25 мая, в день последнего школьного звонка, Новосибирск готовился к нашествию «пьяных бантиков», а корреспондент Сиб.фм побывал на аналогичном мероприятии в православной гимназии во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и посмотрел, чем её выпускники отличаются от своих сверстников и чем на них похожи; какими добрыми могут быть дети и как могут конфликтовать родители.
Учитель — это образ Божий
Опаздывая минут на 15, я забегаю в школу с тёмно-зелёными стенами. Кажется, что в ней совсем никого нет, куда именно нужно идти — не понятно. Поднимаюсь по лестнице и уже по звукам понимаю, где актовый зал. Говорю, откуда я — мне вежливо помогают найти свободное место. 11-й класс уже начал своё выступление.
Слева от входа три иконы, перед которыми можно поставить свечи, а над ними — тропарь. На стене плакаты, в частности, с изображением Кирилла и Мефодия, алфавита — как раз накануне, 24 мая, был их праздник. На окнах рисунки, сделанные витражными красками, — ангелы, храмы. В принципе, только эти детали выдают отличие гимназии, а на сцене стоят обычные выпускники, которые показывают сценки, читают стихи и поют песни. И такие же речи учителей, как и на любом другом последнем звонке. Бог упоминается только в одном предложении.
— Учителям всегда тяжело прощаться: столько много пережитого — и хорошего, и плохого — это жизнь. У меня от них останутся только положительные впечатления. Хотелось бы, чтобы у них обо мне тоже сложилось только хорошее впечатление. И чтобы, когда где-то встретимся, не отворачивали стыдливо голову — бывает и такое, к сожалению. Чтобы всегда поздоровались, поделились своими новостями, — говорит учительница русского и литературы Ксения Ангелюк.
— В общем, Бог с вами, — напутствует она выпускников.
Напутственные слова произносят и другие учителя: всё как обычно — учительница начальных классов и так далее. Кто-то говорит со слезами на глазах, кто-то поспокойней. Только вот классный руководитель у них необычный — отец Евгений. После окончания семинарии владыка Тихон поставил его духовником этой гимназии. Духовный попечитель следит за выполнением христианских, нравственных устоев, ведёт предметы религиозного цикла, готовит гимназистов к службам. Опыта классного руководства не было, поэтому получал знания об этом на практике.
— Я с ними познакомился буквально два с половиной года назад. Мне нужно было понять, что должен делать учитель, помимо того, что дать предмет. Я долго думал и понял.
Учитель — это особенный, специальный образ Божий. Цель каждого человека — стать подобием Бога.
Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия создана в 1993 году приходом в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалацкой
Каждый человек может к этому прийти, потому что Господь его для этого предназначил. Путь учителя как раз — помочь ребятам: найти и развить их важные качества. Помню, как в первые дни классного руководства я символично распределил, кто с каким растением ассоциируется. Потом эти растения стали другими, — рассказывает отец Евгений.
Райский сад выпускников
Отец Евгений в рясе, длинные рукава развеваются. На лицо падает свет от проектора, по обе стороны от него стоят ученики. В его классе — восемь человек. Духовник не забывает подчеркнуть, что сегодня двойной праздник — последний звонок и Вознесение. И рассказывает про каждого стоящего на сцене, ассоциации с какими растениями у него возникают. Весь зал пускается в воспоминания и сравнения — расцветает какой-то райский сад из выпускников.
— Максим стал подсолнухом. Всех учеников я видел и радостными, и печальными, а вот Максима печальным никогда не видел. Смотрит на солнце и не отворачивается в тень, — вспоминает отец Евгений. — Рома как был кипарисом, так и остался. Статность и благородство, пусть они всегда будут с тобой. Петя — лотос. Знали бы вы, как он играет в шахматы! Рассудительный, правильный.
И далее — по страницам ботанического мичуринского атласа: Арина сначала была женьшенем, а стала подорожником — он и лечит, и является символом верности. Полина — колокольчик, символ ответственности и заботы. Лена была клевером, а стала секвойей — за твёрдость, мужественность, характер.
— Даша — вечнозелёный эвкалипт. Чему он нас учит? Самое важное — оно внутри. Даше нужно больше в себя всматриваться. Помню историю о том, как она шла на собеседование несколько километров, упала, разбила колено, но всё равно дошла, — завершает классный руководитель.
В одной из сценок ребята показывают, каким умным и хорошим может сделать человека эта гимназия. Поют песни.
Видно, что они делают это искренне — с заразительными улыбками и теплотой.
На особенно трогательном вокальном номере всё завершается: первоклассники дарят открытки выпускникам, звенит последний звонок. 11-й класс уходит из зала, уступая место 9-му. Я ухожу вслед за выпускниками. Поговорить.
Урок начинается с молитвы
На стене возле лестницы, где мы беседуем, — портреты учителей школы. На окне белые голуби из бумаги. Роман Печерский рассказывает мне, как был сделан выбор школы, две девочки из начальных классов слушают и улыбаются.
— Родители меня сюда отправили: я был маленьким и, конечно, не думал, как выбирать школу. Не могу сравнивать с обычной, среднеобразовательной, но могу сказать, что эта гимназия воспитала во мне человека, просветила духовно. Я получил такие знания, которые вряд ли бы получил где-то ещё: например, церковнославянский или древнегреческий язык, основы православной веры. Мы разбирали на уроках разные религии, конфессии — не только православные.
В школе обучаются примерно 100-120 человек.
Урок начинается с молитвы, по праздничным дням в начале урока ученики должны петь тропарь, а в конце — кондак.
Перед праздничным днём после уроков собираются в актовом зале и исповедуются у священника, ходят в храм на причастие.
Арина Манеева в этой школе тоже с первого класса, здесь же учится её сестра — в восьмом. Конечно, отдали её сюда родители, но потом, говорит выпускница, сама уже не захотела никуда уходить:
— Это даже не школа, а наш второй дом, вторая семья. Учеников мало, отношения между нами и учителями хорошие: с ними можно обо всём поговорить, не только по предмету.
Мне очень нравится качество образования: нас в классе восемь человек, не готовиться не получается.
5 общеобразовательных православных гимназий, 50 воскресных школ и три детских сада находятся в ведомстве новосибирской митрополии
Я, например, двукратный призёр Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Кроме собственно учёбы, её жизнь связана с военно-патриотическим клубом, туризмом, альпинизмом и тактикой.
— Это всё мне настолько понравилось, что сейчас я попытаюсь поступить в военно-медицинскую академию, — признаётся Арина.
Полина Филинова сама хотела поступить сюда с двух с половиной лет, специально готовилась: она ходила в православный детский сад Кирилла и Мефодия, который связан с гимназией, так что ей сюда была прямая дорога:
— Я пришла сюда в подготовительную группу и почувствовала, что это второй дом. Так приятно было все одиннадцать лет следить, как менялась гимназия, какой она сейчас стала. Это было незабываемо, замечательно будет передать всё детям и внукам, — тоже сравнивает гимназию с домом Полина.
У Елены Черкасовой другая история: сначала она училась в двух школах, а с седьмого пришла в эту, поэтому есть с чем сравнить. Её увлечения отличаются некой воинственностью: Лена занимается фехтованием, историческим средневековым боем, стрельбой из лука. Она тренер по историческому фехтованию, конному спорту — очень разнообразные увлечения.
— Уходила из-за не очень хороших отношений: ссоры, драки — какие-то неприятные моменты. Поступила сюда, привыкла к коллективу, хороший. Правда, сейчас от старого коллектива осталось человек пять, остальные уходили по разным причинам: кому-то далеко ездить, кому-то тяжело оплачивать школу, а кто-то уходит после девятого класса в колледж. Непривычно, когда приходят новые люди: у них свой характер, привыкли учиться в обычной школе, поэтому были ссоры и какие-то разборки, а потом всё наладилось.
Всё равно миримся, то есть все конфликты проходят проще, чем в обычных школах.
Приказа думать не было: как журналист работал обычным учителем
Дарья Шумкина приняла решение самостоятельно и долго шла к своей цели. Именно её непростой путь имел в виду отец Евгений, когда говорил о растениях.
— Я пришла в школу в девятом классе — это был мой выбор: долго просила родителей отдать меня сюда, после долгих споров они согласились. Класса со второго меня родители отвели в воскресную школу, потом сама просилась. Там от знакомых узнала об этой гимназии. Я считаю, что во всех православных школах, коллективах дети мягче, добрее, душевнее. Не знаю лучшего коллектива, чем наш гимназический класс.
Хочет — пускай идёт
О том, какие это споры и какой путь лучше, рассказали родители.
— Да, в воскресную школу отдали, потому что сами верующие. Правда, сначала даже не знала, что это такое.
Пришла просто послушать, потому что относилась с опаской: вдруг секта какая-то
С детства мне бабушка это привила, правда, не ходили никуда. Лет с 18 я начала ходить в храм: сначала редко, а потом пошли свои дети — стала чаще. Начала причащаться. Там просто разбирают различные жизненные ситуации, например, на улице кого-то избивают — как ты поступишь. К тому же там много бабушек, за которыми дети ухаживают: их учат помогать чужим людям, например, помыть окна или пол, приготовить. Даше очень нравился коллектив воскресной школы, поэтому всегда просилась перевестись в какую-нибудь православную гимназию, — поясняет мама Даши Наталья Шумкина.
Искали школу поблизости, но нашли только эту гимназию, которая всё равно находится далеко — нужно добираться полтора часа. Путь на собеседование был тернистым: в тот день Даша надела туфли на большом каблуке — она тогда была совсем другой, с крашеными волосами. Даша упала на этих каблуках, разбила коленки. От площади Калинина в жару они кое-как дошли до гимназии, до Народной. Оказалось, что батюшка в храме, поэтому пошли пешком туда — ещё минут 40.
— Я говорю: «Даша, видишь же, что не судьба!» К тому же я считала, что она из-за своей ленцы не будет ездить в такую даль, рано просыпаться и не опаздывать. Занятия с 8:30, а по понедельникам молебен — это же к восьми надо приехать. Но всё-таки прошли собеседование. Даша очень счастлива, да и я как мама. Жалею, что раньше не пришли.
Она изменилась за два года: отрастила волосы, перестала краситься. В предыдущей школе Даша была какой-то забитой, а здесь раскрылась.
Маме нравится уровень образования. Изучают много языков, которые отражаются в аттестате. В классе мало человек — индивидуальный подход. Даша пришла сюда с шестью тройками, а заканчивает с двумя четвёрками.
— У нас 30 тысяч уходило на репетиторов, когда учились во французской гимназии. Там нам так и говорили:
«Хотите выше тройки, нанимайте репетиторов».
Сейчас мы платим только 4 тысячи за школу. И хорошо, что не было такого: «А у меня этой вещи нет, нужно купить, чтобы надо мной не смеялись». У всех форма. Я как мама очень рада: всё просто, родители простые и без всяких громадных сумм. Вы видите же, что девчонки совсем другие, хорошие.
Вообще в семье Шумкиных трое детей.
— Специально я бы не стала возить ребёнка в такую даль, так бы и училась в гимназии возле дома, но это был её осознанный выбор.
Я была против, а папа сказал:
«Хочет — пускай идёт».
Нашей маленькой пять лет, молитвы знает, ей нравится, а вот среднюю сюда никак нельзя затянуть, она спортсменка.
Семья ждёт, когда младшая дочь подрастёт и тоже пойдёт в православную гимназию — или в эту, или какую-то поближе.
Бывает, зайдёшь на страницу «ВКонтакте», а там...
Отец Евгений объясняет, как проходят собеседования, кого берут в гимназию.
79% жителей России считали себя православными в 2013 году, по данным РАН
— Суть православной гимназии — в том, что мы не всех подряд же берём, а только ребят из уже верующих семей, для которых проявление религиозной жизни — это обычное дело. И создаём комфортные условия для их духовного развития: например, они привыкли дома молиться, приходят в гимназию и тоже молятся. Религиозная жизнь не прерывается, а в обычной школе могут засмеяться из-за того, что ребёнок крестится или крестик носит, даже с педагогами конфликты бывают из-за этого. Психолога нет, поэтому у духовника также роль помощника, примирителя в различных конфликтных ситуациях — у православных людей же тоже всякое бывает. Конечно, не так серьёзно, как в обычных школах: девочки что-то не поделили между собой, мальчики подрались.
— Важно, чтобы совместные причастие и поход в храм не вызывали у человека дискомфорта: если не хочет идти, то даже если мы его возьмём в гимназию, он долго не задержится: рано или поздно почувствует себя плохо, начнёт нарушать правила.
Либо сам уйдёт, либо мы попросим удалиться, — отмечает духовник.
К нам подходит женщина:
— Батюшка, благословите.
Отец Евгений благословляет, и мы продолжаем беседу. Отчислить из гимназии могут за грубые дисциплинарные нарушения, собственно, как и везде.
— Бывает так, что человек начинает лицемерить, разрывает свою жизнь: в гимназии живёт одной жизнью, а дома — другой.
Бывает, зайдёшь на страницы в социальных сетях, например «ВКонтакте», которые считаются местом самореализации, а там...
За этим мы тоже следим — не то, чтобы прямо смотрим, что постил и какие фотографии, а просто за вещами, которые идут вразрез духовному развитию.
К нам подходит ещё одна женщина и просит прощения за то, что перебивает.
— Там перед нами дверь закрывают в трапезную. Мы вас просто в курс поставили. 11-й класс ведёт себя странно — мы вас просто в курс поставили и пошли назад, к себе.
— Опять не поделили, — восклицает отец Евгений.
— Это родители 9-го класса? — понимаю я суть претензий.
— Да, учителя все собрались у 11-го. Не поделили...
Всё как у людей, подумала я. Мягкие голоса и добрые лица — и обыкновенные конфликты. А почему, собственно, должно быть по-другому?
— Как будете улаживать?
— Думаю, учителя сейчас и 9-й класс посетят. 11-й класс закончил быстрее, вот всех и позвали. Сделаем замечание организаторам: не рационально распределили, — посетовал отец Евгений и поспешил в трапезную.
А я — к выходу, в город, наполненный выпускниками, такими же, по большому счёту, что и те, с которыми я только что общалась в православной гимназии.