Лента новостей

Предложить новость

Любовь-ненависть

Что в голове у восторженных советских идеалистов?
Рубрика: культура

19.06.2018 18:20

фотографии предоставлены пресс-службой театра "приют комедианта"

Кто больше прав — скучающие по СССР или презирающие Совок? Где было больше счастья — там или здесь, когда ехать, носить и говорить можно почти всё? Режиссёр постановки «С вечера до полудня», которую 22 июня в «Старом доме» представит питерский «Приют комедианта», Марфа Горвиц рассказала корреспонденту Сиб.фм, как вступила в конфликт с пьесой идеалиста Виктора Розова, почему действительность советской интеллигенции была ненастоящей, как человеческое в людях побеждает все идеи, которым нужно соответствовать, и почему это прекрасно.


Марфа Горвиц
Родилась 22 июня 1983 года в Москве. В 1999 году окончила Московскую международную куиношколу и в этом же году поступила в Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина. В 2010 году окончила режиссёрский факультет РАТИ-ГИТИС. Во время учёбы в спектакле «Страх и трепет» исполнила роль Снежанны, была занята в спектакле «Семь невозвратных потерь» по прозе И. Бунина

Марфа, возлагаете ли вы какие-нибудь надежды на эти гастроли? Именно на Новосибирск.

У меня с Новосибирском вообще родственная связь — папа из Новосибирска. Сейчас на улице Советской живёт мой дядя с семьёй. Да и с гастролями история почти мистическая: я посвятила «С вечера до полудня» 80-летию папы, первые гастроли пройдут на его родине, и играем мы его в день моего 35-летия. Вот такие дела.

Ух ты! Закрученная история. А почему именно спектакль о взорванном страстями быте советской интеллигенции вы посвятили отцу?

Так сложилось. Я к этой пьесе обращалась ещё на розовской лаборатории в Центре драматургии и режиссуры на Беговой в Москве. Я тогда этот текст выбрала.

Хотелось проверить, возможен ли он только в контексте эпохи или универсален, а поскольку папа — яркий представитель той эпохи, диалог случился как-то органично.

И главное, что я его затеяла не потому, что текст вдруг возник — внутренний спор начался задолго до моего знакомства с пьесой. Она стала только поводом заговорить о противоречиях и сложностях между мной и прошлым, корнями. Это было длящееся тяжёлое противоречие.

В одном интервью вы говорили, что у вас личные и крайне противоречивые отношения с идеологией, в частности, с советской. Обращение к драматургии Розова не попытка понять восторженных советских граждан?

Это идеализм... Я тут недавно посмотрела фильм «Шумный день» Эфроса с молодым Табаковым в главной роли и, честно говоря, изумилась. Мне стало интересно: а сам Розов за чистую монету это всё воспринимал? Стыдил фарцовщиков... Я понимаю, что он имеет в виду: «Ребята, не в вещах счастье». Хорошая идея? Хорошая! Но при этом в мире Розова, как через розовые очки, мы видим идеальных мальчиков и девочек — симпатичных людей. А рядом с ними существуют меркантильные, расчётливые дяди и тети, то есть как бы не симпатичные. Я сейчас очень грубо говорю.

Мне было очень интересно взять и докопаться до настоящих, потаённых мотиваций героев, потому что идеальные персонажи вызывают какое-то недоумение и подозрение — то ли они идиоты, то ли многого не знают.

Для меня лично пьеса Розова не про «уехать-остаться» и все эти идеологические дела. Эти вопросы для меня неживые, несущественные и неправдивые. А в пьесе есть другие, скрытые важные вещи. Когда отец не отпускает сына — это не про идеологию, а про то, что он бывшей жене хочет причинить боль. Разворачиваются внутренние человеческие разборки: кто кому причинит больше боли, кто кого больше обидит, кто отомстит. Эти мотивы я понимаю — они про людей: герой не может простить уход жены, всячески пытается давить на это и даже не отдаёт себе отчёта. Больше я разбиралась с человеческими отношениями, а не с идеологией.

А почему?

В какой-то момент мой папа увлёкся идеологией, политикой, устройством государства. Всерьёз. А у меня сформировался иммунитет к этим делам. Меня личное интересует больше, чем общее. Поэтому у меня в спектакле всё, что связано с идеологией, карикатурно и гротескно. У меня нет злобы по этому поводу. Посмотрите спектакль, и вы почувствуете.

Откуда у спектакля марионеточность, которую отмечают многие критики?

Это такая смешная и одновременно интересная штука вышла — все заметили специальную «марионеточность». Мне это было нужно, чтобы создать художественную реальность. Я вам даже не могу сказать, откуда здесь ноги растут. Мне очень нравится режиссёр Уэс Андерсон, фильмы, которые он снимает про прошлое. В его случае никто не говорит про «марионеточность» — все персонажи органичны. И я делаю про прошлое. Но это не реальность. Мне бы хотелось донести и продемонстрировать, что мы не претендуем на то, что действие разворачивается здесь и сейчас.

Получается, это мир узнаваемый, но не тот, который нас окружает?

Это реальность, где живут люди, на которых хотелось беспристрастно посмотреть. У меня с этими героями, с драматургией и временем, как и с самими корнями, и с самим прошлым, сложносочинённые отношения. Это точно не умиление ретро: «Ах, как здорово всё было». И точно не ненависть: «Какие все уроды были». Такая любовь-ненависть в одном флаконе.

Вы так пытаетесь осмыслить и понять, сформировать своё мнение — почему так было? Где жизнь, а где партия?

Конечно. Мне, например, очень дорого сообщение одного молодого критика в фейсбуке: «Марфа, у меня такие сложные отношения с родными. Я их очень люблю, но, когда приезжаю и начинаю слушать, у меня лезут волосы от того, как они рассказывают, что надо вернуть коммунизм и решить все проблемы». Она уловила в спектакле это сложное чувство, кода любишь, но не можешь согласиться. Вот на этом чувстве и была выстроена вся эстетика постановки. Мне некоторые люди пишут про этот спектакль: «Удивительно, как Горвиц удаётся балансировать между фарсом и реальностью и не падать ни туда, ни сюда». Если так, то я очень рада. Потому что это не может быть однозначно фарсом, трагедией или документальным театром.

Это сложносочинение.

Вы смотрели экранизацию «С вечера до полудня» в процессе подготовки к спектаклю? Какие отношения у вас выстроились с фильмом?

Два раза точно. Конечно, выстроились взаимоотношения. Фильм прекрасен, и я понимала, что волей-неволей вступаю с ним в диалог или даже в конфликт. Потому что он такой медленный и печальный, серьёзный... по-розовски снятый. А мне хотелось другого — препарировать, без придыхания подойти к этим героям. Свежая аналогия: вышла премьера «Три сестры» в московской мастерской Сергея Женовача.

Там Вершинин решён как лёгкий человек — у него интрижка с Машей. Гениально же! Это как раз об отсутствии придыхания.

Основной темой в рассказе «Несчастье» является любовь и положение женщины в обществе. Рассказы, написанные писателем в 1886 году — "отмеченном важными событиями", — поднимают вопросы чувственности

Чехов, который называет вещи своими именами.

У него есть такой рассказ замечательный — «Несчастье». Героиня, замужняя женщина, мучается — у неё появился ухажёр, и она понятно чего хочет, но не может позволить себе назвать вещи своими именами. А Чехов смотрит на неё, посмеивается и жалеет одновременно. Зрит в корень. Да, с одной стороны, она понимает, что это грех, и маскирует его фантазией про любовь.

А Чехов видит, как она мечется и выкручивается, и будто говорит ей: «Милая, не суетись. Не пытайся оправдать желания высоким чувством. Просто жизнь проходит, и жаль упущенных возможностей. У всех так, и всех жалко». Чехов — он про жизнь, он показывает, как мы прикрываемся идеалами, как за ширмой, а за ней делаем что-то другое. Мне как раз с этим «чем-то другим» интересно разбираться.

Без идеалов тоже не проживёшь?

Наверное, балансировка нужна...

Планируете обратиться ещё к чему-то из Розова?

Точно не в ближайшее время. Сейчас я хочу поработать с современной пьесой.

Правда? Было время, когда вы сторонились этой темы... Если исходить из того, что вы любите называть вещи своими именами, можно предположить, что вас заинтересовал бы, к примеру, Василий Сигарев...

Очень хочется обратиться. А Сигарева очень люблю. Особенно ироничного Сигарева. Если выбирать между «Жить» и «Страной Оз», я выберу «Страну Оз». Да, он тоже называет вещи своими именами, но где он это делает без юмора, мне становится невыносимо жить. После «Жить» мне тяжело, а после «Страны Оз» — наоборот. Хотя своими именами вещи названы и там и там.

Какую из его пьес вы бы воплотили на сцене?

У него есть такая пьеса «Алексей Каренин». В ней — и ирония, и здоровый, отстранённый взгляд на всех персонажей, и любовь. Но сейчас я хочу поставить пьесу Константина Стешика «Летели качели».

А что насчёт переосмысления классического сюжета?

Я поэтому и заговорила о Каренине. Ещё у меня есть спектакль «Золушка», там переосмысляется французский миф — пьеса Жоэля Помра. И вот у меня появилась идея пойти таким же путем, как Помра, и предложить нашим драматургам взять русскую народную сказку и переосмыслить её с точки зрения психоанализа.

Вот Царевна Несмеяна почему она не смеётся? Интересно..

Пару лет назад вы говорили, что многое в вашем творчестве определяет Чехов и вы обращаетесь к чеховской драме в произведениях не самого Чехова. Что-то с тех пор изменилось?

Только усилилось. Сейчас у меня есть одна затея: соединить голландские сказки про экзистенциальный кризис животных с монологами сестёр из «Трёх сестёр». У меня лошадь там молчаливая будет сидеть за столом, и в какой-то момент она начнёт рыдать:"Я не работала ни разу в жизни, я хочу работать, работать. Путник в пустыне не так хочет воды, как я работать". Ну и остальные звери успокаивают её, дают выпить виски.

Потом она закуривает сигару и на время успокаивается.

Комментарии

Лента новостей

Статьи по теме

Image
03.08.2019

Жизнь после

Что нужно знать о новосибирских премьерах в Год театра...

Image
28.07.2019

В ожидании театрального нашествия

Первые театральные премьеры...

Image
25.07.2019

Отражая облака

Чем вдохновляются новосибирские строители и как они создают то,...

Image
05.06.2019

Традиция дела

О мастерстве ручного ткачества и о том, как единственный в стране...

Image
31.05.2019

Право на делегирование

Выбирать или назначать депутатов райсоветов Ново...

Image
25.05.2019

«Маска» в деталях

Барабаны, сказочный лес, средневековая эротика и рабство н...

Популярное

Image

«Прости, что не смог помочь»: поисковики теряют надежду найти трё...

Image

Из-за аварии перекрыто движение по трассе Р-255 в Новосибирской о...

Image

Четырёхлетнюю девочку оставили в кафе с объявлением о поиске ново...

Image

Трёхлетнего ребёнка нашли мёртвым в Омске

Image

У нашедших Колю Бархатова волонтёров украли оборудование

Image

Видео: Герда столкнула Шайну в воду в Новосибирском зоопарке

Image

Коля нашёлся: подробности благополучного завершения поисков трёхл...

Image

Карасучанка спаслась от домашнего тирана через соцсети

Image

Девушка из Новосибирска вырастила совёнка

Image

Ремонтировавшего соломой новосибирскую дорогу мастера уволили за ...

Image

Большой выезд сделают с Большой в Новосибирске

Image

Один из самых дорогих ресторанов загорелся в Новосибирске

Image

Внушительный чулымец в сандалиях пропал в Новосибирске