сегодня
29 марта, 16:07
пробки
6/10
курсы валют
usd 92.26 | eur 99.70
сегодня
29 марта, 16:07
пробки
6/10
курсы валют
usd 92.26 | eur 99.70

Чтобы челюсти шевелились

Фотографии Сергея Мордвинова

Несколько лет назад квесты выплеснулись из виртуального мира в реальный, став сенсацией в индустрии развлечений и создав оригинальную рыночную нишу, в которой успешно работает новосибирский скульптор-бутафор Иван Плотников. Отрубленные пальцы и мёртвые головы, которые он лепит своими руками, расходятся как горячие пирожки. Корреспондент Сиб.фм побывала в мастерской бутафора и узнала, зачем нужны трупы из силикона, сколько времени уходит на изготовление «отрубленной головы» и как художнику научиться продавать своё творчество.

Мастерская Ивана Плотникова прячется в промзоне Дзержинского района Новосибирска. Довольно просторное помещение не выглядит захламленным — одновременно скульптор выполняет пару-тройку заказов, а готовые изделия сразу же отправляет клиентам.

В большом зале лежит полуфабрикат маски из «Пилы», в отдельной комнатке на столе покоятся отрубленные руки и пальцы. Выглядят они до тошноты натурально: на коже видны поры, а под ней проступают синеватые вены.

Фото Чтобы челюсти шевелились 2

Фото Чтобы челюсти шевелились 3

— У меня художественное образование, — отвечает на вопрос об истоках такой реалистичности хозяин мастерской. — Окончил Тюменский государственный университет по специальности «Ландшафтный дизайн». Там был предмет «Скульптура», правда, лепили мы недолго — всего один учебный год.

Дальше Иван учился сам. Работал в Новокузнецке в мастерской, где отливал сувениры из бронзы и серебра; в 2015 году переехав в Новосибирск в поисках работы, год трудился у известного гримёра-бутафора Дениса Потеряева, который сейчас живёт в Санкт-Петербурге. Тогда и пошли первые заказы от квестов.

Фото Чтобы челюсти шевелились 4
Динозавры из «Парка юрского периода» по сей день считаются самыми реалистичными

— Денис ведёт курсы пластического грима, ну и делает бутафорию — накладные носы, уши, маски, — поясняет Иван. — Работая с ним, я много чего узнал, а чему-то научился сам.

Бутафор говорит, что «перевернул» кучу видео на Youtube: смотрел, например, уроки американского скульптора Стенли Уинстона, который делал грим и спецэффекты для многих голливудских блокбастеров, таких как «Парк юрского периода», «Хищник» и «Терминатор-2: Судный день». Чему-то учиться пришлось на собственном горьком опыте, методом проб и ошибок. Так, Иван узнал, что два вида силикона между собой «конфликтуют», потеряв на этом около 20 тысяч рублей.

Работу театральных гримёров мастер никогда не изучал, зато ему довелось выполнить заказ для для одного из екатеринбургских театров — изготовить тело повешенной девушки.

Фото Чтобы челюсти шевелились 5

Фото Чтобы челюсти шевелились 6

— Была задача добиться портретного сходства с одной из актрис, героиня которой по сценарию вешается на сцене, — будничным тоном рассказывает Иван. Фигуру они в итоге изготовили вместе с Денисом Потеряевым. «Отрезанные конечности» и «трупы» для бутафора — такая же работа, как для кого-то составление букетов. Впрочем, Иван делает не только «мертвечину».

Одной из любимых работ он называет статую василиска 1,3 метра высотой для квеста о Гарри Поттере. Из необычных изделий Иван вспоминает мягкие ветки, которые согласно техническому заданию должны были смыкаться за спиной человека, заходящего в «лес». Заказ он выполнил: изготовил ветки из мягкого пенополиуретана.

— Сейчас большой спрос на персонажей из сериала «Игра престолов»: мне уже заказали двух белых ходоков и одну отрубленную голову короля — тоже для квестов, — описывает тенденции Иван.

Большие фигуры скульптор в основном делает из стеклопластика — для «вандалоустойчивости». А отрубленные конечности и головы изготавливает из силикона: сначала лепит заготовку из скульптурного пластилина, затем на её основе создаёт форму из стеклопластика, и уже в эту форму заливает силикон. Когда материал застывает, мастер дорабатывает изделие вручную и раскрашивает. Уникального дорогостоящего оборудования при этом не требуется — в мастерской тут и там лежат обычные электроинструменты: шлиф-машинки, дрели, болгарки. Материалы бутафор заказывает у производителей из разных городов России. Например, скульптурный пластилин приехал из Рязани.

Сейчас помимо Ивана в мастерской заняты ещё два человека — в свободное от основной работы время. Художественного образования у них нет, но рогатый шлем злодейки из «Спящей красавицы» Малефисенты, как выяснилось, можно изготовить и без этого.

Фото Чтобы челюсти шевелились 7

Фото Чтобы челюсти шевелились 8

— На голову человека уходит месяц-полтора, но по просьбе заказчика иногда делаем их и за две недели, — говорит бутафор. — Изготовление целой фигуры занимает полтора-два месяца, но пока стеклопластик сохнет, можно заниматься чем-то другим.

Голову терминатора Иван сделал для себя — говорит, просто захотелось.

Он напечатал её на 3D-принтере, а потом уже довёл до совершенства вручную — отшлифовал и доработал шпатлёвкой.

— 3D-принтер есть у знакомых, так что печатать могу, но клиенты такие штуки не заказывают — дорого, — поясняет мастер. — Вручную выходит дешевле. То есть само изготовление стоит примерно одинаково, но к цене добавляется создание 3D-модели.

Фото Чтобы челюсти шевелились 9
Что можно распечатать на 3D-принтере?

Ручная работа тоже, впрочем, обходится недёшево: голова стоит от 25 тысяч рублей, целая фигура человека — от 120 тысяч. Всегда берётся аванс — половина стоимости заказа, и 30 % этой суммы идёт на материалы. Вторые 50 % суммы обычно уже платят за работу, если заказчику понравилось изделие. Но бывали и разногласия.

— Однажды по чертежу сделали всё нормально, но, оказалось, в голове у заказчика было немного другое, — вспоминает Иван. — В таких случаях мы делаем скидку или заказчик вообще отказывается забирать вещь, но такое было только два раза. А один клиент просто потерялся после внесения аванса — перестал выходить на связь. Изделия дорогие, и иногда клиентам проще отказаться, если понимают, что денег нет.

Был у Ивана и «проклятый» заказ, который никак не давался, — маска зомби для аниматора одного квеста. Бутафор полностью переделывал её три раза.

— Требовалось сделать маску противоударной, чтобы посетители могли стрелять в аниматора из пистолета, встроить туда очки и при этом сохранить задуманный вид, — объясняет Иван.

Фото Чтобы челюсти шевелились 10

Фото Чтобы челюсти шевелились 11

По словам предпринимателя, ежемесячный доход сильно варьируется: то заказы есть, то их нет.

— Недавно в Новосибирске открылся новый приключенческий квест, и вся бутафория для него — моя работа, — рассказывает он.

Многие творения Ивана Плотникова уезжают не только в другие города России (Москву, Санкт-Петербург, Владивосток, Пятигорск, Ростов-на-Дону), но и за рубеж — в Казахстан и Болгарию.

Квесты — основные клиенты скульптора, причём заказывают они не только новые изделия, но и реставрацию старых.

Бутафор говорит, что конкурентов в городе у него нет: больше никто не выполняет полный цикл работы, от задумки до изготовления реквизита.

Помимо квестов к Ивану обращаются компании, которые занимаются организацией детских праздников: заказывают мечи, пенопластовые дубины, пиньяты (большие бумажные шары, начинённые конфетами). Также мастер делает сувениры.

— Из страшного покупают флешки в виде отрубленных пальцев. Одна стоит 750 рублей, — рассказывает Иван. — Ещё сотрудники компаний заказывают бронзовые бюсты своих начальников в медалях.

Фото Чтобы челюсти шевелились 12

Фото Чтобы челюсти шевелились 13

Мастер признаётся, что когда-то у него было желание вступить в Союз художников, но оно быстро пропало. Пока он выбирает коммерческий путь, и даже занятие для души приносит какие-то деньги — Иван рисует портреты на заказ.

— Это для души, потому что мне абсолютно всё равно, кого рисовать, — объясняет он.— Бывает, напишу пост «Вконтакте»: «Сегодня нарисую хоть кого бесплатно!» Человек 10 сразу присылают свои фото, и кого-то из них я рисую. Пейзажи тоже иногда пишу.

Скульптор утверждает, что зарабатывание денег — не конечная цель.

— Хочется, чтобы это переросло в нечто большее, — говорит
Иван. — Хочется объединить много творческих людей. Вот недавно я давал объявление, что ищу скульптора — на следующий же день позвонили человек 30, потому что все без работы сидят. Приходил 58-летний скульптор, и теперь мы с ним время от времени сотрудничаем.

Фото Чтобы челюсти шевелились 14

Фото Чтобы челюсти шевелились 15

Фото Чтобы челюсти шевелились 16
Таксидермист — тоже интересная профессия

Иван Плотников видит причину неудач творческих людей в том, что большинство из них не умеют себя «продавать».

— Тут мне помог директор Новосибирского крематория Сергей Борисович Якушин, у которого я успел поработать ландшафтным дизайнером, — признается бутафор. — Он меня кое-чему научил, точнее, немножко мозг перевернул. Сергей Борисович дал мне убеждение, что человек может быть хоть кем и научиться делать что угодно, придал мне уверенности в себе. Как только я к нему пришёл, он сразу дал мне проект — на, руководи! А я тогда вообще не знал, как это делается. Была задача изготовить большую диораму ко Дню Победы — мы сделали её буквально за месяц. На площади 15 квадратных метров разместили около 100 единиц боевой техники, солдат, железную дорогу, мосты, дома и деревья. Диорама была выставлена в фойе оперного театра, и её посмотрело множество людей. Также я принял участие в организации Ночи музеев в Музее мировой погребальной культуры при крематории. «Коридор смерти» — моя работа.

Чтобы «продавать себя» Иван ведёт группу в соцсети «ВКонтакте» и страничку в Instagram.

— Я так понял: чем больше людей знают, чем ты занимаешься, тем лучше. Вот и всё. И я начал их оповещать, — улыбается он. — Хорошо работает и сарафанное радио: владельцы квестов ходят по конкурентам и, если что-то понравится, спрашивают, кто это делал. Конкуренции, как правило, не боятся, потому что тематика у всех разная. Чтобы оставаться на плаву, приходится осваивать и новые виды изделий.

Отрубленными руками постоянных посетителей квестов уже не испугать — народ требует всё более необычных зрелищ.

— Многие клиенты уже хотят головы с аниматроникой, чтобы челюсти шевелились и глаза моргали, — говорит Иван. — Они присматриваются к подобным вещам, но пока не заказывают — дорого.

По словам мастера, «живая» голова будет стоить как минимум 70 тысяч рублей. А в том, что он сможет её изготовить, Иван даже не сомневается — вспоминает, что подобную голову он сделал ради развлечения ещё в 14 лет.

Фото Чтобы челюсти шевелились 17

— У меня папа художник, а мама — физик, — говорит Иван.

Возвращаясь к его идее создания братства свободных художников, спрашиваю: «А в чём же свобода, если вы всё равно будете делать вещи на заказ?»

— Да, но мы можем отказаться от заказа, если нам он не нравится, — говорит Иван. — И сейчас, бывает, что-нибудь похабное заказывают. Говорят «вот вы делаете силиконовые руки... А можете сделать ещё что-нибудь из силикона?» Конечно, можем! Но не будем.

Загрузка...