Лента новостей

Предложить новость

Куклой буду

История Владимира Захарова и его кукольного театра «2+ку» в Томске
Рубрика: общество

17.03.2014 08:30

Фотографии Веры Сальницкой

Мало с чем сравнимый кукольный театр «2+ку» скрывается в закоулках Томска и требует к себе повышенного внимания даже на картах — его, строго говоря, как бы нет. Примерно такое же положение он занимает и в профессиональном городском сообществе. Несмотря на это, основатель «2+ку» и конструктор уникальных кедровых кукол, актёр и режиссёр Владимир Захаров уже 25 лет показывает детям и их родителям спектакли-притчи о вере в себя, важности любви и сочувствии друг к другу. Корреспонденты Сиб.фм приехали к Захарову в его театр-дом и обсудили всё, что с ним происходило за последние полвека, — от первых школьных миниатюр до мастер-классов в Италии.

Кукольника Владимира Захарова принято описывать примерно так: томский Папа Карло, причудливый волшебник, сказочник из собственной сказки. Когда видишь его на расстоянии пары шагов, кажется, что этот городской миф не лишён оснований. Всё сходится: канонический образ добродушного бородача из каморки, любимца детей и мудрого старца с самыми грустными глазами на свете.

В Захарове принято видеть сочетание несочетаемого: инженер-конструктор и поэт-песенник, автор сказок и робототехник, авантюрист и прагматик, отшельник и душа компании. И с этим тоже сложно спорить. Захаров окончил Томский политехнический институт, возглавлял городской клуб самодеятельной песни, с малолетства разыгрывал сценки и писал стихи, на пике карьеры бросил родной НИИ, отдал все силы чужому кукольному театру, собрал вокруг себя преданных помощников и остался один.

На Захарова принято ходить: график его выступлений расписан надолго вперёд, а количество зрителей, регулярно пересматривающих его спектакли-притчи, постоянно растёт. В конце концов, театру живых кукол «2+ку» уже больше 20 лет — на нём выросло поколение.


В детстве Захаров ходил в кружок технического творчества: собранный им трактор показывали в Москве на ВДНХ

Единственное, что в отношении Захарова не принято, — считать, что куклы ему нужны куда больше людей. Те же, кто разделяет эту точку зрения, просят её не преувеличивать. Куклы — значит, куклы; чужая душа — потёмки, а разбираться в экзистенциальных метаниях сибирского кукольника утомительно и, пожалуй, бессмысленно. Как бы то ни было, признанием превосходства кедровой чурки над человеческой личностью пусть занимаются экологи.

ФИЗИК И ЛИРИК

Историю театра «2+ку» («Двое и куклы») можно поделить на три этапа: первые опыты лицедейства в формате семейного бродячего театра с женой Ольгой Кушковой в начале 1990-х; домашние постановки в одном из жилых помещений на окраине Томска с 1997-го по 2004 годы; полноценные представления в громадном деревянном срубе, собственном доме-театре со сценой и зрительным залом, мастерской, офисом и камином — в последние десять лет.

Между тем предыстория «2+ку» прослеживается едва ли не во всём, чем занимался Захаров первые 35 лет жизни: сначала как школьник и студент, а позже инженер в НИИ и конструктор в театре «Скоморох». Оказывается, никакой внутренней борьбы физика с лириком не было ни минуты — обычная мальчишеская тяга к технике и приключенческой литературе со временем переросла в профессиональный интерес к технологиям и пробам пера.

При желании отсчёт можно вести с середины 1960-х, когда ученик четвёртого класса Вова вместе с сестрой затеял в школе перчаточный театр кукол. Педагоги были в восторге.

— Наша первая учительница рассказала нам, что такое стихи, как устроена рифма, какие бывают народные сказки и песни. Нам всё страшно понравилось, и мы принялись разыгрывать миниатюры с куклами, — вспоминает Захаров. — Но меня совсем не тянуло на сцену. Я был тихий скромный мальчик, который при виде гостей тут же бежал через весь дом прятаться под кровать и всё время что-то читал.

Выясняется, что брат с сестрой превратились в одержимых гуманитариев и перечитали чуть ли не всю районную библиотеку, располагавшуюся не где-нибудь, а в недостроенном туалете.

— Не помню уже почему, но большая стройка общественного туалета прервалась, и здание отдали под библиотеку. Там мы и открыли для себя сказочный мир... В смысле наткнулись на первые сказки, — добавляет Захаров, понимая, что даже в театре абсурда туалет-библиотека смотрелся бы неоднозначно.

35 кукол входили в МАССОЛИТ, созданный Владимиром Захаровым для театра «Скоморох»

Окончив школу, любитель «собирать моторчики и возиться с автоматикой» поступает в Томский политехнический институт, обучается специальности «кибернетика электрических систем» и с 1980-го года работает инженером-конструктором. Творчеству по-прежнему находится место: пишутся песни, стихи и рассказы. В 1985 году Захаров становится президентом городского клуба самодеятельной песни, а чуть позже получает приглашение от местного кукольного театра «Скоморох» поработать над спектаклем «Было или не было» по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Конструктору предложили сделать буфет, в котором поместились бы все члены МАССОЛИТа, а также «оживить» собаку Банго и Фриду сложной механикой и автоматикой.

Почти год Захаров работал и в театре, и в НИИ Технологии машиностроения, пытаясь всё успеть и определиться, что же ему важнее и интереснее. Выбор пал на театр.


Однажды томская администрация решила сделать подарок Герману Грефу и заказала Захарову его «кедровую версию» в натуральную величину

— Я разочаровался в том, как всё было устроено в институте. Я видел наш годовой отчёт и знал, где лежат все эти миллионы рублей прибыли от новых разработок: всё оказалось ненужным и бесполезным. При советской культуре производства это был тупик технического прогресса. 800 умнейших человек конструировали в лабораториях то, что должно было опережать их время, но на самом деле все мы жутко опаздывали. Проблемы крылись в сознании людей и системе в целом, так что у меня не оставалось других вариантов, кроме как уйти, — спокойно, но, кажется, всё ещё с сожалением и горечью от упущенных возможностей вспоминает хозяин театра.

Уйти сразу Захаров не смог. Вопрос решался на уровне райкома партии: ещё одного специалиста такого уровня в городе не нашли, так что робототехника-кукольника физически было некем заменить.

— Я разрабатывал и внедрял роботов, автоматизировал технологический процесс на кирпичном заводе, чинил системы управления, влезал в работу станков и многое-многое другое. Этого никто не делал.

Ситуация накалялась: Захаров твёрдо настаивал на уходе, а внятной замены ему так и не нашлось. Отчаявшееся руководство НИИ сформировало группу из 14 специалистов. Они и стали «Захаровым».

Следующие четыре года Владимир проработал в «Скоморохе» и, по его словам, занимался более сложными и оригинальными задачами, чем могла предложить предыдущая служба.

КАК СДЕЛАТЬ КУКЛУ ЖИВОЙ

«Скоморох» научил кукольника Захарова буквально всему, а главное, дал возможность почти круглосуточно наблюдать за работой режиссёра, актёров, художников и портных. Вскоре он сам сможет справляться с их обязанностями в собственном театре, но для начала следовало разобраться с множеством неуловимых вещей — от принципов сценического поведения куклы до взаимодействия с ней на глазах зрителей.

Захаров часами сидел на репетициях, внимательно изучал подходы режиссёра Романа Виндермана, наблюдал за находками актёров и, пытаясь свести всё к общему знаменателю, искал ответ на мучающий его вопрос: как сделать куклу живой? Добавить пресловутой «души» в манекен или чучело было явно недостаточно, речь шла о пересмотре фигуры куклы как таковой — как она двигается, на что реагирует, где границы её возможностей. Спустя 15 лет Захаров аллегорически опишет эти метания в спектакле «История одной куклы».

В конце 1980-х конструктор «Скомороха» побывал на гастролях в России и Польше и дал серию мастер-классов в Израиле и Германии.

— Мы впервые оказались за границей, и многие как с цепи сорвались. Из каждой страны вывозили бытовую технику (особенно магнитофоны), одежду в коробках (нижнее бельё, целые пачки трусов), какие-то простые вещи, бывшие тогда в дефиците: колбасу, мармелад. Сумасшедший дом, — с улыбкой и пониманием продолжает Захаров. — А я вёз механизмы, аккумуляторы и паяльник, чтобы делать куклы.

Что, в общем-то, тоже не меньшее сумасшествие, подумал корреспондент Сиб.фм.

На рубеже 1990-х Захаров создаёт так называемую куклу на запястье. К тому времени это было уже второе его «кукольное изобретение».

Первое — глаза с поворотным веком, позволяющие моделировать взгляд в эмоциональном диапазоне от изумления до озарения.

Честно говоря, идея куклы на запястье настолько проста и очевидна, что остаётся только гадать, почему никто не пришёл к такому устройству раньше: туловище куклы крепится на кисти так, чтобы указательный и средний пальцы руки актёра стали «ногами» куклы, управление головой тем временем осуществляется другой рукой.

В «Скоморохе» разработка Захарова никого не воодушевила, и, получив очередной отказ, он решился на свой авторский спектакль. По своей пьесе и в своём театре.

— Я сочинил «Жана из стручка» — такую как бы народную французскую сказку. У меня потом, кстати, несколько французов просили показать «оригинал» текста. Я лишь растерянно пожимал плечами, — вспоминает он. — Новая кукла требовала своего сценического пространства, новых выразительных средств и аппаратуры, другой режиссуры.

Захаров создаёт свой, до поры до времени безымянный театр, арендуя помещения всё в том же «Скоморохе». Спустя год после серии конфликтов его просят уйти. Так буквально за несколько лет крупный инженер и конструктор лишился и работы, и того, ради чего он её лишился. НИИ и «Скоморох» остались в прошлом. Чтобы остаться на плаву, он вырезает из дерева, делает подсвечники, ручки и даже бижутерию, а готовую «продукцию» несёт в магазины.

Лишившись постоянной площадки, Владимир вместе с женой отправляется на бесконечные гастроли по России и Европе.

Русский мобильный кукольный театр как он есть: декорации, реквизит и куклы в двух чемоданах, репертуар из четырёх спектаклей.

К середине 1990-х театр «2+ку» имеет на счету сотни выступлений и интерес со стороны театрального сообщества. Правда, не томского. Захарова ждут в европейских столицах, конструкция его куклы на запястье пользуется спросом у кукольников всего мира от Италии до Бразилии.


Деревянный Пол Маккартни, созданный в мастерской Захарова, стоит на входе в одном из баров Новосибирска

Постепенно «2+ку» усложняется и концептуально, и технологически. Появляются самодвижущиеся декорации, программируемое разноцветное освещение, авторское музыкальное сопровождение, множество механизмов и эффектов. Театр берётся за Стругацких, Платонова, Гольдони и Экзюпери, не прекращая отвечать на вопрос: как сделать куклу живой? Захаров решается на философское разрешение ситуации, развернув её на 180 градусов: оживить нужно пространство, в котором находится кукла. Сцена перестаёт быть местом действия, отныне всё происходит буквально везде: на входе в театр, возле кассы, в зрительном зале, за кулисами.

К 2004 году «2+ку» переезжает в дом-театр-мастерскую и разворачивается на полную мощность: придумывать, репетировать, конструировать и показывать можно в одном месте. Захаров рассаживает и развешивает говорящих кукол по углам, лавочкам и полкам: персонаж Коля Шторкин следит за кулисами и звонками, вяжущая бабуля напоминает про покупку билетов, подвыпивший завсегдатай театра рассуждает о качестве постановки, другие — как правило, вдруг и не к месту — произносят ироничные реплики на все случаи жизни.

Таким нехитрым образом представление в театре Захарова начинается задолго до выхода актёра на сцену и не заканчивается его последними словами.

Корреспондент Сиб.фм был свидетелем, как дети, увлечённые беседой с куклами, не желали отвлекаться на спектакль, до последнего расспрашивали их обо всём на свете и дёргали за рукава. В ответ родители убеждали наивных чад, что куклы на самом деле ненастоящие.

— Кукла — она и есть театр, она самодостаточна. Вставьте в неё механизмы, и она сможет обходиться без вас. Поэтому если уж ты решаешься на диалог на сцене, старайся соответствовать: когда слушаешь — не двигайся и не используй мимику, когда говоришь сам — оставь без эмоций куклу. Будьте на равных, — советует Захаров.

ВСЕ ПОТЕРЯЛИСЬ


Примерно так выглядит конструкция куклы на запястье. Есть мнение, что Захаров — не единственный её автор

До начала спектакля «Как найти солнце» остаётся около получаса. Захаров добавляет к импровизированной сцене последние детали и проверяет белую марлю, колонки и вентилятор: совсем скоро они вызовут приход снежной бури.

Пытаюсь заговорить о доме-театре «2+ку» как пике творческих возможностей Захарова и в то же время цене разлада со всеми, кто прошёл с ним этот путь. В ответ звучат рассуждения об учениках и новых возможностях, открывающихся перед художником, когда ему всё приходится делать самому. На вопросе об уходе из театра жены Ольги почти десять лет назад Захаров заметно теряется и долго подбирает слова.

— У нас... нормальные отношения. Да, нормально всё. Прекрасно.

Мы молча смотрим друга на друга и оба понимаем, что всё совсем не так, но обсуждать это с заезжим журналистом он не намерен. Как жаль, что я не кукла, — ей бы он явно больше рассказал.

В зрительном зале на 50-60 мест детей и родителей строго поровну. «Как найти солнце» начинается с диалога Захарова с Ёжиком, решившим во что бы то ни стало отыскать солнце, потому как сидеть в темноте больше нет сил. Ёжик уходит на поиски и теряется. Захаров обращается за помощью к Зайчику, тот идёт за Ёжиком и тоже пропадает в пурге. Захаров будит Медвежонка.

100 рублей стоит детский билет на спектакль «2+ку». Взрослый — 200

— Медвежонок, просыпайся!
— Дайте поспать, такой сон вкусный снился!
— Ёжик пошёл искать солнце и потерялся, Заяц пошёл искать его и тоже потерялся. Вставай! Все потерялись!
— А я?
— А ты пока нет.
— Ну что искать-то солнце-то?! Надо подождать и всё, оно взойдёт!
— Ёжик не может ждать!
— Говорю же тебе: надо подождать, и оно вернётся!
— Да просыпайся ты! Ёжик ушёл солнце искать и потерялся, Заяц ушёл за ёжиком и...
— Надо подождать, и он потеряется.

Поочередно Ёжик, Зайчик и Медвежонок спрашивают у зрителей, не видели ли они солнце и потерявшихся участников спектакля.

— Нет! — доносится из зала.
— Так где же вы все были?! — снова и снова спрашивает Захаров голосом одного из персонажей.

И правда. Где же мы все были.

В таких перепалках и логических перверсиях проходит около получаса. Звери, разумеется, находят любимое светило, но по пути успевают высказать массу гениальных афоризмов, сводящихся примерно к следующему: жизнь — не курорт, но смерть и подавно.

Корреспондент Сиб.фм чувствует, что сбит с толку обыкновенным детским спектаклем. С кем говорят животные, ни разу не обратившись к Захарову по имени? Что они имеют в виду, спрашивая, кто их создал? Символизируют ли поиски солнца стремление к счастью и гармонии?

Зачем перенасыщать сказку экзистенциализмом? Зачем смешивать свои вопросы к Богу с историей зоопарка, уставшего от нехватки света в короткие зимние дни?

Судя по реакциям Захарова, услышанное кажется ему надуманным трёпом.


История глухого дворника, ставшего единственным в Сибири глухим фокусником

— Я не ставил себе таких задач. Мне надо было сделать спектакль. Я набросал «рыбу», что вот пошёл однажды Ёжик искать солнце, заблудился и.... Началось, в общем. Ходили они все, ходили. И нашли.
— Ну смотрите. Давайте возьмём солнце как образ. Это ведь рай?
— Может, и рай... Понимаете, я пытаюсь найти в своих сказках то, что мне самому интересно. Со стороны посмотреть, как я могу в них участвовать. Вы же видели, я иногда как бы пропадаю из «кадра», потом появляюсь. А куклы большую часть спектакля находятся одни и ведут беседы сами с собой. Ну вот тот же Ёжик: он спокойно может существовать и без меня.
— Я ровно про это и говорю. Про богооставленность Ёжика, — настаивает корреспондент Сиб.фм. — В спектакле вы Творец, а в жизни — как и все мы — потерянный Ёжик.
— А, вы об этом. Ну да, если бы я творил этот мир, я бы сделал его таким, как в спектакле.

Молчим.

— Вы одинокий человек?
— Конечно.

В это время по театру носятся дети, рассматривают куклы и тянут родителей показать деревянного подвыпившего старика, высказывающегося в том смысле, что всё, включая завершившийся спектакль, было зря. Они ещё ничего не знают про Томский политехнический институт, НИИ технологии машиностроения, советскую экономику, театр «Скоморох», бесприютные окраины, предательство, развод, боль и одиночество. А Захаров про них — детей — знает всё.

И куклы здесь ни при чём.

Комментарии

Лента новостей

Статьи по теме

Image
13.11.2018

Великие имена России: Новосибирск забыл Георгия Байдукова

Наибольшее число голосов по итогам прошедших этапов конкурса набрали тр...

Image
08.11.2018

День Сибири: праздновать можно, но осторожно

Власти пр...

Image
06.11.2018

Мойте руки и к столу: новосибирцев стали кормить во время спектаклей

Зрителей на ужин ждут сваренные картофель, свёкла, яйца, морковь и друг...

Популярное

Image

Новогодние цены на Лободу и Киркорова назвали журналисты

Image

Популярный представительский автомобиль стоит в Новосибирске мень...

Image

Супружеская пара погибла в аварии на трассе в Новосибирской облас...

Image

Упавший с Димитровского моста пенсионер погиб в ледяной воде

Image

Красноярских следователей обеспокоила аварийная посадка «Боинга»

Image

Поездка на снегоходе обернулась сибиряку гибелью на дне озера

Image

Задолжавшего десятки миллионов рублей бизнесмена объявляют банкро...

Image

Сидельцы мужской колонии встали при виде красавиц из Silenzium

Image

Что будет с телеканалами с 1 января 2019 года в России

Image

Аномальные морозы продлятся недолго — потепление идёт в Новосибир...

Image

Кабачковый извращенец напугал девочку в Новосибирске

Image

Руководитель управления по борьбе с коррупцией задержан в Барнаул...

Image

Чёрно-белые фото сибирячки из «Танцев» взорвали соцсети