В последнюю неделю перед выборами улицы городов особенно обильно украшены предвыборными баннерами и плакатами партий и кандидатов в депутаты. Корреспондент Сиб.фм поговорила с профессионалами, представителями творческих профессий, и узнала, что они думают о креативности и эстетике предвыборной агитации.
Юрий Нечай, дизайнер
Анализируя эту предвыборную кампанию, я неожиданно испытал удивление: понял, что над рекламой хотя бы немного поработали профессионалы. Многие баннеры сделаны вполне качественно, хотя бы с точки зрения формы: композиция листа, шрифты, свет. Всё достаточно чётко и аккуратно, без каких-то явных косяков. Сейчас нет таких явно самодельных картинок, как лет десять назад. Это одна сторона.
Другая сторона не так прекрасна. Содержание отсутствует совсем. По сути, никакой коммуникации нет — ни со мной, ни с кем-то другим. Все эти плакаты не несут никакого сообщения. Они в лучшем случае представляют некие мантры, адресованные непонятно куда. Не знаю, в космос, может быть. Все эти слова звучат просто так, без смысла и идеи. Я понимаю, что внутрипартийная работа прошла успешно: предвыборный штаб собрался, сделал рекламу, выпустил — и всё. Послание, по сути, адресовано самим себе.
Мантра — священный текст, слово или слог в индуизме, буддизме, джайнизме. На санскрите означает орудие осуществления психического акта, средство передачи мысли
Иногда возникает такое ощущение, что партия работает против себя. Возьмём, например, слоган с Дмитрием Медведевым: «Слышим людей. Сможем сделать!» В контексте последних его выступлений, которые цитирует весь интернет, именно такая фраза выглядит довольно двусмысленной. Кажется, что реклама той же «Единой России» производит впечатление некоего проекта, полностью оторванного от реальности.
Исключением для меня стало «Яблоко». Это просто нормальная реклама, здесь есть осмысленное предложение, и слоган адресован человеку. Они отработали неожиданно хорошо: она и по цвету, и по стилю другая. Уверен, что это сделано сознательно: люди действительно хотели донести что-то — и у них получилось.
Александр Филюрин, специалист по рекламе
По сравнению с тем, что было пять лет назад, средний дизайнерский уровень вырос. Всё сделано без фантазии, конечно, но по-дизайнерски аккуратненько. То есть шрифты стоят умелые, всё читаемо, всё заметно и контрастно. С этой точки зрения всё гораздо лучше, чем было раньше.
Но вот с точки зрения идей... Всё, что мы видим — это, по сути, некая «ритуальная» реклама: раз положено рекламировать — мы сделаем, нам выделили деньги — мы отработали. Что-то написали, согласовали и повесили вот этот щит, например: «Дмитрий Лобыня — защиту ваших прав гарантирую». Это что? Формальность. Любой может такое придумать. Это всё равно что написать: «А здесь у нас — оптимистичный лозунг». Ничего такого, что можно было бы назвать креативом или хотя бы попыткой привлечь внимание.
Ещё заметно присутствие практически везде фотографий «на паспорт». Конечно, не таких примитивных, но близко. Возьмём фотографию Вячеслава Илюхина из «Родины» — пусть фото не в фас, а вполоборота, но всё равно он выглядит, как динозавр, который собрался кем-то пообедать. Лучше надо фотографировать, ракурсы правильные выбирать! Дмитрий Медведев хоть чуть-чуть повеселее на баннерах, хоть симпатию вызывает. Есть намёк на эмоцию. Вот и Локоть с Абалаковым дружелюбие демонстрируют, а не смотрят сурово.
Есть попытка креатива у «Яблока», в лозунге и красно-зелёных фруктах, но большая часть аудитории может не понять их посыла про поиск врагов. Уж слишком тонкий намёк. Всё должно быть гораздо проще.
Ещё одна попытка выйти за привычные рамки — хоккеист с лозунгом «Поддержи команду Жукова! Голосуй за новый стадион!» Но это вообще мимо урны, что называется. Реклама реально сработает процентов на пять избирателей, которые смогут без подсказок понять, кто такой этот Жуков, при чём здесь стадион и зачем вообще всё это надо.
Подытоживая: скучная кампания получилась. Такое ощущение, что самим партиям скучно было всем этим заниматься — выбора, по сути, нет, и всё предрешено.
Елена Бертолло, художник
Практически во всех политических плакатах, что висят в городе, явно прослеживается тенденция в большом количестве использовать изображения людей. При этом сами кандидаты — вовсе не модели, их внешний вид иногда идёт вразрез с тем, что они декларируют.
То есть их визуальный образ никак не поддерживает содержание слогана.
Это озадачивает.
Сильно смущает и агрессивность этой рекламы с портретами — кандидаты буквально всматриваются в нас. Они будто хотят быть накоротке с нами, специально сокращают дистанцию, хотя предпосылок для этого никаких нет — они же нам не родственники! Меня это сокращение дистанции напрягает, хотя цель и намерения их понятны — пытаются стать ближе, буквально набиваются в родню! Притворяются портретами из семейного альбома... При этом почему-то почти все в костюмах, при галстуках — не такие уж простые парни.
Я сама не надеюсь ни на выборы, ни на реформы, мои надежды связаны с самосовершенствованием. Каждый должен развиваться самостоятельно, а общество должно только подходящие условия создавать. В этом плане я бы выделила из всей массы один баннер — плакат «Яблока», с разноцветными фруктами. Один из немногих, где нет фотографий с лицами, но зато используется неплохой лозунг: «Хватит искать врагов!» Мне кажется, в этом баннере, помимо рекламы партии, есть ещё и элементы социальной рекламы, пропагандируются ценные и нужные обществу вещи, связанные не только с выборами.
К сожалению, подход к политической рекламе уже многие годы у нас не меняется. Поэтому многие такую рекламу уже не замечают. Средства потрачены, дизайнеры работали, художники что-то делали — а зачем?
Андрей Буслаев, архитектор
Общие ощущения от предвыборной рекламы — профессионального дизайна в эти выборы стало больше. Но очевидно, что работают люди без огонька. При этом у партий отчётливо виден различный подход. Заметен своеобразный драйв у КПРФ, «Справедливой России» и «Родины», их реклама выделяется благодаря более агрессивной графике. Или ЛДПР — который год партия себе не изменяет: всё тот же узнаваемый примитивизм графики. И сдаваться не собирается.
Первое место я бы в итоге отдал рекламе самих выборов от Центральной избирательной комиссии — хороший функциональный дизайн, правильно расставленные акценты. Вот просто правильно всё сделано. Лучший слоган — их же: «18 сентября я выбираю будущее». Вполне рабочий призыв — но, к сожалению, сильно контрастирует с реальностью.
Типографика — искусство оформления печатного текста
В этой кампании очень заметно, что на плакатах победила склонность к капслоку и «муниципальной» типографике. Например, нахрапистость и безапелляционность слогана Гражданской платформы — «Россия без олигархов». Слоган написан с максимальной динамикой и большими буквами. А на самом деле какое-то отчаяние сквозит.
Много фотографий людей, но мне кажется, что вне конкуренции КПРФ, у них хорошо отработанные акцентные портреты кандидатов, неплохая обработка изображений. Думаю, их портретная «атака» оправдает себя. В отличие от «Яблока», мне их плакат с фруктами показался особенно плохим, дизайнеров надо гнать поганой метлой. Гибрид американских комиксов с предупреждающими надписями на сигаретных пачках. Ну что это такое, в самом деле?
А вообще, был бы «Макдональдс» политической партией — всех бы победил. «Море рыбы» сразу работает!
Екатерина Жирова, актриса
Я не знаю, что влияет: принадлежность своему поколению, профессия или качества характера — но все эти выборы мне настолько не интересны, настолько проходят мимо меня, что я не задумывалась бы на эту тему. Честно!
Константин Станиславский — русский театральный режиссер, актёр и педагог, создатель актёрской системы своего имени
Гляжу на эти плакаты и в первую очередь думаю, насколько люди на них выглядят неестественно, насколько они скованные, напряжённые, недостоверные, что ли. Неубедительные! Так и хочется воскликнуть вслед за Станиславским: «Не верю!» И потом, на какую публику эти баннеры ориентированы? На какую прослойку населения создатели этой продукции рассчитывают? Допустим, на простого среднестатистического человека среднего возраста, средней зарплаты, среднего ума и среднего роста. Похожего на моих дядь и тёть. Но ведь и они признаются, что им это как-то не очень. Что тогда говорить про молодёжь, про людей с чувством вкуса и стиля?
У нас на репетициях в театре говорят: «Отвергая — предлагай». То есть, если не нравится — предложи, как сделать лучше. Но это тот случай, когда предложить лучше я не могу. Поэтому мне не хочется осуждать, осмеивать и даже комментировать. Может, для них в этом — вся жизнь. Как могут, так и делают.