ворона индейского.
Любаня: Моей первой татуировкой была крохотная черепашка, которую я нарисовала сама. Я её перекрыла другой татуировкой, которую мне муж сделал. Та татуировочка символизировала моё материнство.
Евгений: Я не буду делать какие-то маленькие надписи, иероглифы какие-то. Ту банальщину, тот ширпотреб, который все делают. Я стараюсь работать по своим эскизам или с тем, что мне нравится. Я бы не стал делать какой-то сильный трэш, свастики фашистские.
Любаня: Мы считаем себя художниками и хотим, чтобы все к нам так относились, что мы люди творческие и хотим воплощать свои идеи. Или идеи других, но красиво и качественно.
«Вот куда приводит профессиональный символизм. Восприятие деморализовано. Вечное подмигивание. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». Осип Мандельштам о символистах
Евгений: Моя самая необычная татуировка — та, которую я делал на голове своей супруги.
Любаня: Мода имеет место в нашем деле, но я не люблю делать одно и то же много раз. Надоедает переваривание одной и той же темы с разных сторон. Уже хочется уйти куда-то подальше и заниматься только своим: рисовать свои рисунки, вырабатывать свою технику и не подчиняться всем этим модным течениям.
Евгений: Я считаю, что кто хочет, тот и вкладывает значение в татуировку, какое захочет. Даже у некоторых татуировщиков висят такие шуточные плакаты в мастерских: «Что означает татуировка? Роза означает розу, заяц означает зайца, дракон — дракона».
* * *
Рядом со стойкой татуированных родителей гуляет восьмилетняя девочка. Нормальная такая девочка, в розовой футболке. Татуировок нет — или пока нет.
— А как родителей с татуировками в школе воспринимают?
— Ну, конечно же, ненормально! — смеётся Любаня. — Мы спокойно относимся ко всему: и к взглядам косым, и к шёпоту. Но в классе-то я в родительском комитете, я решаю много вопросов.
— Дочке будете советовать что-нибудь набить?
— Я бы посоветовала ей не торопиться в первую очередь. Раньше 18 она точно татуировку не сделает, а вообще хорошо бы не раньше 21. Я бы сама, честно говоря, работала только с людьми старше 21 года, потому что у них уже сформирована психика и они понимают, чего хотят.
Всё интервью с семейной парой их дочь внимательно прислушивалась.
— Видите, — сказала она мне в конце, — татуировки объединяют людей.