Нежные бунтари со зловещим гримом, знакомые каждому любителю компьютерных игр, Poets of the Fall посетили с концертом Новосибирск в день рождения своего клавишника — Капитана Маркуса. Корреспондент Сиб.фм побеседовал с вокалистом группы Марко Сааресто о Пушкине, медитации и о том, почему в 43 года не стыдно красить ногти в чёрный цвет.
Марко, в одном из интервью вы рассказывали, что ещё в детстве собирались стать рок-звездой. Вы чувствуете, что пришли к тому, о чём мечтали?
Да, правда, я мечтал об этом. Я играл и пел в группах с трёх лет. Сейчас нам приходится много путешествовать в разные страны, играть одно шоу за другим, встречаться со множеством людей. У нас есть творческая свобода, и мы занимаемся тем, что нам интересно, и можно сказать так: мечта осуществилась.
Бывает, конечно, что хочется просто пойти домой и отдохнуть. Улететь в Испанию, лежать на пляже и просто забыть обо всём. Но это другая сторона. Мне кажется, что это уникальная работа. Ей не учат в школах и институтах. Это то, что можно получить только на своём опыте.
На самом деле все люди на своём опыте пытаются понять одно и то же: кто ты есть и насколько тебе интересно то, что ты делаешь. Всё, что мы делаем, — это в конечном итоге любовь или ненависть.
Песни Poets of the Fall играли в компьютерных играх Max Payne 2, Shattered Horizon и Alan Wake
Вы поёте про любовь, в ваших песнях есть самые фантастические образы. Вам часто говорят, что пора повзрослеть и бросить все эти сказки?
Нет. Ведь что бы ты ни делал в области искусства, это всегда представление, будь то музыка, танцы, фильм. Музыка — это театр, кино — это театр, танцы — это театр, театр — это театр! Это искусство представления. Есть сцена, на которой всё происходит. Игра, театр, метафоры, которые я использую в своих песнях, — у всего этого есть свои причины.
Дело тут даже не в том, вырос ты или нет.
Я верю, что мы всегда остаёмся детьми. Постаревшими, более опытными — но детьми, которые могут, если захотят, открыть для себя что-то новое.
Однако многие люди вовсе не хотят учиться. Но это нормально, если ты захочешь, то ты можешь не учиться, ты же проживаешь свою собственную жизнь.
Мне кажется важным оставаться ребёнком, потому что дитя может покорить этот мир и ценить его. Взрослый же слишком пресыщен, слишком многое пережил, ничего его больше не удивляет, он скучает, поверьте мне.
Завистливые боги — Jealous Gods — называется новый альбом Poets of the Fall, вышедший 19 сентября 2014 года
Сам я быстро учусь, многие вещи просто схватываю на лету, причём порой усваиваю их настолько быстро, что теряю к ним интерес. Иногда это даже страшно. Давным-давно я написал песню, где есть строчка «Я будто вечный ребёнок». Мне хотелось бы, чтобы часть тебя всегда хранила эту искру.
У вас есть места, которые вызывают вдохновение?
Вдохновение может посетить в любой момент: на грани сна, в поездке или прямо сейчас, во время интервью. Но есть место, куда я ухожу писать песни или выслушать себя, я называю его «храм мыслей». Это не настоящее место, его, мне кажется, каждый имеет внутри себя, куда приходит, когда закрывает глаза и успокаивается.
Для меня это действительно некое пространство. Я представляю стены, окна, слышу стаи воробьёв, слышу музыку внутри. Это как небольшая медитация.
Один из сквозных образов Poets of the Fall — шут, он появляется не раз и в клипах, и в песнях. Кажется, что он больше, чем мы видим, smoke and the mirrors, кто он для вас?
Как дым и зеркала. Он перепрыгнул из одной трилогии в другую. Придворный шут пишет своё имя, которое закодировано — то же самое, что делает другой персонаж из Carnival of Rust — Золтар (Zoltar in the booth — робот-предсказатель в будке-автомате, — прим. ред), персонаж, которого я играю. Затем мне хотелось придумать что-то другое, но осталась концепция персонажа. В видео на песню «Can you hear me?» снова появляется Zoltar, но теперь он ожил. Образ шута тоже кочует от альбома к альбому. Он появляется в King of Foolls и наконец сейчас в альбоме Jealous Gods возвращается обратно. Это мотивы, к которым мы обращаемся.
Шут интересен, потому что он может прямо в лицо сказать тебе ужасные вещи о тебе самом, а ты в ответ только и говоришь: «Ох!».
Человек, который может тебе дать хороший совет, как всегда подсказывал королю. Разумеется, он может сказать тебе и приятную правду, а не только плохие вещи. Этот персонаж занимает меня. Я с трудом вижу себя в нём, но это интересный образ, через него можно о многом сказать, ему под силу внести раздор между богами.
Вы не боитесь экспериментировать даже с электроникой, это видно по последнему альбому. До каких границ готовы дойти?
Jester — шут, в образе которого Марко Сааресто появляется в клипах группы
Мы пишем музыку интуитивно: играем то, что нам нравится именно сейчас. Это зависит от того, каким стилем мы увлечены в настоящий момент, что внезапно показалось нам интересным, поэтому верно говорить, что у нас всегда эксперименты. Это одна из причин, почему мы вообще пишем музыку, а не повторяем снова и снова одно и то же, что довольно быстро стало бы унылым занятием. Мы не хотим ограничивать себя и загонять в какие-то рамки. Нас всегда критиковали за это: «Да вы не подходите ни под какой жанр!». А с новым альбомом все такие: «Вау, вы не подходите ни под один жанр!». И я так: «Окей, да». Вообще у нас много предложений.
Каждая песня Poets of the Fall — целая история, альбом напоминает пьесу, всё связано между собой. Если слушать песни подряд, то появляется ощущение, что перед тобой разворачивается цельное действо. Такой мощный и придуманный мир, что невольно ожидаешь продолжения в виде фильма, романа или компьютерной игры.
Это интересно. Я много лет думал писать роман, и, может быть, в будущем это станет возможно. Но пока же Poets of the Fall отнимают всё моё время. Что касается компьютерной игры — это целый бизнес, целый мир, и нужен не один год, чтобы разобраться во всём. Пока нам интересны игры, для которых мы можем писать музыку, или фильмы. Нас приглашают в различные проекты, но это не всегда для нас, не всегда для того, что нам нужно.
В первом альбоме есть строчка интересная, она меня в своё время зацепила. With freedom comes silence. Вы всё ещё считаете, что свобода в молчании?
Это непреложная истина. С молчанием приходит покой, с покоем приходит свобода, со свободой — молчание. Твоё сознание — будто поток. Ты даёшь мыслям течь по нему. Нужно просто сесть тихо и подумать. Хотя не стоит даже думать.
«С молчанием приходит свобода» — это значит, что наш разум всегда занят, он всегда делает бззз. Мы постоянно участвуем в этих крысиных бегах. Когда он свободен, наступает покой.
Как в йоге?
Как в йоге. Именно так.
Интервью организовано при поддержке продюсерского центра «Сибирские гастроли»
Вы говорили, что вас вдохновляют книги. Что запомнилось из последнего?
Одновременно я читаю книг 20. Я пролистываю одну — о, эта сегодня подойдёт, листаю пару страниц, потом — ааа, нет! Открываю другую — ммм, то что нужно! Ребята из России подарили мне Пушкина. Я читаю перевод и понимаю, что не могу в нём ощутить ту магию слов, которая есть на русском. Но мне нравятся идеи и образы, которые я там черпаю.
Пушкин тоже поэт осени?
Не знаю, лучше бы его спросить, если бы была такая возможность!