Как сделать идеальное шоу: миссия выполнима

 Как работают техники света и звука на больших мероприятиях  6 сентября, 07:00
&
подходящие темы
Как сделать идеальное шоу: миссия выполнима
Фотографии Алексея Танюшина

За драйвом и зрелищностью успешного большого мероприятия, фестиваля или концерта кроется чёткая работа компании, обеспечивающей это событие, в первую очередь — работа профессионалов: как артистов и ведущих, умеющих зажечь толпу, так и специалистов по свету и звуку, на которых лежит ответственность за качество шоу. Корреспондент Сиб.фм посмотрел, как готовят сценическую площадку для «Гонки героев» в Новосибирске и выяснил, что организаторы концертов считают своей миссией умение решать любые задачи при подготовке идеального мероприятия и почему.

Сверху вниз

Жара, полигон военного училища на окраине Новосибирска. Строем бегут курсанты военного училища в форме и беретах защитного цвета, разбиваются на группы. Мужчина постарше командует:

— Так, пацаны, слушайте внимательно — встаём у красного столба, зажигаем...

Курсанты, сжимая в руках автоматы, понятливо кивают и скрываются за сценой. Сооружаемая сцена на глазах постепенно вырастает из четырёх опор, установленных посреди полигона. Это готовят площадку для «Гонки героев», командной игры с имитацией военных действий, которая пройдёт здесь завтра. Участников нужно будет подбодрить, поэтому на площадке устанавливают сцену и баррикады колонок — для по-настоящему громкой музыки.


«Гонка героев» — спортивная гонка всероссийского масштаба, созданная по нормативам ГТО.

Воздвигают сцену работники Arena Show — молодые люди в кедах сноровисто обращаются с тросами, ворочают тяжёлые колонки. Пока из машин выгружают чёрные ящики со сценическим оборудованием, на полигоне курсанты репетируют с настоящей боевой техникой: по полосе препятствий идут танки и БМП, бойцы отрабатывают стрельбу из автоматов. От монтажа сцены работники отвлекаются, лишь когда на полосу препятствий выезжает бронетехника и открывают огонь: от звука близких выстрелов невольно вздрагиваешь.

— Я вообще-то музыкант в третьем поколении, и началось всё с того, что с девяти лет отец оставлял меня с концертной аппаратурой, — рассказывает основатель Arena Show Владимир Соломко о том, как пришёл к идее компании. — Затем, как и многие в молодости, я довольно долго занимался диджеингом, два года даже работал на радио.

А в 1998 году мы с товарищем стали записывать свои треки. Первая же наша песня выиграла конкурс «Музыка нашего города» и попала в ротацию радио «Юнитон» — она играла во всех ларьках. А из-за второй даже ссорились пираты: «Мол, ты эту песню в свои сборники не ставь, я за неё бешеное бабло заплатил!» Потом всё кончилось: товарищ мой трагически погиб — утонул. И после этого у меня ушло около шести лет, чтобы освоить технические средства на том уровне, которым владел он. Мне уже стукнуло 27, я посчитал, что начинать музыканту в таком возрасте поздно, поэтому стал продвигать молодёжь: рэп-группу «Бонано Клика». В своё время их заметил Яков Лондон, и мы уже вместе занимались их развитием.

Ещё 12 лет я провёл в собственной студии звукозаписи. Но потом мода на свои треки стала проходить, вспомнил, что изначально я концертный звукорежиссёр и люблю работать с концертным оборудованием, а не со студийным. Появилась мысль открыть прокатную контору. Конечно, не одному — нашлись единомышленники, с которыми мы и сейчас продолжаем развивать и улучшать компанию.

Пока мы разговариваем, на поле, поднимая облако пыли, садится военный вертолёт со звёздами на боках. За ним по команде выстраивается несколько десятков курсантов и толкают машину в сторону площадки. Тем временем стальные опоры сцены скрываются за большими белыми растяжками с символикой «Гонки героев» — площадка готова, техниками остаётся настроить звук.

— Мы не стали развиваться по принципу «сначала свадебки да корпоративчики». Если человек всю жизнь плёл лапти, то с этим опытом он никогда не стачает высокотехнологичные кроссовки.

Хочешь ты такие кроссовки делать — с них и нужно начинать.

Поэтому всё оборудование, которое мы приобретали, было заточено под большие концертные мероприятия.

И тут получается вот такой парадокс: вскоре на нас посыпались заказы небольших мероприятий — свадеб, банкетов. Даже на них мы приезжаем с оборудованием для больших мероприятий — такой мощности, что можно стены в домах рушить. В этом особенность, отличающая нас от других организаций, занимающихся техническим оснащением, — мы росли «вниз головой», из верхнего сектора в нижний. Начинали с больших мероприятий и расширялись в сторону более мелких, хотя чаще всего происходит наоборот.

Сцена «Гонки героев» на удивление органично вписывается в пейзаж военного полигона: брезент армейского грузовика, палатка звукорежиссёра с пультом и ноутбуками, мощные колонки рядом с металлическими ящиками боеприпасов. Каждый делает свою работу. Техники проверяют звук: над полигоном звучит тяжёлая мотивирующая тема «Гонки героев». Курсанты переминаются с ноги на ногу, тревожно поглядывая на площадку перед сценой. Тему «Гонки» неожиданно сменяет русский рок:

— Ребят, кто знает, что за группа? — оживляются курсанты, услышав незнакомый саунд.

Цель и миссия

На месте работы всегда присутствует кто-нибудь из руководства Arena Show, чтобы лично проследить за тем, как готовится площадка и отлаживается звук. За годы работы в компании сформировалось понимание, как помочь клиенту:

— Наша активная география — от монгольской границы до Урала. Мы и на Иссык-Куль с оборудованием ездили, и на Байкал, а в сибирские города выехать — Красноярск, Кемерово, Томск — уже как в соседний подъезд зайти. Чаще всего работаем на юбилейных мероприятиях — например, на днях города и на имиджевых банкетах. Заказчики все очень разные. Поэтому мы стараемся быть «равноудалёнными», держать нейтралитет, ко всем быть одинаково внимательными. Допустим, среди наших клиентов есть и церкви, которые конфессионально друг с другом конфликтуют.... А один из самых экзотических заказчиков — новосибирский крематорий, заказывающий свет со звуком для своих шоу-программ.

Мы специализируемся на том, чтобы выявлять проблемы заказчика и их решать. Как бы это объяснить... Есть цель, а есть — миссия. Цель — заработать денег, а миссия — улучшать жизнь заказчика. На каждом мероприятии у нас есть миссия. Как правило, если человек спрашивает про свёрла, то свёрла его не интересуют. Его интересуют дырки. Вот с этой точки зрения мы и стараемся с клиентом работать. Часто случается, что человек заказывал техническое оснащение, а в итоге мы помогали ему найти и охрану, и артистов, и дизайнера.


Более пяти лет Arena Show занимается техническим оснащением

Есть заказ, а есть потребность, и не стоит их путать. У каждого заказчика мы стараемся выявить эту потребность, и очень часто выясняется, что способ, которым клиент заказывает эту потребность удовлетворить, нерентабелен — дорог или неэффективен. Например, человеку нужен звук огромной мощности, чтобы слышно было аж за углом — мы объясняем, что тратить деньги на такую адскую мощность нет смысла, можно просто продублировать за углом систему: маломощную, но гораздо дешевле.

Тем временем военные командуют приглушить музыку, чтобы курсанты отработали программу выступления прямо перед сценой. Зажигаются светошумовые гранаты, трещат холостые автоматные очереди, катятся по бетону гильзы. Среди оранжевого дыма курсанты демонстрируют боевые навыки: акробатические номера, разбивание бетонной плиты на голом торсе сослуживца и в конце концов сооружают трёхъярусную человеческую пирамиду, на вершине которой воин размахивает российским флагом.

Решить любую потребность

— В любой задаче самое сложное — преодолеть незнание заказчика всех деталей и сложностей работы, — уверен Владимир Соломко. — Проколы бывают у всех. А те, кто говорит, что у них провалов не бывает, элементарно врут. Мы анализируем каждую свою неудачу, хотя большинство из них клиент, конечно, не замечает. Исправляем всё за свой счёт в фоновом режиме и ведём статистику. Поэтому наши ошибки практически никогда не повторяются. При этом около 85 % проблем — по вине заказчика. Ночной кошмар организаторов технического оснащения — шлагбаум на пути машин с оборудованием и охранники, которых забыли предупредить.

Для «Гонки героев» компания Arena Show выполняет стандартный набор работ — монтирует сцену, ставит звук и дополнительную подзвучку на этапах, чтобы участники могли отовсюду слышать ведущего. Всё идёт по плану, и единственное, что пока беспокоит организаторов — не проедет ли случайно военная техника прямо по проводам колонок.

— В планах у нас — расширяться, — уверенно говорит основатель компании. — Будем расширять как географию, так и спектр услуг. Сейчас мы занялись видеопроизводством — приобрели рельсы, стэдикамы: при заказе оборудования дороже 150 тысяч рублей трейлер мероприятия делаем бесплатно.

Главная фишка нашей работы — решение всех вопросов по одному номеру. Отпадают неприятные вопросы вроде: «Почему звук вовремя не запустился?». Потому что артисты с чем-то не тем приехали. Когда одна компания выполняет все услуги, такие объяснения не работают. А заказчикам это очень удобно: высока вероятность, что мероприятие пройдёт идеально.

Есть такая история из книги бизнес-тренера Брайана Трейси. Человек звонит по телефону, говорит, что хотел бы заказать обувь такой-то марки. У него спрашивают размер, цвет, обещают доставить в течение суток. Привозят. Вскоре у заказчика раздаётся звонок: «Посмотрите, та ли обувь? Всё ли вас устраивает — скорость доставки, детали заказа?». «Безупречно». И тут ему говорят: «Один нюанс — вы позвонили в пиццерию. В следующий раз заказывайте у нас пиццу, с этим мы ещё лучше справимся». Человек позвонил в пиццерию заказать сапоги — это про нас.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

самое популярное
присоединяйтесь!