Магия Нового года не включается сама по себе: её создаёт праздничная иллюминация городских улиц, список подарков для родных и друзей, приклеенный к холодильнику, поиск наряда для вечеринки и, конечно, ёлка, украшенная шарами и гирляндами. Теперь мы можем купить украшения по вкусу, проследив, чтобы они вписывались в интерьер, но музейные полки хранят свидетельства времён, когда ёлочные игрушки делались из всего, что оказывалось под рукой, были средством воспитания и единственным светлым пятном в тяжёлые годы. Корреспондент Сиб.фм посетил Краеведческий музей Новосибирска, чтобы убедиться в этом.
В коллекцию Краеведческого музея входит набор ёлочных игрушек с изображением Городовичка — официального символа Новосибирска
Традиция ставить рождественское дерево берёт начало в XVI веке в Германии. Все атрибуты праздника тогда были призваны воспроизводить библейский миф, и ель стала символом райского древа, стоящего в центре мира.
Традиция распространилась по всей Европе, на российской почве её привил Пётр I указом от 1699 года, перенеся Новый год с сентября на декабрь и постановив «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», «людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить», а также «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».
В качестве праздничного украшения использовались свечи, орехи и яблоки, которые символизировали дары, принесённые волхвами младенцу Иисусу.
Первые стеклянные украшения для ёлки мастер из немецкого города Лауша изготовил в 1849 году. Это были именно шары как попытка изобразить в стекле яблоко с райского древа, — говорит сотрудник музея Валерия Дружинина, — Шары выдували из толстого стекла и серебрили изнутри, чтобы придать блеск. Позже стеклодувы стали изготавливать фрукты, овощи и фигурки животных.
Милые вещи — какие свидетельства эпохи хранит Новосибирский краеведческий музей
Валерия собирает ёлочные украшения в Новосибирском краеведческом музее уже четыре года. Всё началось с пяти стеклянных шаров, а сейчас в коллекции более 300 редких игрушек.
— Я не одинока в своём увлечении — в последние годы в России любят коллекционировать советскую ёлочную игрушку, — говорит Валерия.
Её любимый предмет в коллекции — тяжёлое стеклянное сердце глубокого пурпурного цвета.
— Этот предмет куплен в антикварном магазине и попал к нам неведомыми путями. Я называю его «Сердце Лауша», — говорит Валерия, — потому что он изготовлен в городе Лауша в германской провинции Тюрингия. Это как раз одна из первых игрушек второй половины XIX века. Видите, оно треснуто? Это эффект кракле. Он появляется в стекле от перехода температур, когда сразу из горячего предмет помещают в холодную воду. Слой стекла трескается изнутри, и его нужно вовремя вытащить из воды, чтобы не разрушить.
Украшения такого типа называют «кюгель», то есть, «шар» по-немецки. Современные кюгели, по словам сотрудника музея, уже не такие совершенные — они сделаны из более дешёвых и лёгких материалов.
— После шаров в Германии научились выдувать фигурки сложных форм и другой фактуры. Вот, к примеру, дрезденский картонаж: мастера брали две половинки рельефного картона и склеивали их, — рассказывает Валерия.
В СССР традиция отмечать Новый год началась с запрета Рождества — в 1929 году его объявили вредным религиозным праздником. Специальные отряды ходили по улицам и заглядывали в окна, чтобы проверить, не наряжает ли кто запрещённое дерево.
В 1935 году традиция возобновилась, но главным праздником стал уже Новый год. Ёлка, игрушки, подарки — всё вернулось, обретя иной смысл. К примеру, вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, но массовое производство ёлочных украшений в стране ещё не было налажено, и жители пользовались дореволюционными игрушками либо изготавливали их кустарно.
Именно в 1930-х годах в СССР распространились уникальные ватные игрушки: на проволочный каркас наматывалась вата, затем она покрывалась стеклянной крошкой и красилась. У самых ценных украшений были фарфоровые личики.
Как встречали Новый год наши бабушки и дедушки
Заводы по производству ёлочных украшений появились в стране только в 1950-е годы. Трудно представить, что такой далёкий от политики предмет может подвергнуться конъюнктуре, но так оно и было.
— Сталин любил комедию «Цирк», и после её выхода начался выпуск фигурок Арлекино, — рассказывает Валерия. — В Великую Отечественную появились фигурки солдат, правда, с детскими лицами, игрушечные танки и пистолеты.
Дед Мороз во времена войны тоже должен был защищать родину:
У него игрушек нет, вторят за плечами.
Партизанит старый дед зимними ночами
Деду некогда, поверь, мастерить игрушки.
Не пройдёт фашистский зверь по лесной опушке.
«Ёлочка» в городе Клин — старейшее российское предприятие по производству стеклянных ёлочных игрушек — ведёт свою историю с 1848 года
— Такие печатались стихи в детских книжках тех лет. Тем не менее, люди пытались праздновать. Это было чуть ли не единственное светлое пятно, ведь Новый год — волшебный праздник, и все верили в победу, — говорит Валерия.
В 1956 году вышел фильм «Карнавальная ночь», где прозвучала знаменитая песня «Пять минут» — и самым популярным украшением стали часы, на которых всегда без пяти двенадцать.
Когда жизнь вошла в мирное русло, начался массовый выпуск игрушек с символикой, соответствующей конъюнктуре. Когда Гагарин полетел в Космос, делали космонавтов, когда Хрущёв объявил кукурузу царицей полей, появились украшения в виде кукурузы и других сельскохозяйственных продуктов. Когда нужно было дружить с национальными республиками — делали эскимосов или, к примеру, Дедов Морозов с лицами бурятов.
— Всё было чётко связано с эпохой, с тем, что у народа было популярно, с тем, что любило руководство, — поясняет Валерия.
В журнале «Советская игрушка» (1935-1939 годы) давались советы, как делать ёлочные украшения из воска, желатина, туалетного мыла, дерева и сахара
Важной была и воспитательная функция игрушек. Оставались популярными персонажи политически правильных басен Крылова, Айболит, Алёнушка с козлёночком и Чипполино.
— Знаете, что меня особенно удивило? Так называемая наша «макушка» на ёлку — это пика со шлема австро-венгерского кайзера, — говорит Валерия, — и мы до сих пор, надевая макушечки на ёлки, по сути, воспроизводим вот эти кайзеровские шлемы.
После 1965 года, по словам Валерии, производство игрушек было поставлено на поток — они стали массовыми, но менее качественными, с них исчезла ручная роспись. Серебрение шариков тоже стало механизированным. Типовые украшения начали выпускать на заводах, и они пользовались большим спросом.
— Вот дождик завода «Чувашкабель» из медной проволоки. Многие ёлочные украшения были побочной продукцией заводов. Или вот гирлянда из флажков — тоже широкого потребления. Делались на фабрике «Ширпотреб» — 10 штук за 25 копеек, — описывает Валерия предметы.
Golden Glow — международная ассоциация, объединяющая любителей винтажных ёлочных украшений
Международная ассоциация ёлочных украшений признаёт антикварными только те игрушки, что выпущены до 1965 года.
— Сейчас имеет смысл собирать и более поздние — игрушки наших родителей, — говорит Валерия.
Ёлочные игрушки — пример обыкновенного волшебства. Сделаны ли они из богемского стекла или склеенного картона — если они на ёлке, значит, скоро праздник. Они не могут быть фальшивыми, так как радуют самим фактом своего существования. И волшебство пробуждается каждый раз, когда мы достаём с антресолей коробку с блестящими фигурками.