Сибирский залп

 Основатель музея СССР в Новосибирске о промахах в юбилее Покрышкина  19.03.2013, 08:30
были упомянуты
подходящие темы
Сибирский залп
Фотографии Романа Брыгина, Веры Сальницкой, Владимира Сорокина и Евгении Тарасовой

Столетний юбилей Покрышкина запомнился жителям Новосибирска неоднозначным фестивалем шансона, открытием нового бюста на одноимённой станции метро, ошибками в праздничных плакатах и подтверждением «знаковости фигуры» легендарного лётчика-истребителя из уст Владимира Путина. Корреспондент Сиб.фм записал монолог историка и специалиста по охране культурного наследия Владимира Сорокина — о революции в музейном деле, гигантомании горожан и популяризации Покрышкина с помощью компьютерных игр, YouTube и Обамы.

В 1981-м году я закончил НГУ, гуманитарный факультет. Начинал ассистентом в геодезическом институте, потом учился в Москве, где встретил будущую жену, и откочевал в Самару. Там и началась моя музейная деятельность: в городе был очень мощный филиал Центрального музея Ленина, ничем не уступавший тогдашнему мировому стандарту. Естественно, мне захотелось там работать.

75 тысяч единиц хранения содержат фонды Музея В. И. Ленина

В вузе как раз вовсю разворачивались перестроечные процессы, атмосфера была кислая и мутная, а хотелось чего-то яркого и живого. В итоге за несколько лет я прошёл путь от экскурсовода до заместителя директора Самарского областного историко-краеведческого музея. А потом мне стукнул сороковник, надо было что-то в жизни менять, и я рванул учиться снова — теперь в Британский университет в Москве. Стал работать в различных агентствах, приучавших музеи к проектной деятельности. Зачем музеям проекты? Ну, музейное дело и работа с наследием — это всё-таки набор технологий, программ развития. У нас же долгое время планы музея простирались до следующего урожая, не дольше.

Сейчас возможности малых и больших музеев уравниваются, всё зависит от активности их коллективов. Можно легко заявить о себе на весь мир, запустив сайт музея с онлайн-экскурсиями. Даже просто через твиттер, там давно проходит акция «Спроси куратора». Думаете, наши участвуют? Нет. Россия держится сама по себе.

В 90-х началась музейная революция. Долгое время музеи считались безусловными центрами культурной жизни, на которые невозможно посягнуть, такими таинственными и закрытыми храмами. Ситуация изменилась: музеи открывались посетителям и международным контактам, стали появляться интересные вещи типа «Ночи музеев» и так далее. Я решил, что надо возвращаться в Новосибирск и использовать полученный опыт в родном городе. Вот с тех пор и копаюсь с его наследием. Соосновал музей СССР, консультирую музеи, обучаю студентов Новосибирского государственного педагогического университета по специальности «Музеология».

На самом деле никакой разницы в музейных проблемах мегаполисов нет: в Самаре, в Новосибирске, в Санкт-Петербурге, в Москве — всё одно и то же. Точечная застройка, спальные районы, пробки, пробки, пробки. Мегаполисы растут, живут стихийно, бессознательно. В Москве я жил в Капотне (одном из наименее привлекательных районов столицы, — прим. Сиб.фм), местный краевед говорил мне: «Как я тебе завидую! Там же кладбище 16-го века». Я всё не решался ему сказать, что кладбище давно распахано бульдозерами, а на месте средневековых захоронений появились могилы братков, не вернувшихся с разборок. Вот это реальная практика мегаполиса.


Как одевают и обувают артистов новосибирского Театра оперы и балета

ПИСЬМО ОБАМЕ

Также всем мегаполисам присуща склонность к гигантомании. В одном из роликов про Новосибирск говорится, что «наш Театр оперы и балета больше Большого театра», потому что «наши декорации не вмещаются». То есть главный критерий — чтобы никуда не влезало, распирало, чтобы было видно за километр. Разумеется, и музей нашего главного лётчика должен быть самым большим в мире. Предполагается, что только так он сможет соответствовать масштабу личности и величию его родины. Но музей Покрышкина уже давно существует — и в наилучшем, самом подходящем для него помещении!

Это по-настоящему мемориальное место, в нём есть, говоря профессиональным языком, подлинность. В этом здании, где сейчас расположен техникум металлургии и машиностроения, находилось фабрично-заводское училище. В его строительстве участвовал и совсем ещё юный Саша Покрышкин. И это очень серьёзный, решающий момент, который нужно использовать. «Нагретое» личностью место проще маркировать, удобнее продвигать на туристический рынок и в образовательные программы — оно само по себе выразительно и различимо.

Однако столице Сибири нужна прежде всего статусность — новый мегапроект, а не четырёхэтажка в промзоне.

В то же время властей вполне устраивает тот факт, что существующий музей остаётся ведомственным (муниципального или областного значения он до сих пор не получил). Серьёзно они им не занимаются. А у ведомственных музеев всегда есть один риск: основатель с его гигантским авторитетом уходит на заслуженный отдых, помещения консервируются, какое-то время пребывают в таком состоянии, а потом музей тихо исчезает. Таких случаев достаточно много, подобное может случиться и с музеем Покрышкина. Его основатель, настоящий герой музейного дела Евгений Михайлович Попов назначил себе рубеж — столетие Покрышкина, после чего он собирался отойти от дел и передать всё в руки грамотных специалистов. Ему как-никак самому уже девятый десяток идёт.

Музею нужно расширять штат, проводить модернизацию экспозиции, выходить на новый уровень. Пока же там нет ни одного видеопроектора, выхода в интернет и даже какого-нибудь простого детско-юношеского кружка авиамоделирования. При этом ставить это в вину Попову никак нельзя, он делал всё, что мог. В том числе проводил совершенно невероятные поиски спонсоров — от банкиров до владельцев санатория в Сочи, в котором Покрышкин раз в жизни останавливался.

12 стран наградили Покрышкина орденами и медалями

Развитие музея не может быть делом только техникума или системы профтехобразования. Понятно, что должны подключиться власти, что называется, нужна политическая воля. Уже, кстати, ходит шутка, что надо писать письмо Обаме в США: раз уж американцы собрали тысячи «Аэрокобр», на одной из которых Покрышкин летал всю войну, то они наверняка могут поделиться с музеем приборной доской самолёта — с датчиками, штурвалом и всем прочим. Тем более что Покрышкин был награждён медалью США и именными часами за победы на их «Аэрокобре».

ПЯТЬ МЕТРОВ ПЛАЦА

Как известно, Покрышкин усовершенствовал «Аэрокобру»: до него пулемёты и пушка стреляли отдельно, а он их соединил, поставил всё на одну кнопку. Получился такой «сибирский залп», который гарантировал, что при попадании самолёт противника развалится.

Покрышкин — это дитя индустриализации, и его инженерная смекалка, его подход в боевом деле и военной авиации — всё оттуда.

Он не увлекался виражами, как многие лётчики, и не частил снайперской стрельбой на большом расстоянии. У него была своя — инженерная — тактика: под каким углом нужно подойти, на какое расстояние приблизиться, чтобы поразить противника наверняка. Он создал целую школу, многие герои Советского Союза с гордостью называли себя «покрышкинцами», имея в виду приверженность его боевым наработкам.

Кстати, это тоже любопытный момент. «Покрышкинцы» — в большинстве своём лётчики-истребители, штурмовики. Но легендарный Покрышкин был не только лётчиком, он руководил разработками советской системы ПВО. После войны в Америке ходили разного рода теории, будто США накопили такой потенциал «летающих крепостей», что можно будет решить конфликтные ситуации с СССР ударами с воздуха. Понадобилась система, способная показать себя в реальных боевых действиях, и Покрышкин блестяще справился с этой задачей. Однако эта страница его биографии известна гораздо меньше.


Пилотируемый Пауэрсом самолёт-шпион U-2 был сбит под Свердловском 1 мая 1960 года

И в этом ещё одна уникальность действующего музея: в нём есть фрагменты упомянутой системы ПВО. В частности, ракета самолёта-перехватчика класса «воздух-воздух», какой, между прочим, сбили разведчика Пауэрса.

Кроме этого, в музее сохранились личные вещи маршала, верстак, за которым он с напильником делал свои первые шаги в качестве слесаря-лекальщика. В здании сохранилась лестница, по которой он поднимался на четвёртый этаж (там сейчас висит его огромный портрет), из мастерских, что на первом этаже. А лестница — это образ карьерного роста и вообще судьбы: с нижнего этажа — от слесаря-лекальщика до верхнего — маршала авиации. Этот пример становления личности очень важен: не сразу герой-романтик, не сразу повелитель неба, а сначала молодой рабочий, слесарь, механик.

Так и хочется сказать: «Президент Путин, если вы за новую индустриализацию и рабочую аристократию, то вот вам, пожалуйста, герой авиации из работяг».

Это реальный, деятельный пример для подражания. А памятник появляется другому Александру. Третьему. Но как можно брать пример с императора? Родиться в царской семье, мягко говоря, сложно.

Ещё, говорят, в военном городке сохранился старый плац, часть некогда бывшего аэродрома, на котором десятилетний Покрышкин впервые увидел самолёт и решил стать лётчиком. Если этот кусочек плаца и правда жив, то надо немедленно связываться с краеведами, с исследователями, копаться в документах и просто вцепиться в это место. Как минимум поставить там обелиск. И не надо гигантомании, не надо грандиозных музеев с планетарием и взлётной полосой. Облагородьте лучше пять метров плаца, где Покрышкин решил свою судьбу.

Речь идёт о банальном культурном ориентировании в городе, о маршруте экскурсий. Помните, как было в «Москве — Петушки» Ерофеева: «Кремль, Кремль, сколько раз трезвый или в подпитии проходил я по Москве и никакого Кремля не видел». То есть для кого-то в Москве и Кремля нет: человек смотрит и не видит, не ощущает, не осознаёт, где он находится. Так и в Новосибирске — мы не знаем, какие места «дышат» Покрышкиным.

190 тысяч пользователей приняли участие в баталиях World of Tanks на одном из серверов российского кластера игры 21 января 2013 года

МАСТЕР-КЛАСС ИСТРЕБИТЕЛЯ

С Покрышкиным нужно знакомить разную аудиторию, к каждой подбирать свой ключ. Вот, например, разработчики компьютерной игры «Мир танков» (студия Wargaming.net, — прим. Сиб.фм) недавно выпустили новую игру «Мир авиации», и там, естественно, есть «Аэрокобра». Почему бы не использовать книгу Покрышкина «Тактика истребителя авиации», изданную, к сожалению, только в конце 90-х годов, как реальное пособие для геймеров? Только представьте: сегодняшняя молодёжь читает мемуары лётчика прошлого века, чтобы понять, как правильно играть в командном онлайн-симуляторе.


72-летний Покрышкин в течение часа объясняет, как уничтожить противника в небе и остаться в живых, в эфире
Гостелерадио СССР

На YouTube лежит ролик, где Покрышкин рассказывает журналистам принципы ведения воздушного боя. Берёт пару сувенирных самолётов и начинает показывать, как он обходил фашистов. Такой мастер-класс истребителя. И всё просто, всё доступно, ничего не нужно переводить «на русский», тогда как мемуары многих военных читать просто невозможно — сплошные термины и цифры. А если ролик собирает десятки тысяч просмотров, значит, спрос на «лекции» Покрышкина есть, эту историю можно развивать.

Я знаю, что в школах Новосибирска прошли открытые уроки о главном лётчике города всех времён, переиздаются книги, открываются выставки, но в масштабе мегаполиса этого, кажется, недостаточно. Увлекался шахматами? Надо проводить турниры. Занимался разведением голубей и охотой? Пусть охотники и голубятники устроят акции в его честь.

В то же время приплетать к юбилею Покрышкина любую культурную инициативу не следует. Лучший пример неразборчивости — фестиваль «Крутое пике звёзд шансона над Сибирской тайгой». Да простят меня любители этого жанра, но прозвучавшая со сцены фраза «Саня Покрышкин был авторитетом» кажется мне уродливой. Это фальшь и паразитирование на имени поистине великого человека, заслужившего совсем другое, гораздое более серьёзное отношение.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

самое популярное
присоединяйтесь!