Выставка фрагментов арт-проекта «Родина», лишившаяся в Новосибирске почти всех приемлемых для экспозиции площадок, была неожиданно показана журналистам и сочувствующим — возможно, в первый и последний раз. Владелец аэропорта «Северный», где 18 мая должна была открыться выставка, расторг договор аренды ввиду аварийного, по его оценке, состояния здания. Корреспонденты Сиб.фм увидели «Родину» как она есть и выслушали мнения всех участников спора об истинных причинах запрета на современное искусство.
— Пообещали прислать МЧС на «помощь», если сами не справимся, — организатор выставки Анна Терешкова приводит слова бизнесмена, бывшего владельца аэропорта Вольдемара Басалаева. — До 16 мая мы должны освободить помещение.
Директор Сибирского центра современного искусства (СЦСИ) считает, что Басалаев убедил нового владельца «Северного» расторгнуть договор о предоставлении площадей аэровокзала, чтобы «не портить отношений с властью».
Однако гораздо раньше «Родина» привлекла внимание православных активистов и многодетные семьи, говорит Терешкова, напоминая, что 13 мая представители сразу нескольких общественных организаций выйдут на пикет против выставки.
— Мне непонятно, я ведь тоже православная и многодетная, — признаётся она, мать пятерых детей, — мне разорваться теперь что ли?
Журналистов встречает куратор СЦСИ Сергей Самойленко, немедленно приступивший к импровизированной экскурсии:
— Просто хочется сразу снять все вопросы о приписываемом экспонатам «Родины» кощунстве, безнравственности, экстремизме и оскорблении русского народа.
Первое, что увидел бы посетитель экспозиции — девятиметровое полотно «Заседание Федерального Собрания» художников-монументалистов Сергея Калинина и Фарида Богдалова. На картине воссозданы сюжет и стиль известной работы Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного Совета», написанной к
— Переодеть современных политиков в вицмундиры — приём нехитрый, — рассказывает Самойленко. — Но если отнестись к полотну серьёзней, то можно увидеть, как устроена российская власть, её настоящая природа — преемственная и постоянная.
Страховая стоимость картины, добавляет куратор, — более 200 тысяч евро.
Самойленко просит собравшихся поднять головы и обратить внимание на висящие под потолком светящиеся берёзовые брёвна:
— Работа Николы Овчинникова «Они возвращаются» о самом русском дереве — берёзе — как о символе нашей античности. Берёзовый ствол — это наша античная колонна.
Следующим пунктом спонтанной просветительской программы становятся четыре рядом стоящие двухэтажные кушетки — инсталляция архитектора и дизайнера Александра Бродского «Дорога».
— Это пространство — не то больницы, не то тюрьмы, не то поезда — известно каждому. Все видели узенькие матрацы, нары, чай в подстаканниках. И вот они, и развевающиеся занавески, и стук колёс — всё это стало до боли знакомыми российскими архетипами.
Далее журналистов ждёт «Мягкая родина» — карта страны в виде лоскутного одеяла.
— Мы привыкли к России — жёсткой, крепкой и несгибаемой. Здесь же она представлена уютной и мягкой как подушка, ещё и бисером украшена. Отличный, оригинальный подход, — замечает куратор.
Параллельно друг другу расположены портреты первых лиц государства — президента Владимира Путина и будущего премьер-министра Дмитрия Медведева. Портрет Путина ещё не извлечён из упаковки. На первый взгляд — два официальных портрета национальных лидеров и отцов отечества. При более внимательном рассмотрении заметно, что изображение Путина составлено из уменьшенной факсимильной росписи Медведева, а его — из Путинской.
— По-моему, о сути правящего тандема это работа говорит очень точно и ёмко, — заключает Самойленко.
С особым трепетом и нескрываемым восхищением Самойленко представляет творчество отцов российского соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида. Журналисты вглядываются в полотно «Двойная диверсия», на котором советские строители коммунизма уверенно смотрят в будущее. Расположены они на фоне американской абстрактной живописи, втайне поддерживаемой, как впоследствии оказалось, службами ЦРУ.
Художник Илья Гапонов запечатлел кузбасских шахтёров. Самойленко признаётся, что прекрасно помнит этих «гегемонов в красных майках» и до сих пор только так их и воспринимает — как героев и титанов.
Работа «Доска почёта» демонстрирует единство изображения и материала. Портреты нелегальных мигрантов, приехавших в Россию, или, проще говоря, гастарбайтеров, выполнены штукатуркой на затирочных досках. Самойленко задаётся вопросом, чем же, на их взгляд, является наша общая родина, какой они её видят и какой навсегда запомнят.
— Можете, впрочем, прямо сейчас спросить у тех, кто монтировал экспозицию, — предлагает куратор, обратив внимание на прошедших мимо рабочих «кавказской внешности».
В соседнем павильоне располагается очередное монументальное полотно арт-дуэта известных художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Они представили своеобразный дайджест русской и советской живописи, собрав в одной работе ключевые образы — от Врубеля до Кустодиева, от Репина до Петрова-Водкина.
— Студентов гуманитарных и художественных факультетов можно было бы сюда водить и проверять на знание русского изобразительного искусства, — предлагает Самойленко.
Работа «За отвагу», по мнению куратора, вероятно, удивит журналистов, привыкших воспринимать современных художников как эпатажных провокаторов, для которых нет ничего святого. На картине изображены ветераны Великой Отечественной войны — при этом без тени иронии или скрытого подтекста.
— Решение о перенесении выставки из помещений Краеведческого музея связывали с тем, что боялись в канун Дня Победы оскорбить ветеранов, дескать, эти работы могли их обидеть, — напоминает Самойленко, — вот посмотрите, что не так в этих трогательных и тёплых работах?
В завершение экскурсии куратор СЦСИ признаётся, что ни в чём не винит губернатора Юрченко, поддержавшего инициативу депутатов новосибирского заксобрания о невозможности предоставления государственных площадей для «Родины» и подобных экспозиций.
— Губернатор не обязан разбираться в современном искусстве, а вот его советники обязаны. Понятно, что когда ему показывали какие-то распечатанные картинки, не имеющие никакого отношения к выставке, — это была сознательная провокация. Эти люди не видели «Родину». Как не видели и те, что завтра придут на пикет. Зато, вероятнее всего, выставку увидят в Красноярске. А в Новосибирске — нет. И мне лично от этого больно и обидно.
Журналисты ожидают прибытия в опальный аэропорт министра культуры Новосибирской области Натальи Ярославцевой. И не зря: буквально сразу после получасового ликбеза от художника Вячеслава Мизина министр оказывается в тесном кольце журналистов.
— Вы же понимаете, что в этом здании выставку проводить нельзя, оно в аварийном состоянии, — сходу объявила Ярославцева.
— Мы также понимаем, что это всего лишь предлог. Во время монтажа экспонатов никаких предупреждений не было. Более того, когда эта выставка находилась в здании Пермского музея современного искусства, он тоже был не в лучшем виде — там шёл ремонт. Но экспозиция не приостанавливалась. Насколько я понимаю, владельцам «Северного» была дана отмашка сверху, — ответил Самойленко.
— Кем? — попросила уточнить министр, отметив, что Василий Юрченко тут ни при чём. — Замечу также, что экспертное сообщество поддержало «Родину», согласившись, что в ней нет ничего противоречащего этическим и нравственным нормам. Экстремизма и призывов к религиозной розни тоже нет, всё в рамках закона. Поэтому ситуация, вынуждена признать, абсурдная и пренеприятнейшая.
Ярославцева заметила, что была готова выступить с просветительской работой и разъяснить некоторым чиновникам сомнительные, с их точки зрения, фрагменты выставки.
— Ничего «такого» на выставке нет. Просто с первой же минуты, как появилась информация о выставке в Новосибирске, появилась и ложь, спровоцировавшая скандал, — поделилась своей версией случившегося министр.
Уступку со стороны властей общественным организациям, вылившуюся в отказ от предоставления государственных помещений, Ярославцева поставила под вопрос. При этом вариант проведения выставки в аэропорту ей кажется не лучшим.
— Я как министр культуры обязана знать, какие условия создаются для посетителей выставки. Думаю, приглашать сюда большое количество было бы опасным. Но этот вопрос в любом случае надо задавать не власти, а владельцу помещения. И мне бы не хотелось, чтобы бизнесмены опускали голову в песок после первой угрозы. У нас свободный город или нет? — задалась напоследок вопросом министр.