Алтай — перекрёсток природных ландшафтов, эпох, культур. Сюда приезжают путешественники с самым разным мировоззрением, чтобы услышать себя, изменить свою жизнь или постичь Вселенную. Иногда для этого выбирают самые неожиданные способы. За годы работы с туристами Наталья Мамыева услышала немало историй о том, как люди ищут в горах то, чего им так не хватает. Об одном случае она рассказала корреспонденту Сиб.фм.
Знакомый, работающий на Алтае гидом, рассказывал мне, как привёз на плато Укок группу немцев. Приехали ночью, поставили палатки. Утром, перед рассветом, в густом тумане, они с туристом пошли собирать хворост для костра.
«Подходит, — рассказывает знакомый, — ко мне этот немец и говорит: «Я слышу женские голоса». Я подумал: горы, высота, низкое давление — у него, наверное, слуховые галлюцинации. Как бы с сердцем чего не приключилось. Говорю ему: «Это тебе кажется, давай дальше работать». А немец — нет, я слышу голоса женщин. Ну я прислушался — точно, женщины разговаривают. Но откуда на безлюдном плато Укок рано утром взялись женщины? А звук всё ближе. У меня по спине побежали мурашки.
Наконец, вижу: из тумана к нам на самом деле выходят женщины с руками, поднятыми к небу, совершенно голые, волосы распущены.
Я аж обомлел, ничего понять не могу. Оглянулся — а немца уже рядом нет. Женщины нас увидели и давай звать по-русски: «Мужик, ты откуда? Помоги!».
Я не сразу даже понял, что они по-русски кричат, но только тогда осознал, что они обычные и настоящие. Немца я нашёл — он убежал будить лагерь. Но это не конец истории. С женщинами ничего толком решить не успели. Тут слышим, с другой стороны кто-то скачет на лошади, стегает хлыстом и ругается матом по-русски и по-алтайски, а из-за кустов — крики-визги. Это что такое? Бежим туда.
А там чабан местный на лошади гонит других женщин — тоже голых и тоже с распущенными волосами.
Оказалось, они к нему в летнюю юрту, где жена и дети спали, прямо так голышом и заглянули. В тумане заблудились, не знали, куда податься. А он сидел, чай пил.
«Дверь, — говорит, — открывается, и женщина заходит. Я её выгнал, выбежал следом, а там — ещё стоят. Я ещё не умер, чтобы вокруг моего дома голые женщины расхаживали. А лошадь всегда возле дома осёдланная стоит. Ну, вскочил на неё и погнал этих». Ну а что ему было делать? Это же оскорбительно — в чужой дом в таком виде заходить.
Третью группу женщин привезли пограничники — те вышли прямо на пограничный пост, считай, границу нарушили. Мы ничего понять не можем — откуда они все и почему голые?
Поговорили с ними. Оказалось, это, вроде, искательницы духовного просветления. Привёз их сюда группой какой-то мужик. Сказал, мол, чтоб окончательно к тонким материям приобщиться, нужно голыми на рассвете ходить по плато Укок и петь мантры, тогда-то и придёт к тебе сила от принцессы Укока.
Женщины потом оделись, и оказалось, все они носят платья с длинными подолами. Это у них языческо-славянские практики такие.
Чтобы, значит, по-славянски зарядиться энергией земли, её, энергию, надо подолом от земли заметать. А чтобы по-язычески энергией принцессы подпитываться — нужно ходить голыми по горам.
Где найти шамана?
Ведь хоть одна из тридцати должна была сообразить, что тут что-то не так. Могли ведь замёрзнуть или на медведя выйти. Почему так происходит? Семьдесят лет нас держали на одних устоях, во всём ограничили, а потом раз — и другая эпоха настала. А другого ничего не дали, и мы оказались потерянным поколением. Это трагедия целого общества — веры никакой не дали. Вот и бегают голые.
И смех и грех.