Преданные

 Как живут новосибирские кришнаиты  2 сентября, 07:00

Пётр Маняхин
журналист, исследователь трансформаций
подходящие темы
Преданные
Фотографии Алексея Танюшина

Жители Новосибирска и его окрестностей иногда встречают на улицах людей в ярких экзотических одеждах и со странными узорами на лицах. Они поют непривычные для сибирского уха песни, раздают подозрительные книжки в мягких обложках и постоянно повторяют одну фразу — «Харе Кришна». Корреспондент Сиб.фм изучил общину новосибирских кришнаитов и узнал, почему для общения с богом достаточно знать лишь его имя, как воспитать настоящего вайшнава и сколько времени нужно тратить на Кришну каждое утро.

Имя бога и колесницы без колёс

Мужчина в длинных оранжевых одеждах сидит на асфальте в тени аккуратно подстриженных кустарников и ест сырые овощи из пластиковой тарелки. Летний ветер гладит его не менее аккуратно бритую голову и щекочет затылок оставленной сзади прядью распущенных волос. Он не спит, не отправляет единомышленника в последний путь, а значит, у него траур, потому что во всех остальных случаях преданный Кришне обязательно должен завязывать свою шикху.

— Вот, возьмите книжечку, — из кустов выскакивает широко улыбающийся молодой человек в кепке и джинсовке, — тут про вегетарианство, — начинает он издалека.

— Спасибо.

— А вот ещё, тут про то, как душу успокоить, — прощупывает почву мужчина.

— Угу.

— Ну а тут о том, кто такой Кришна, — окончательно выдаёт себя миссионер и внимательно следит за реакцией. — Только мы это, на издание брошюр собираем, — тихо произносит он с показным смущением.

— Мы на издание брошюр собираем, — громко и чётко повторяет миссионер после неловкой паузы.

— Кхм-кхм, — напирает он, вынуждая расстаться с мятым полтинником.

Международное общество сознания Кришны основал в 1966 году в Нью-Йорке бенгальский монах Шрила Прабхупада. Это наиболее крупная ветвь гаудия-вайшнавизма, одного из индуистских течений, заложенного в XVI веке индийским религиозным реформатором Чайтаньей. Вайшнавы, или преданные — именно так называют кришнаиты сами себя — поклоняются Кришне как верховной форме бога Вишну. Жизнь последователей вайшнавизма описывается «четырьмя регулирующими правилами»: вегетарианством, отказом от употребления алкоголя, табака и других наркотических веществ, запретом на азартные игры и мошенничество и ограничением половой жизни вне брака.


Триада (тримурти) индуистских божеств состоит из Брахмы-создателя, Вишну-хранителя и Шивы-разрушителя

Миссионер приехал вместе со своими единомышленниками на праздничное шествие Ратха-ятра в бердский Храм Господа Джаганнатхи. Длинноволосый молодой человек вытаскивает красную хоругвь с бахромой, на которой золотыми буквами написано «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

Основная духовная практика кришнаитов — киртан, коллективное воспевание имён бога. Во время «молитвы» вайшнавы, в отличие от представителей большинства религий, ничего не просят. Это, по их словам, связано с тем, что они не стремятся решить земные проблемы при помощи высшей сущности, а лишь прислуживают Вишну — верховному божеству в вайшнавской традиции индуизма.

Забрав из машины вещи, преданные идут к длинному двухэтажному зданию с вывеской «Автосервис», где находится храм. К нему же подъезжает иномарка, из которой выходит президент Сибирского регионального Центра ведической культуры Вишну Таттва дас, в миру Вадим Борисов, вместе со своей семьёй. Его сразу обступают преданные, и, когда толпа расходится, он уже облачён в белый балахон с золотистым орнаментом по краям, на голове — микрофон-хедсет, а в руках — фисгармония, один из традиционных кришнаитских инструментов, похожий на синтезатор с мехами.

Вадим будет руководить праздничным шествием, которое плавно перетечёт в четырёхдневный сибирский фестиваль Бхакти-врикш и Нама-хатт. С ним постоянно здороваются мужчины в вайшнавской одежде, женщины с цветами в волосах, случайные прохожие и даже дети, которые потом бегут обнимать его дочку Дайю, кутаясь в её длинную синюю юбку, из-под которой выглядывают чёрно-белые кеды.

Пока вайшнавы во главе с Вадимом настраивают звукоусиливающую аппаратуру, к храму подходят двое подвыпивших мужчин, заглядывают внутрь и спрашивают у стоящих рядом кришнаитов:


Бахаизм – мировая религия, появившаяся в XIX веке, с точки зрения которой Иисус, Кришна, Мухаммед и другие пророки – лишь воплощения единого бога

— А тут только вы?

— Да, — отвечают ему.

— А Иисус дома?

— Иисус всегда дома.

Получив такой воодушевляющий ответ, мужчины заходят внутрь, поднимаются на второй этаж, чуть не столкнувшись на лестнице с преданными, выносящими колесницу с божеством — деревянные носилки с навесом, под которым сидит разноцветный идол с непропорционально большими глазами.

— Аккуратнее, чакру не сбей! — кричит единомышленнику один из вайшнавов, когда конструкция задевает потолок, и закреплённый сверху предмет, похожий на ёлочную игрушку, чуть не отламывается от крыши колесницы.

Не забыв разуться и немного потоптавшись по чужой обуви, мужчины проходят к алтарю. Около микрофона бритоголовый вайшнав с завязанным сзади пучком волос — шикхой — поёт мантру. Люди сидят на полу, скрестив ноги и покачиваясь в ритм музыке, и подпевают священнику, играющему на ударном инструменте под названием мриданга. Иногда в храм заходят преданные, падают на колени и кланяются, некоторые ложатся на пол, вытянувшись по струнке.

— Ты не подумай, мы не из этих, — оправдывается подвыпивший мужчина. — Просто приехали из Омска, встретили на вокзале этих «харе-харе», а они двух наших друзей увели.

— Вы думаете, ваши друзья здесь?

Мужчина секунд десять смотрит на поющего брахмана, не обращая никакого внимания на вопрос.

— А? Друзья? — отрывается он от размышлений. — Не знаю, но песни мне эти кришнаитские нравятся.

Во дворе уже собрались преданные во главе с президентом Центра Ведической культуры Вадимом Борисовым. К нему подходят трое полицейских и представитель местной власти и просят подписать какие-то бумаги.

— Акция согласована, есть постановление главы города, — говорит консультант отдела общественных связей и информации пресс-центра администрации Бердска Наталья Сычёва. — Раньше было какое-то недовольство жителей деятельностью храма, но за последнее время жалоб не поступало, люди реагируют адекватно.

Куда сложнее складываются отношения вайшнавов и представителей других конфессий. Позиция Русской православной церкви относительно Международного общества сознания Кришны изложена в определении Архиерейского собора 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Там движение названо «псевдорелигиозной сектой», а также указано, что воззрения вайшнавов «разрушают традиционный уклад жизни, сложившийся под влиянием Православной Церкви, единый для нас духовно-нравственный идеал, угрожают целостности национального самосознания и культурной идентичности».

— Кришнаиты — это тоталитарная секта американского происхождения, поскольку зародилась она именно в США. Но сами сектанты очень старательно используют элементы индийской культуры, которой прикрывают свою деструктивную деятельность, — заявил в интервью «Русской линии» преподаватель «сектоведения» в Новосибирском Свято-Макарьевском Православном Богословском институте протоиерей Александр Новопашин. — Они очень любят говорить об индийской культуре, утверждая, что появление их сектантских центров на территории России улучшит взаимообмен культурный между Индией и Россией, но отношение к Индии они имеют самое натянутое.


Почему РПЦ считает себя единственным борцом с пошлостью, анархией и Анной Терешковой

Вайшнавы же, по словам президента Сибирского регионального Центра ведической культуры Вадима Борисова, терпимо относятся к представителям других религий, полагая, что бог един, и прийти к нему можно разными путями.

— Мы не считаем, что нужно искусственно налаживать отношения с христианами, мусульманами и ещё кем бы то ни было, — говорит президент Вадим. — Нужно чётко следовать своей вере, и тогда мы все придём к центру, а в центре — бог.

А какой смысл в заседаниях? Вот в ООН с 1945 года заседают, а войны идут по всему миру.

Разобравшись с бюрократией, вайшнавы продолжают праздновать. Служащие храма включают колонку, примотанную к металлической тележке, на каких дачники возят свой урожай, и двор наполняется спокойным и гулким голосом Вадима:

— Помните, несмотря на отличную погоду, мы не просто гуляем. Наша задача — чтобы как можно больше людей услышали святое имя Господа.

Преданные закрепляют божеств в колесницах изолентой и обкладывают их фруктами. Молодой священник (пуджари) подходит к столику, на котором стоит позолоченный поднос с ритуальными предметами — подставкой для благовоний, лампадкой, чашечками с водой и ложкой. Он быстро проводит обряд очищения, ачаман: поджигает благовония, «предлагает» его божествам, разжигает лампадку и идёт к преданным. Каждый из них подносит руку к огню и вытирает её о голову. После того, как невысокий полный мужчина проделывает такую манипуляцию, лампада гаснет. Он виновато пожимает плечами, а священник возвращается к алтарю. Все его действия сопровождает мантра «Харе Кришна», которую напевают все присутствующие преданные.


Как звучит ситар

Наконец все подготовительные обряды завершены, вайшнавы выстраиваются в колонну, и шествие начинается. Впереди идут, пританцовывая, женщины в вайшнавской одежде, за ними — преданный, подметающий дорогу ритуальной метлой, потом вайшнавы с музыкальными инструментами — Вадим, брахман, певший в храме, и молодой кришнаит с караталами — ударными, похожими на связанные верёвкой тарелки. Затем идут преданные, несущие колесницы с божествами, и все остальные. Замыкают колонную полицейские и представитель администрации.

Бердский храм вайшнавов находится в одном здании с автосервисом, во время кришнаитских праздников работа стоит — мастера выходят на перекур посмотреть на поющих кришнаитов в яркой одежде.

— А это чё у них? — спрашивает сотрудник автосервиса, показывая на колесницу и затягиваясь сигаретой.

— Колесницы с божествами вроде.

— Колесницы? А чё они без колёс? Мы бы им быстро прикрутили! Ха-ха-ха!

Вайшнавы, миновав городской парк, идут по площади Горького. Горожане реагируют по-разному: молодая пара снимает шествие на телефон, пожилая женщина крестится и матерится, юный вейпер, решивший передохнуть после катания на скейтборде, делает затяжку и, засмотревшись на кришнаитов, закашливается. А колонна радостных вайшнавов уверенно движется в сторону Обского моря по засаженной берёзами улице Ленина.

Харе КПСС и два голоса Кришны

На входе в вайшнавский храм принято разуваться. И если в большинстве случаев это просто следование традиции, то в новосибирском образовательно-культурном центре «Таттва» хочется снять обувь и прикоснуться ступнями к гладкому и тёплому ламинату. Молодая девушка на ресепшене в кришнаитской одежде интересуется, к кому я пришёл.

Из соседней комнаты выходит мужчина в поварском колпаке и, глядя на меня, точит ножи друг о друга, но бояться нечего: все вайшнавы — вегетарианцы.

В центре «Таттва» есть кулинарная студия, в которой проводятся мастер-классы по приготовлению ритуальной пищи, конференц-зал, похожий на летнюю веранду кафе, и небольшая комната с двумя столами, стульями и книжными полками. Хороший ремонт, по словам преданных, сделали на пожертвования.

Вишну Таттва дас сидит спиной к окну, солнце заливает его густую бороду и короткие волосы. На полке, висящей у него над головой, стоит портрет основателя международного общества сознания Кришны Шрилы Прабхупады. Сегодня Вадим Борисов без белого балахона, микрофона и фисгармонии, на нём тёмная водолазка и джинсы. Он не поведёт колонну на праздничное шествие — его ждёт всего лишь вечерний семинар для преданных, желающих постигать ведическое знание.


История встречи Анатолия Пиняева с Прабхупадой подробно описана в книге Сатсварупы-даса Госвами «Прабхупада Лиламрита»

Вадим стал вайшнавом в студенчестве. В 1990 году он получил духовное посвящение, а спустя два года стал президентом недавно открывшегося Сибирского регионального Центра ведической культуры в Новосибирске, который сегодня регулярно посещают несколько сотен человек. Однако Международное общество сознания Кришны начало свою деятельность на территории России гораздо раньше. Основатель движения, Его Божественная Милость Шри Шримад Абхай Чаран Де Бхактиведанта Свами Прабхупада, приехал в Москву в июне 1971 года. Доподлинно неизвестно, как он смог пересечь границу СССР — скорее всего, визит состоялся по приглашению индийского посольства. За пять дней Прабхупада встретился с двумя советскими гражданами — заведующим отделом Индии и Южной Азии Института востоковедения АН СССР Григорием Котовским и Анатолием Пиняевым, который считается первым советским кришнаитом.

До 80-х годов Международное общество сознания Кришны в Советском союзе действовало подпольно, было малочисленно и поэтому не привлекало внимание спецслужб. Массовые репрессии начались в 1982 году и продолжались пять лет. За это время в лагеря и психиатрические больницы отправились более 50 кришнаитов.

Имущество арестованных конфисковывали в пользу государства, использовали для получения сведений пытки и шантаж, в том числе заставляли кришнаитов-вегетарианцев есть мясо.

В КГБ считали, что Международное общество сознания Кришны — это организация, созданная западными спецслужбами с целью разрушения советского строя.

С приходом перестройки отношение к вайшнавам поменялось: в 1988 году Совет по делам религий зарегистрировал и легализовал движение преданных.

— Мне кажется, это были не какие-то ужасные репрессии, а реакция испугавшихся властей на растущую миссионерскую активность первых преданных, — говорит Вадим Борисов. — К нам приходит очень много студентов — и сразу начинают самоотверженно проповедовать. Нужно быть сдержанней.

В отношениях Международного общества сознания Кришны и властей в современной России тоже не всё гладко. «Пакет Яровой», вводящий ограничения на миссионерскую деятельность, бьёт прежде всего по представителям тех объединений, которые активно продвигают свои идеи на улицах, в парках и метро, в том числе по кришнаитам.

Рассмотрение первого подобного дела началось 4 августа в Карачаево-Черкесской республике. Двадцатипятилетний Вадим Сибирев раздавал кришнаитскую литературу на улицах Черкесска, а двадцатисемилетний юрист Рашид Зитляужев решил проверить, работает ли «пакет Яровой». В результате суд прекратил дело 15 августа за отсутствием состава преступления, потому что Вадим Сибирев не был членом религиозной организации, а поэтому его деяния не попадают под определение миссионерской деятельности.

— Мы надеемся, что этот закон в отношении нас применяться не будет, — говорит Вадим Борисов. — Мне кажется, он вообще будет работать избирательно, только в некоторых регионах. Ведь «пакет Яровой» направлен в основном против исламского терроризма.


В основе гаудия-вайшнавизма – Бхагавад-Гита, один из трёх основных текстов веданты. Состоит из философской беседы Кришны и Арджуны на поле битвы Курукшетра

Помимо деятельности в качестве президента Сибирского регионального Центра ведической культуры, Вадим Борисов занимается психологией. В подписках на его странице «ВКонтакте» рядом с пабликами «НТВ», «Сводки от ополчения Новороссии» и группами, посвящёнными вайшнавской культуре, есть две публичных страницы — «Вишну Таттва дас (Борисов В.Б)», где публикуется информация о его религиозной деятельности, и «Борисов Вадим Борисович», в которой анонсируются тренинги и онлайн-курсы Вадима по семейной психологии.


Семья самого Вадима — жена, сын Нитай и дочь Дайя — тоже вайшнавы. Они вместе ходят на праздники, дома совершают обряды, однако свою религиозную принадлежность не афишируют.

— Дайя ходит в обычную школу, — говорит Вадим. — Все, конечно, знают, что она преданная, но дочка никому ничего не навязывает. Она обычный ребёнок.

Куда труднее сложились отношения с отцом, художником Борисом Борисовым. Когда сын, учившийся по его настоянию на факультете изобразительных искусств МГПУ, принял вайшнавизм, Борис выбор сына не одобрил.

— Мой отец — принципиальный человек, — вспоминает Вадим. — В конце восьмидесятых, когда он узнал, что я вайшнав, папа ходил в Совет министров СССР и пытался всячески противодействовать обществу сознания Кришны.

Вадим впервые встретился с отцом через 12 лет после смерти матери, в 2014 году. Произошло это благодаря телевизионному шоу «Два голоса» на канале СТС, где Вишну Таттва дас участвовал вместе со своей дочерью Дайей. Перед выступлением семьи Борисовых был показан сюжет об их встрече с отцом. Вадим много говорил, что рад был повидать папу, но ни единой реплики самого Бориса в сюжете не оказалось, а потом Дайя и её папа спели «With You» Аврил Лавин.

На сцене с гитарой в руках Вадим смотрится куда органичнее, чем шагающий по улице с фисгармонией под «Харе Кришна». В одном из выпусков программы «Два голоса» Вадим признавался, что заниматься рок-музыкой — это его юношеская мечта.

Когда основатель Международного общества сознания Кришны Шрила Прабхупада прибыл в Америку, он начал искать сторонников в контркультурной среде.


Историк Роберт Эллвуд охарактеризовал Mantra-Rock Dance как «конечный полёт» эры хиппи

Первыми кришнаитами становились хиппи, рокеры и богемная молодёжь. Почитателем Шрилы Прабхупады был поэт-битник Аллен Гинзберг, его в разное время поддерживали Джон Леннон и Джордж Харрисон, а в 1967 году, после основания храма в Сан-Франциско, состоялся рок-концерт Mantra-Rock Dance, на который собралось, по некоторым оценкам, около трёх тысяч человек.

То, что первыми евровайшнавами стали контркультурщики, вполне логично — их не устраивала западная мораль, и они, испытывая потребность в духовном развитии, искали чего-то нового, всё чаще обращая свои взоры на Восток.

Шрила Прабхупада, понимая важность привлечения сторонников, умело подстраивал вайшнавскую философию под целевую аудиторию.

Работая на преимущественно христианском Западе, кришнаиты использовали концепцию, заключающуюся в том, что Иисус Христос — проповедник учения сознания Кришны, учивший людей ведическому знанию в соответствующей месту и времени манере. В этом современные вайшнавы и кришнаитский Христос похожи. Также во время визита в СССР Шрила Прабхупада, обосновывая необходимость распространения учения в союзных республиках, на неофициальной встрече рассказывал востоковеду Григорию Котовскому, что в священных текстах индуизма содержатся идеи, близкие к социалистическим и коммунистическим. По словам Вадима Борисова, несмотря на поразительную гибкость, с приходом вайшнавизма в Европу изменений в его философской составляющей не произошло, но некоторые формы почитания Кришны изменились:

— Столкнувшись с западной культурой, Шрила Прабхупада пошёл на формальные преобразования: несколько изменил обряды, стал давать духовное посвящение женщинам.

Главная женщина в жизни Вадима — дочь Дайя. В одном из выпусков шоу «Два голоса» он говорил, что ему кажется, будто Дайя — это его переродившаяся мать. У дочери Вадима к 11 годам скопился обширный послужной список: помимо участия в шоу «Два голоса» Дайя пела на сцене проекта «Голос. Дети», «Славянского базара», «Детской Новой Волны», выиграла несколько музыкальных конкурсов и даже стала Mini Miss Novosibirsk 2015.

Сейчас у девочки есть фан-группа «ВКонтакте», где её педагог по вокалу разыгрывает сигны, автографы и лайки от Дайи, на странице молодой певицы постоянно пишут поклонники, желающие, чтобы она добавила их в друзья, а мальчики признаются ей в любви. Там же написано, что Дайя встречается с неким Максом, который любит русский рэп. Особенно «Каспийский груз» и PHARAOHа, и сохраняет картинки с могучими русичами и солнцеворотами.

Музыкальный талант Дайи проявлялся с самого детства — с трёх лет она рисовала билеты на свои концерты и пела для родных. Вадим всячески пытается это развивать, считая, что дочь должна стать певицей, и поэтому выходит с ней на сцену.

— Участие в шоу, прежде всего, — моя помощь дочери в её профессиональном становлении как будущей певицы, — заявил Вадим в интервью проекту «Мираман».

— Всё-таки шоу не настолько даёт возможность развиваться мне как музыканту или исполнителю. А шанс оказаться в телевизоре в 50 лет, признаюсь, — не тот мотив, который бы очень вдохновлял.


Каждая варна в индуизме делится на множество каст – джати, в зависимости от профессии. Количество каст в современной Индии не поддаётся подсчёту

Согласно представлениям вайшнавов, любое общество вне зависимости от политического устройства должно делиться на четыре сословия-варны. Это брахманы (учёные, священники, люди искусства), кшатрии (воины и администраторы), вайшьи (ремесленники и торговцы) и шудры (слуги и наёмные рабочие). По словам Вадима, принадлежность ребёнка к тому или иному сословию отчётливо определяется к 10 годам, а то и раньше, поэтому каждый должен развиваться в соответствие со своей ролью в вайшнавском обществе.

Вишну Таттва дас считает, что среднее образование в нынешнем виде нужно далеко не всем детям — их нужно учить по разным программам, в зависимости от принадлежности к тому или иному сословию. Свою дочь Дайю Вадим уже позиционирует как представителя сословия интеллектуалов, брахманов. Судя по всему, он искренне верит, что ей предопределено стать певицей, и поэтому закладывает фундамент её будущей карьеры уже сейчас.

По индийским поверьям, брахманы произошли изо рта первочеловека Пуруши, и теперь из этого рта льются два голоса Дайи и Вадима — два голоса Кришны.

Три капли Ганга в стакане и Кришна для всей семьи

К небольшой пристройке панельной многоэтажки подъезжают автомобили, из которых выходят родители с детьми. Их встречает девушка в вайшнавской одежде, приглашая пройти на летнюю веранду с большими окнами. В Центре ведической культуры сегодня, как обычно, насыщенная программа: обучающий семинар, киртана, пир любви.

— Когда человек попадает к нам, нужно помочь ему социализироваться в новой роли и глубже понять ведическое знание, — говорит президент Сибирского регионального Центра ведической культуры Вадим Борисов. — Именно поэтому мы стараемся организовывать обучающие занятия для всех преданных.

Преданные садятся полукругом на полиуретановые коврики, лежащие на полу, беременная девушка с бледным лицом и запавшими глазами присаживается на стул в углу. Сейчас собравшихся кришнаитов будут учить проводить обряд очищения, ачаман, который совершают после ритуального омовения и любого дела, которое может загрязнить вайшнава. Духовная гигиена кришнаита также предполагает пение мантры во время утреннего душа. В результате все утренние процедуры и обряды, необходимые для обычного вайшнава, занимают около двух часов.

Всем присутствующим раздают поллитровые пластиковые стаканы и ложки. У педагога — ритуальные предметы из металла.

— Прежде чем начать ачаман, нужно с вечера позаботиться о том, чтобы у вас была вода Ганга, — медленно начинает матаджи Рукмини, смуглая женщина средних лет.


Мирское название дерева туласи – Базилик тонкоцветный

Вайшнавы верят в целительную и очистительную силу воды реки Ганг. За неимением священного водоёма под рукой они пользуются специальной мантрой, превращающей любую воду в воду Ганга. После использования её нельзя выливать — можно допить самому или полить священное дерево туласи.

К каждому присутствующему на семинаре подходит смуглый мужчина и наливает воду из фильтра-кувшина в пластиковый стакан. Матаджи Никунджа Радха, молодая женщина восточной внешности, начинает рассказывать, как проводить ачаман. Она волнуется, но дрожь в её голосе не мешает отработанным движениям рук. Она ловко капает три капли священной воды на ладонь и выпивает жидкость, тонкой струйкой текущую ей в рот по основанию кисти.

— Нужно правильно складывать ладонь, чтобы получался желобок, — рассказывает Никунджа Радха, — а ещё старайтесь не касаться губами ладони.

— А это вы из авторитетного источника взяли? — спрашивает пожилая преданная.

— Д-д-да, — неуверенно отвечает педагог.

Споры об авторитетности источников в среде вайшнавов — не редкость. Все кришнаиты, относящиеся к Международному обществу сознания Кришны, признают тексты и рекомендации основателя движения Шрилы Прабхупада и одобренные им более древние тексты. Проблемы возникают с поздними источниками — Прабхупада перед своей смертью назначил одиннадцать преемников, каждый стал ответственным за свой регион, что привело к угрозе раскола общества. Более того, некоторые старшие преданные отказались признавать легитимность этих гуру и покинули ряды движения, основав собственные вайшнавские школы.

У алтаря, на котором сидят божества, стоит небольшой кустарник в горшке. Это священное дерево туласи — его листья «предлагаются» Кришне во время богослужений. Рядом с горшком — ритуальный поднос с благовониями, лампадкой и чашечкой для очищения. Вайшнавы кланяются растению, стоя на коленях и прикладывая лицо к мягкому ковру. Сама туласи требует особого отношения, и ей тоже прислуживают и поклоняются. Нужно каждый день окуривать её благовониями, поливать и ни в коем случае не обрабатывать химикатами.

Пока вайшнавы учатся самостоятельно прислуживать кустарнику, на храмовой кухне идёт подготовка к пиру любви. За стеной слышны стук ножей, «Харе Кришна» и шипение кипящего масла.

— Дорогие преданные! — говорит матаджи Шримати, бледнокожая девушка, в миру работающая врачом, — прошу вас после окончания семинара помочь на кухне.

К еде у вайшнавов особое отношение — помимо вегетарианства, на богослужениях они едят священную пищу — прасад, которую готовят вместе на специальной кухне при храме. Вообще кришнаиты готовят блюда для божеств, а сами питаются тем, что осталось после ритуальной трапезы.

Но так как Вишну и его аватары не слишком прожорливы, еды остаётся много.

Противники движения — например, некоторые православные христиане — считают подобное пищевое поведение чревоугодием и полагают, что основатель европейского вайшнавизма Шрила Прабхупада использовал пиры как средство привлечения молодёжи в Международное общество сознания Кришны.

— Я году в 1994 общался с американцем-кришнаитом, участником тех ещё, первых нью-йоркских «пиров любви» конца 60-х. Молодёжь по указанию Прабхупады реально обжиралась до безобразия, а старик только радовался, — пишет пользователь миссионерского портала протодиакона Андрея Кураева Иван Солдат.

Люди встать не могли после пира. Многих рвало, не мог желудок столько удержать. Ходило немало шуток по поводу этих рвотных луж вокруг храма по воскресеньям.

Сам рассказчик к моменту нашей встречи ел только рис белый отварной без масла и соли. Печень надсадил на прабхупадовой «духовной» диете. Прабхупада не зря свою «церковь» кухонной религией называл неоднократно. И хихикал при этом.

Некоторые вайшнавы считают, что нужно отказаться не только от мяса, но и от всех продуктов животного происхождения, так как несмотря на то, что религия напрямую не запрещает их употребление, молоко и мёд добываются с помощью насилия над живыми существами. В качестве альтернативы могут выступать вайшнавские фермы, где животные содержатся в комфортных условиях вне зависимости от их продуктивности — быки не идут на убой, телят не разлучают с коровами, а пчёл не усыпляют ядовитыми газами. Но продукция таких хозяйств стоит слишком дорого: цена килограмма топлёного масла может достигать четырёх-пяти тысяч рублей. К тому же, ввиду экономической неконкурентоспособности, вайшнавские фермы не очень распространены в России.

С Гелей Бессмертной мы встретились около Торгового центра Академгородка, где члены филиала Центра ведической культуры часто раздают кришнаитскую литературу и проводят харинамы — ритуальные песнопения. Всех, кто не может поучаствовать в массовых мероприятиях, в группе Центра просят оказать финансовую поддержку, перечислив деньги на указанный номер карты.

Геля недавно ушла с механико-математического факультета НГУ, теперь работает администратором салона красоты и служит в храме — раз в неделю делает гирлянды для божеств. Она стала преданной в 14 лет, в 2010 году. Жена её брата увлеклась вегетарианством, а потом и ведической культурой — и заинтересовала этим Гелю.

— Когда мы с сестрой впервые пошли в храм, я спросила: «Какой у вас смертный грех?». Они такие: «Нет смертных грехов, всё искупить можно». Я решила, что мне это подходит. И только потом начались какие-то глубинные штуки.

Углубившись в поиски пути к богу, Геля разорвала связи со школьными приятелями и начала активно проповедовать вайшнавское учение.


Кто и как построил в Новосибирске буддийский дуган

— У меня было три стадии социализации, — вспоминает Геля. — Сначала я всем рассказывала, что я, условно говоря, кришнаитка, и считала, что все остальные ниже меня. Потом тщательно скрывала свою религиозную принадлежность, но пыталась в миру применять принципы, которые работают в вайшнавском обществе. Разумеется, это не работало. Спустя какое-то время я стала общаться с факультетом психологии, а у них там все курящие, и однажды поняла, что вот эти люди в курилке девятой общаги в чём-то лучше меня и действительно стоят того, чтобы с ними общаться.

Я поняла, что была жёсткой к себе и окружающим, отчасти из-за этого у меня не сложился брак с человеком, который не разделял моих убеждений.

Трудно складывались и отношения с родителями. Переходный возраст совпал со сменой мировоззрения Гели, отец и мать тяжело переживали это.

— Они считали, что я в секту попала, — вспоминает она. — Но потом родители поняли, что это скорее положительное влияние, потому что в 13-14 лет я начинала употреблять алкоголь, а потом вообще перестала это делать — у меня не появилось вредных привычек и плохой компании.

Постепенно отношения с родителями нормализовались и Геля, уважая взгляды матери, стала ходить вместе с ней в церковь на праздники и даже петь в православном хоре.

— Мне всегда очень нравилось петь в хоре, но у вайшнавов такого нет, — рассказывает Геля. — Конечно, я никому там не рассказывала, что я кришнаитка, и всё было хорошо, но примерно через год меня стали спрашивать, почему я не хожу на исповедь и причастие. А я не понимаю смысла этих ритуалов! Я ушла.

Своих будущих детей Геля собирается воспитывать в вайшнавской традиции, но если они выберут другой путь, заставлять не будет.

— Пока ребёнок не достигает пубертатного периода, я буду воспитывать его в той среде, в которой живу я, — говорит Геля. — Но давить на вполне взрослого человека я не собираюсь, это его выбор.

Мне, конечно, будет обидно, что я ему не смогла показать, как это клёво — быть в сознании Кришны.

В Центре ведической культуры продолжается семинар — преданным рассказывают, как наносить тилаку. Это священные знаки, которые рисуют на коже специальной глиной. Минимальный макияж — две вертикальные линии на лбу с утолщением на переносице в виде листка священного дерева туласи.

— Скажите, а можно ставить тилаку внуку, если родители против? — интересуется у преподавателей пожилая женщина.

— Думаю, всё же не стоит провоцировать конфликт. Пусть они сами решают.


Как корреспондент Сиб.фм изучал ауру и открывал другие вселенные

В помещение, где сидят преданные, вбегает девочка с машинкой на верёвке. Она что-то не поделила с другими детьми в игровой комнате и теперь неразборчиво кричит и садится на пол рядом со своей матерью, которая пытается успокоить дочь. Ещё совсем недавно кришнаиты не уделяли достаточного внимания семье. Теперь они стараются создавать в храмах и культурных центрах программы семейного отдыха, чтобы семьи в полном составе проводили выходные в обществе преданных.

— У нас сейчас появилась инициативная группа родителей, которая старается сделать храмы интересными для детей, — говорит президент Сибирского регионального Центра ведической культуры Вадим Борисов. — Обычный человек, конечно, должен жить в семье. Уход из семьи — это для тех, кто стремится полностью отречься от земного.

Обучающий семинар заканчивается, преданные занимаются своими делами: кто-то ведёт высокодуховные и не очень беседы, кто-то, как и просили, идёт помогать на кухню, а кто-то решает наведаться в храмовый магазинчик с благовониями, вайшнавской одеждой и пирожками с капустой. Скоро киртан, где преданные все вместе будут повторять имена бога.

На летней веранде Центра ведической культуры сидят в обнимку бабушка и внук с загипсованной ногой и смотрят на резвящихся во дворе детей: они играют, смеются и разноцветными мелками на асфальте пишут «Харе Кришна».

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

самое популярное
присоединяйтесь!