Несмотря на попытки внедрения современного театра в России, зрители до сих пор собственноручно культивируют элитарный образ театра, восприятие «театр-храм». Новосибирский «Старый дом», напротив, всячески ломает нафталиновые условности не только за счёт экспериментов на сцене, но и силами off-программы, которая своими мероприятиями меняет традиционную зрительскую траекторию зал-буфет-зал. Журналист Сиб.фм выяснил, зачем в театральном буфете вешают зеркала, а на сцене устраивают рэп-фристайл, и насколько привлекательной выглядит площадка театра для современных художников.
Полина Кардымон: «Весь прикол в том, чтобы ты мог остаться собой».
Режиссёр-постановщик. Куратор выставочного пространства. Полина занимается поиском и интеграцией новосибирских художников в «Старом доме».
Фотографию предоставила Полина Кардымон
Осенью этого года в Новосибирске пройдёт фестиваль актуального театра «Хаос», который организует «Старый дом». В его основе лежит идея синтеза искусств, театра на стыке – с наукой и другими видами творчества. Мне хочется, чтобы не только этот фестиваль, но и наш театр в целом проповедовал эту философию, чтобы для людей стало естественным – приходить в театр не только на спектакли, но и на выставки, лекции, перформансы. Для этого и была создана off-программа. Она даёт новый опыт не только зрителям, но и её участникам.
Художники – очень замкнутые касты, будь то рэперы, стрит-арт художники или актёры. Но все мы говорим про одно!
И главная цель off-программы – это обмен впечатлениями.
Конечно, с подобными активностями очень тяжело внедриться в театральную систему, которая за многие годы привыкла работать по одной схеме. Круто, когда есть off-программа, но совсем не круто вписывать её в отлаженный механизм. В то же время сейчас появляются молодые, заряженные ребята, которые не хотят становиться частью системы, хотят делать по-своему.
Современное высказывание подразумевает идею синергии. Идеальный пример – День театра в этом году. Мы долго думали, как его обыграть, чтобы он не превратился в «капустник». В этот день показывали «Социопата», в спектакле много рэп-батлов, а они очень выразительны, в том числе и физически. Поэтому мы позвали новосибирский дэнс-бэнд, команду «Сибирские пляжи». Они устраивают батлы при помощи танца и текстов. Ребята ворвались в площадку «Социопата», взяли микрофоны и вместе с Григорьевым (исполнитель главной роли Гамлета — прим. Сиб.фм) устроили бит. Что самое классное, после выступления ребята, которые много лет занимаются написанием текстов, импровизацией, фристайлом, дали нашим артистам очень важные советы. В этом как раз и заключается обмен – энергия, которая существует на других площадках, проникает в театр и привносит что-то своё.
В рамках off-программы для нас важно задействовать не только сценическое пространство, но и вообще весь театр. Например, осенью певица Holly выступала прямо в фойе. А буфет мы превратили в выставочное пространство – там читают лекции, проводят выставки. Очень интересно наблюдать за реакцией не только зрителей, но и самих артистов. Так, у них в буфете проходят репетиции, и тут же мы выставляем картины художников. И я вижу, что это рождает в них эмоции – и абсолютно не важно будет это восхищение или отторжение. Главное, что они получают новые впечатления.
Очень тяжело побороть клишированное восприятие театра. Люди представляют его как место, где висят огромные кулисы, куда зрители приходят очень серьёзные, при параде, а люди на сцене – почти что бессмертные, говорят о высоком... А тут наоборот! Весь прикол в том, чтобы ты мог остаться собой. Будь тем, кто ты есть на самом деле и не строй из себя псевдоинтеллектуала.
Мы хотим, чтобы зритель «Старого дома» попытался принять наши правила игры, понял, что к нам можно приходить не только в 18:30. Ты можешь приходить до, после спектакля, планировать свой вечер объёмнее, чем два часа, проведённые в зрительном зале и буфете во время антракта.
И, конечно, мы очень заинтересованы в том, чтобы художники, люди с крутыми идеями понимали, что
театр – это не какая-то законсервированная банка, а место, куда ты можешь ворваться и сделать что угодно, просто потому что ты этого хочешь.
***
Вика Ивлева: «Получается эффект пятен Роршаха, только я могу добиться его не в кабинете психотерапевта, а с помощью своего творчества».
Художница. Автор выставки «Reflection», которая прошла в выставочном пространстве «Старого дома» в феврале. Картины представляли собой абстракцию, выполненную на...зеркалах. Выставку открыл перформанс – синтез рисунка, танца и звука.
Фотографию предоставила Вика Ивлева
С Полиной Кардымон мы познакомились в августе прошлого года. Она начала активно заниматься off-программой «Старого», и всё завертелось вокруг выставочного пространства, возникшего прямо в буфете. К тому моменту у меня уже родилась концепция выставки. Я задумалась: а какая вообще моя роль как художника, и какая роль зрителя?
Я чувствовала, как сильно устала от масс-медиа и восприятия искусства, которое оно приносит – когда тебе всё разжевали, положили в рот, а ты это ешь.
А можно ли как-то взращивать в самом себе более активную зрительскую позицию? А как это делать?
Фотографию предоставила Вика Ивлева
Своей выставкой я, с одной стороны, хотела донести определённую идею. С другой, не понимала, есть ли право таким образом манипулировать зрителями? Решила рисовать на зеркалах не случайно. Поняла, что, когда смотрю на любую картину, делаю это через призму своего чувственного опыта. А если я вижу своё отражение в картине, то этот эффект субъективности максимально утрирован. Вот эта штука была для меня находкой. Мне захотелось написать так, чтобы люди начали рассуждать про себя. Получается эффект, как у пятен Роршаха, только я могу добиться его не в кабинете психотерапевта, а с помощью своего творчества.
Фотографию предоставила Вика Ивлева
Картины для выставки писала очень быстро. Практически без перерывов провела в окружении зеркал несколько дней – думала, чокнусь. В итоге выставила двенадцать-пятнадцать полотен. Выбрала картины с абстракцией, потому как не хотела мешать восприятию своей персональной нагрузкой.
Я не люблю традиционные выставочные пространства. Всегда очень хочется выходить из музеев и галерей, поэтому театр мне не кажется странным сочетанием. К тому же концепция «Старого дома» мне близка, так как он ближе к современное искусству, чем другие театры.
Фотографию предоставила Вика Ивлева
Само открытие выставки прошло очень... потешно! Поскольку выставочное пространство – это театральный буфет, я столкнулась с некоторыми неожиданностями. Мне назначили время – 17:30. Подумала, дурацкое время, ну ладно. Выяснилось, что спектакль начинается в 18:30, а это значит, что мы должны будем уйти из буфета. Я рассчитала перформанс на полчаса, а зеркала – такая тема, что в них надо смотреть долго. Думаю, ну ладно, что-нибудь придумаем.
Суть перформанса состояла в потоковой сессии – я рисую то, что звучит в пространстве, девушка-перформер двигается под музыку, при этом я вижу девушку и зал через зеркало, и они меня тоже.
Фотографию предоставила Вика Ивлева
В итоге перформанс, как и планировали, вышел на тридцать минут. Музыканты доигрывают, люди начинают потихоньку вставать, подходить ко мне, что-то говорить. И тут! Открывается дверь, забегает администратор и говорит: «Дорогие гости, сейчас нужно будет выйти на минутку. Мы занесём столы. У нас пришли люди на спектакль и они хотят в буфет». Я стою в шоке. Администраторы расставляют столы, открывается окошко буфета, а зеркала продолжают тут же стоять. Начинают заходить зрители, которые просто пришли на спектакль и понятия не имеют, что тут вообще происходит.
Они садятся прям перед зеркалами и начинают есть бутерброды с колбасой. А я просто стою и думаю, что происходит?
Часть гостей выставки, которые не сбежали, начали возвращаться и заглядывать через плечо зрителям с бутербродами, чтобы рассмотреть зеркала. И это было настолько смешно, что я могла только порадоваться. Вот это и есть перформанс – живой момент! Зато теперь знаю, о чём спросить, какие моменты проконтролировать. Менеджер из меня – так себе, я всё-таки больше художник.
***
Максим Гращенко: «Что? Нас рэп позвали в театр читать? Ну ничего себе!»
Участник коллектива «Siberian Beaches» и театра танца «EXORDIUM». На День театра вместе с «Сибирскими пляжами» ворвался в клетку «Социопата» и устроил батл с героями спектакля.
Фотографию предоставил Максим Гращенко
В один день Полина написала мне, что, вот, завтра День театра, спектакль «Социопат», и у актёров в нём типа батл. Она пыталась объяснить мне подробности, но, я если честно, ничего не понял. Закончили разговор на «приходите, будет классно».
Фишка была в том, что зрителей уже перед спектаклем предупредили о том, что сейчас будет уникальный показ спектакля, его больше никогда нигде не покажут. Актёры сразу понимали, что будут делать «зелёнку» (прим. импровизировать). Поэтому и мы между собой договорились о полной импровизации. Нам никто не говорил, как нужно, просто: «Выходите и делайте, как хочется».
Фотографию предоставил Максим Гращенко
Мы смотрели спектакль и это было «вау»! В конце объявили нас, и мы с радостью ворвались. Саша зачитал рэп, мы потанцевали. Даже получилась классная коллаборация – Толя Григорьев делал битбокс, а наш Саша читал текст. Всё это на волне абсолютной импровизации. Мы, как танцоры нашей банды, просто знали музыку. Но у нас в принципе нет заготовленных связок, движений. Мы, к сожалению или к счастью, всегда фристайлим. А ребята-актёры подключились к нам – где-то танцевали, где-то качали, поддерживали нас, создали необходимую атмосферу.
Надо признать, что как бы круто ни было, по-моему, половина зрителей ушли сразу после окончания спектакля. У нас вообще люди трудноподнимаемы. И непонятно, с чем это связано – то ли с их стеснительностью, то ли с внутренним пафосом типа «ну чего я ещё буду танцевать».
Опыт в «Старом доме» не был суперстранным для нас. Мы ведь знаем, как работать на сцене. Например, в «Красном факеле» идёт спектакль «Авантюристы», в котором участвуют два танцора из «Экзордиума» и один из «Пляжей». Поэтому мероприятие в «Старом» не было так, что: «Ого, мы идём в ТЕАТР! Что? Нас там рэп позвали читать? Ну, ничего себе!». Несмотря на то, что мы живём уличной культурой, мы всё равно приносим наше направление на разные площадки, в театр в том числе. Просто идём и делаем, потому что это классно – вне зависимости, платят нам за это или нет.
Фотографию предоставил Максим Гращенко
Наша главная цель – поднять людей, показать им, что можно где угодно просто встать и подвигаться. И никто не будет на вас как-то осуждающе смотреть! Мы не говорим о каких-то тяжёлых жизненных вещах, не говорим о девчонках, дорогих вещах, не говорим о пафосе, золоте – это не то, что мы несём своим творчеством. Мы говорим о танцах, о тусе, хотим донести до людей, что вся жизнь – это туса. Речь не идёт об алкоголе и наркотиках – нет. Туса – это настрой, движение, это когда ты наслаждаешься жизнью. Так как мы занимаемся творчеством тусовым (рэп, танцы, хип-хоп), получается, что мы работаем в тусовке, а тусовка работает в нас.
***
Миша Мак и Марина Ягода: «Стрит-арт – это не какие-то хаотичные штуки на улице, это культурное течение, и мы готовы взаимодействовать с разным искусством».
Стрит-арт художники, участники арт-сообщества «Такнадо». Миша известен как автор городского арт-объекта, 13-го трамвая. Марина – автор фасадов в разных городах России. В январе приняли участие в выставке «ОСОБЬ.» – художники создали полотна, посвящённые женским образам в драматургии.
Фотографию предоставил Миша Мак
Когда-нибудь разрисую космический корабль. О поисках сибирского стиля, диалоге с властями и искусстве рисовать на холодильнике
Миша: Я сейчас занимаюсь фолк-ренессансом, так называемое народное возрождение. Оно сформировалось из более локального сибирского фолка. Мы с командой съездили в тур, чтобы узнать, какие отличительные черты люди видят в нашем народном творчестве – Западная Сибирь, Алтай, Барнаул, Новосибирск, Кемерово. Мы общались с людьми, записывали интервью. Эта экспедиция много дала мне в плане развития собственного стиля. После неё съездил ещё и во всероссийский тур, там как раз и сформировалась цветовая гамма, в которой я работаю – красный, чёрный, золотой. Я даже не сразу понял, что это похоже на хохлому. Собственно, и работа для выставки в «Старом» тоже была выполнена в этом стиле. Суть этого движения заключается как раз в возрождении народного наследия и подаче его в виде граффити, стрит-арта. Отсюда и названия – сибирский фолк.
Фотографии предоставил Миша Мак
В этом направлении с помощью моей команды мы сделали крутой городской проект – разрисовали 13-й трамвай. Он оказался наиболее символичным для моего творчества. Вообще мне нравится делать разные объекты – стены, автомобили, всевозможные поверхности.
Марина: Я сейчас пытаюсь согласовать фасад дома на Ленина – это моя голубая мечта. У нас в городе нет ни одного некоммерческого творческого фасада, хотя, например, в Екатеринбурге – пять, сделанных мною.
Фотография со страницы Марины Ягоды на vk.com
Тут и просто самой хочется сделать такую работу, и важно, чтобы такое вообще появилось в Новосибирске. При помощи ребят из «Альтаира» нам выделили 150 тысяч, но в формате фасада – это капля в море. Поэтому сейчас я запустила краундфандинг-кампанию для сбора средств.
Фотография со страницы Марины Ягоды на vk.com
Что касается выставки в «Старом», эта работа была супернетипичная для меня, первая после долгого затишья. У меня раньше была уже одна Офелия на круглом холсте – тогда она получилась очень лиричная, добрая. А для выставки в «Старом» – очень мрачный образ, эдакое альтер-эго первой работы. История Офелии для меня – это про погружение в себя. Она сходит с ума – то есть погружается настолько, что не может вынырнуть. Поэтому мне понравилась идея того, что она будет изображена в воде. На выставке в «Старом» были представлены работы очень разных художников, их разные взгляды, стили – в этом и был весь кайф.
Миша: Для «Особи» нам предложили несколько персонажей на выбор. Я не случайно выбрал Джульетту. У меня был сильный внутренний отклик, связанный с этим образом, ещё после фильма «Ромео + Джульетта» с Леонардо ДиКаприо. Плюс эта история ассоциируется у меня с кроваво-красными тонами, что соответствует той гамме, в которой я обычно работаю. Поэтому, можно сказать, всё совпало.
Марина: Формат «Старого дома» необычен и тем, что в выставочном пространстве – необыкновенные суперкрасные стены. А самое прикольное, что зритель приходит туда не на картины смотреть, а просто провести время до спектакля в буфете – получается такая попутка. Зритель не ожидает увидеть там что-то необычное.
Миша: Мы стараемся воспитывать аудиторию города. Хотим показать, что стрит-арт – это не только какие-то хаотичные штуки, которые на улице появляются. Стрит-арт – это актуальное культурное явление, которое может взаимодействовать с разными видами искусства.
Марина: Мы просто представители культурной молодёжи и с радостью идём на разные активности. Давайте просто их создавать, просто потому что кайфово. Это очень приятно, когда нам не говорят, что нужно делать, и просто дают возможность создавать то, что нам нравится. А тема театра мне очень нравится, она меня вдохновляет. Для меня это вообще какая-то мистическая история, когда ты можешь стать кем-то другим, примерить маску кого-то.
Сейчас в «Старом доме» проходит набор заявок для участия в арт-резиденции фестиваля «Хаос». Организаторы приглашают молодых драматургов, режиссёров, художников, композиторов, дизайнеров, актёров, программистов, журналистов и филологов принять участие в школе-лаборатории. Заявки принимаются на сайте chaos.old-house.ru до 14 мая.