Новосибирское телевидение на первых порах было чудом, потом прошло эпоху телемании и стало постоянным спутником жителей города. Его летопись — увлекательная и красочная история, и рассказывать о ней можно долго. Корреспондент Сиб.фм для «Телевидения Электронного города» поговорил с людьми, причастными к развитию и становлению ТВ, и узнал, как изменилась телевизионная «кухня» за последние 50 лет, насколько технологичней стало вещание и что нового может предложить зрителю телевидение сейчас.
Далёкие шестидесятые
Евгений Стригун
журналист, с 1958 по 1992 годы работал в Комитете по теле- и радиовещанию на Новосибирской студии телевидения, член союза журналистов России
История новосибирского телевидения начиналась на пустыре 54-го квартала Кировского района. Здесь летом 1957 года было воздвигнуто и сдано в эксплуатацию сердце телецентра — мачта высотой 180 метров. Павильон и мачта — всё, что у нас было на тот момент. 23 августа 1958 года я был зачислен в штат Новосибирской студии телевидения, где проработал почти 34 года. Я был причастен к становлению нашего телевидения.
Евгений Стригун за работой в 60-е годы, фотография из архива Радио и ТВ Новосибирска
Новосибирская студия телевидения начиналась с минимума технических средств и максимума творческого энтузиазма, надежд и неустанной плодотворной работы. Первые передачи все буквально выжидали перед экранами. В сентябре 1957 года мы показали свою первую студийную передачу «Говорящие книжки». Это была передача для детей; с помощью кукол мы «оживляли» книжные иллюстрации.
Когда люди видели какое-то изображение, все собирались целыми семьями у первых телевизоров.
Более 120 каналов на телевидении «Электронного города», из которых 22 HD канала и 2 канала в формате 4K
Они назывались КВН-49 — небольшая коробочка с маленьким чёрно-белым окошечком, никакого цвета ещё в помине не было. В квартирах были линзы, которые заполнялись водой и ставились перед экраном телевизора, чтобы изображение было хоть немного крупнее.
Вот так все собирались и сидели столько, сколько продолжалась программа, от начала до конца. В основном мы тогда показывали документальные и художественные фильмы. Одними из первых были показаны документальные фильмы «Путешествие по Швеции», «Из Рима в Милан» и художественный фильм «Весной». На первых порах программа была очень скупая, ни о каких разных каналах ещё не было речи. Телевидение начиналось в семь вечера и заканчивалось в одиннадцать. Никакой Москвы, ничего такого не было, только местное телевидение с местным телецентром. Это были самые первые шаги.
Развивающиеся семидесятые
Роза Литвиненко
журналист, кинокритик, редактор и ведущая программ «Кино и зритель», «Учёный комментирует фильм», «Новости киноэкрана» в 1970-х—80-х годах
С помощью телеприставки «Электронного города» можно смотреть не только телеканалы, но и трансляции Periscope
Новосибирское телевидение для людей, которые здесь живут, было знаковым и родным. В 1967 году в Новосибирске появилось цветное вещание — правда, не наше, а московское. Для этого поставили телевизионную станцию спутниковой связи «Орбита». Приёмные станции «Орбита», сеть ретрансляторов, радиорелейные линии, а затем и космические каналы обеспечили приём телепрограмм в самых отдалённых районах области и даже в соседних регионах. Так росло наше, новосибирское телевидение. Технически мы тоже развивались. Наши инженерно-технические работники новосибирской студии телевидения первыми в Сибири освоили, кажется, всё: от процесса видеозаписи в 1965 году до обработки цветной плёнки для эфира в 1976 году.
Андрей Тарковский в эфире программы Розы Литвиненко, фотография из личного архива Розы Литвиненко
8 языковых дорожек на канале Euronews в телевидении «Электронного города»
Мы развивались, а не только заимствовали. И когда мы говорим об успехах нашего телевидения, не стоит забывать о том, какую большую роль играл для него наш Телефильм. Он был построен рядом со зданием телецентра по инициативе своего создателя — Аркадия Зельманова в 1960-е годы. Он был одним из лучших, с замечательными картинами, которые мы показывали нашим зрителям. Например, фильм «Не потеряйте знамя», созданный при участии Зельманова, в апреле 1969 года получил диплом III Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов!
Аппаратная новосибирской телестудии в 80-е годы, фотография из архива Радио и ТВ Новосибирска
В 1960 году впервые издали Словарь ударений для работников радио и телевидения
Тогда снималось не то, что ты хочешь снимать, а то, на что ты подаёшь заявку в Москву. Всё проходило через столицу, от выдачи денег до выставления категорий. Кстати, чем она была выше, тем больше можно было получить за картину.
Первые коллективы на студии у нас тоже были особенными. Люди, которые работали, не всегда были журналистами. Это были выпускники журфаков МГУ, несколько специалистов Уральского университета и Ленинграда. Остальные были актёрами. Был один человек, который окончил институт стали в Москве: он возглавлял эту армию «сумасшедших» людей, которые любили телевидение, не зная, что это такое.
Мы работали на небольших студиях и даже не представляли, что всё может стать настолько технологичным, как сейчас.
Всегда были прямые эфиры. Никаких записей, никакого монтажа, но как это концентрировало! Конечно, постепенно появлялась возможность монтажа и работы с плёнкой, аппаратура становилась лучше и появился цвет, но с теплотой в сердце вспоминаются именно первые годы работы.
Свободные девяностые
Светлана Воронкова
журналист, с 1995 года и по настоящее время — автор и ведущая телепрограммы «Прецедент»
С каждым годом телевизионная картинка становится всё более технологичной. За те 20 лет, что я работаю, многое поменялось. Раньше все снимали на киноплёнку и дополнительно её озвучивали. Когда я только пришла, мы работали на аналоговом оборудовании, и у нас был линейный монтаж, а 10-15 лет назад мы перешли на цифру, всё стало проще. Раньше мы материалы привозили на профессиональных кассетах, потом на дисках, потом на флешках, а сейчас посылаем по интернету.
В 2015 году телевидение «Электронного города» первым в Новосибирске запустило вещание в формате сверхвысокой чёткости ULTRA HD 4K
Когда мы начинали 20 лет назад, было несколько эфирных каналов, и тогда аудитория делилась между тремя-четырьмя кнопками. К середине 1996 года в эфире Новосибирска было уже 8 каналов — 2-й (ОРТ), 4-й (НТН-4 и Регион ТВ), 6-й (NTSC), 8-й (РТР, НСТ и Регион ТВ), 10-й (НТВ и ТСМ), 12-й (ТВ6-Москва и НТН-12), 25-й (Юни-канал и 2×2) и 28-й (ГТРК «Санкт-Петербург») канал.
Примерно в то же время начали появляться развлекательные каналы. Например, с 1998 года «первый развлекательный» канал СТС транслировал популярные тогда зарубежные сериалы «Друзья», «Зена — королева воинов».
Конкуренция на рынке определяет разнообразие программ и их содержания. Сейчас, чтобы быть конкурентоспособным, нужно учитывать то, что кроме эфирных каналов появилось огромное количество кабельных, и нас отжимает из информационного пространства интернет, потому что он гораздо более мобильный.
«Голос. Дети» — самая рейтинговая телепередача 2015 года
Когда мы начинали в 1995 году, у нас просмотры и рейтинги программ были просто сумасшедшими, у меня иногда создавалось впечатление, что нас показывают из каждого утюга. Это был первый проект о защите прав потребителей во всём новосибирском регионе. Несмотря на то, что, на мой взгляд, сейчас программа стала более жёсткой, более интересной и разнообразной — общее предложение, которое сейчас есть на рынке в принципе, по объективным причинам сократило нашу аудиторию. Поэтому, чтобы оставаться на плаву, мы должны становиться более разнообразными и интересными.
С точки зрения технологий сейчас намного проще работать.
Это определяется наличием у тебя под рукой телефона и интернета. Появились очень интересные возможности для того чтобы смонтировать программу визуально красиво: титры, планы, музыка. Но если говорить о создании самого продукта, той идее, которую вкладывают в программу, сюжете — это никогда не будет легко. Здесь не бывает простой работы. Она очень тяжёлая, кропотливая, нудная, но она позволяет выдать достаточно точную и интересную картину мира.
Новые нулевые
Мария Лондон
журналист, с 1994 года — ведущая «Новостей НТН», с 2012 года и по настоящее время — ведущая телепрограммы «Кстати о погоде»
21 марта 2005 года прекратил вещание НТН-4
Для меня всё начиналось в девяностых. В девяностых хотелось говорить, ведь появилась свобода слова, народ горел, у всех был журналистский факел под попой и все рвали, метали, копали. Тогда, в 1993 году, НТН-4 был одним из первых частных каналов, мы работали, нас увольняли, но потом мы снова работали и будем работать. Ведь главное — это честно и хорошо делать свою работу.
Конечно, многое поменялось на телевидении. Конечно, оно стало технологичнее. Но с возможностями интернета это несопоставимо, потому что количество просмотров на ютубе намного больше, чем количество просмотров по городу. Если начать с умом пользоваться новыми возможностями, можно не только вывести свою программу на новый уровень, но и в разы увеличить количество преданных зрителей.
Выпуск новостей на НТН-4 в 90-е годы, фотография из архива Радио и ТВ Новосибирска
Программа «Кстати о погоде» выходит с 2012 года
Мы выходим на канале ТВ 3 по будням в 20:50, его в основном смотрят домохозяйки, и поймать там наши три минуты практически нереально. Поэтому аудитория в городе у нас небольшая, в отличие от интернета. Там у нас подписчиков больше, чем у крупных телевизионных компаний — в районе 15 тысяч. Это, наверное, определённый показатель.
С «Кстати о погоде» в плане цензуры проблем нет. Многие говорят, что я оппозиционный журналист, но это не так. Я не в оппозиции, я просто работаю и считаю, что я делаю то, что должен делать любой журналист, если он остался в журналистике — говорить, что есть. Главное — знать свои права и соблюдать законы.
Наверное, действительно есть плюс в том, что многие переходят в интернет. Ну вот кто нас до этого видел? Если бы не интернет, о нас бы никто и не узнал, а сейчас нас видят и знают разные города и страны. А телевидение всё равно будет жить, кто бы там что ни говорил. Оно как часть нас. Теперь каждый зритель решает для себя сам, посмотреть программу по телевизору или через интернет.
Технологичные десятые
Антон Веселов
журналист, с 2010 года ведущий информационной программы «Вести», продюсер и ведущий телеканала «Россия-24»
Пауза эфира, архив, просмотр передач с начала — функции телеприставки «Электронного города»
Никогда не думал о том, чтобы работать в кадре. Но прошло время, и как-то раз директор филиала ВГТРК Светлана Войтович пригласила меня заняться тем, что я люблю больше всего — беседовать с интересными людьми — на камеру. Разве от таких предложений отказываются? Так я, можно сказать, попал на телевидение.
Сегодня популярность телевидения зиждется на своей «мультикультурности». Важность видеосопровождения растёт у каждого нового поколения, битву с интернет-ресурсами крупные телеканалы выигрывают за счёт общедоступности. Новостных порталов слишком много, и их аудитория чрезвычайно сегментирована. Для того чтобы достучаться до десятков и сотен тысяч людей сразу, сегодня в регионах годится только эфирное вещание.
Инфографика Сиб.фм о современном телевидении
Рейтинговые программы «делают кассу», глубокие, творческие остаются в памяти — и это не всегда, конечно, один и тот же продукт. Выдержать баланс продаваемого и вечного — талант руководителя СМИ. Что касается интернета, к счастью, мои телеинтервью в режиме реального времени появляются в сети, так что каждый волен выбирать свой пусть знакомства с моими экспертами — эфирный или сетевой.
Сегодня благодаря различным опциям можно не только смотреть архивы телепередач за неделю, если вдруг пропустили что-то интересное, но и ставить эфир на паузу, чтобы отвлечься на важный телефонный звонок. Уже давно стало реальностью то, о чём в 60-е не могли и мечтать — чёткая цветная картинка, большое количество каналов и ещё большее количество всевозможных программ, увеличившаяся диагональ телевизора и множество дополнительных проигрывателей. Остаётся только догадываться, что сможет дать нам телевизионная индустрия в будущем.