Игорь Поповский — председатель Новосибирского союза архитекторов. Он знает о своем городе всё: не только то, что было, но и то, чего не было. Поэтому последние пять лет читает в художественном музее необычный курс лекций: «Мифы города Новосибирска». Поповского не интересуют выдумки про людей — он много лет собирает городской архитектурный фольклор. О голубой женщине, сериале «Симпсоны» и бункере под оперным театром Игорь Поповский рассказал корреспонденту Сиб.фм.
Почему появляются городские мифы?
Мифы — это некая другая реальность, которую хотел бы видеть горожанин, его мечты о том, как преобразовать существующую картину повседневности.
Есть некое коллективное бессознательное, выстроенное и выстраданное в обществе. Кем-то вносится идея, которая довольно быстро укореняется.
Одним из таких мифов была идея о том, что часовня на Красном проспекте — это центр Российской империи. Миф появился в
Эта идея так прочно засела в умах горожан, что сегодня уже и не скажешь, что это — миф. Для большинства это реальность.
На самом деле, географически центра России в Новосибирске никогда не было и быть не может.
Другой распространенный миф — о бункере, расположенном прямо под оперным театром. Столь знаковое для города место просто не могли обойти легенды и мифы. Это здание — пантеон сталинской эпохи и на людей, конечно, имеет влияние. В неспокойные
Это было вызвано переосмыслением эпохи и крушением старых устоев. Появились люди, которые сказали: «Да, мы рыли здесь бункер».
А на самом деле бункера под оперным театром нет?
Фундамент здания был сформирован еще до Великой Отечественной войны. Театр стоял на плохих посадочных грунтах, шаг между сваями — всего три метра. Выкопать между ними что-то еще было невозможно, здание бы разрушилось. Об этом говорил даже главный директор реконструкции оперного, архитектор Геннадий Дергай.
Он прекрасно знал, что в любом городе есть своё подземное хозяйство, но в него не стоит пускать психически ненормальных людей и журналистов.
Миф про театр — мой любимый. Он соответствует сути здания, этакого замка феодала, построенного при сталинизме. Факт подземного бункера неудержимо влечет зрителей и вызывает уважение.
Миф о том, что под площадью Ленина расположен бункер Сталина, является самой устойчивой городской легендой
В то время, в
Я встречал людей, которые абсолютно в это верили и недоумевали, мол, как же так, столько людей голодало, а был такой очевидный выход из ситуации. Таких бредовых рассказов было много. Кому-то на газетных страницах пересадили селезенку от борова и у него стали расти копыта, а вот в Новосибирске была популярна история про брошенного кагэбэшника, опубликованная в «Вечерке». Вход в его служебную квартиру располагался в шахте лифта. Казалось бы, уже этот факт должен был поставить здравомыслящего человека в тупик и вызвать смех до слез. Но не тут-то было!
Люди уверены, что несчастного кагэбэшника замуровали в этой квартире, и он до сих пор следит за жильцами дома.
Невольно встает вопрос, а нужно ли развенчивать все эти истории?
Вы наверняка знаете сериал «Симпсоны». Там случилась такая история: Лиза Симпсон, отличница и умница, выяснила, что основатель города Джибидай вовсе не пионер, а бандит и разбойник. Девочка начинает это рассказывать друзьям, родственникам, одноклассникам. Никто из них не верит, все держат Лизу за дурочку.
И вот — торжественный момент, день города. Лиза выступает на центральной площади перед горожанами.Наконец-то у девочки развязаны руки, и она может развенчать миф. Открыв рот, Лиза внезапно произносит: «Джибидай — великий пионер и основатель нашего города!»
Развенчание мифа может быть гораздо более разрушительным, чем его существование. По сути, это сказка, в которую верят люди. Ну и пусть верят, что здесь плохого.
Книга Игоря Маранина «Мифосибирск» рассказывает, в частности, о плотоядных деревьях, которые съели пару учёных в Академгородке
Сказки бывают разные. Добрые и не очень. Есть ли у нас страшные, кровавые мифы?
Я принципиально не собираю страшные и кровавые мифы, но знаю, что в Новосибирске есть «мёртвые» места. Их еще называют патологически несчастливыми и провальными. Один такой дом расположен в центральной части города, на улице Октябрьской. В верхней его части не приживается ни один магазин — ни булочная, ни бутик, существуют лишь подвальные помещения.
На остановке «Библиотека» недалеко от завода конденсаторов расположена еще одна «мёртвая» точка. Это целый цех, с самой перестройки в нем ничего не происходит. Никто его не арендует и не ремонтирует, а вокруг люди борются за каждый квадратный метр. Как-то раз в этом здании открылся маленький магазинчик, однако пожил-пожил, да и умер.
Действительно ли в какие-то периоды формирование мифов идет активнее?
Мифы стали появляться в особо больших количествах перед празднованием
Нестыковка дат вновь всплыла перед самым празднованием столетия Новосибирска, в 1993 году: закладка первого камня моста была произведена в 1894, а не в 1893 как принято считать. Историки выкрутились, назвав дату 30 мая 1893 года — в этот день в Новониколаевск приехали первые строители.
До празднования круглых дат мифы не укоренялись, «удобрений» в нашей почве для них не хватало. Город был скупым на фантазию, но научным и прагматичным. К тому же Новосибирск — молодой, а историями города начинают обрастать с течением времени.
С мифами, как и с людьми —
Ещё один миф — это то, что Новосибирск третий по величине город России.На самом деле он занимает лишь
В Томске, к примеру, мифы изящнее, городу много лет и там для их формирования можно найти намного больше исторических деталей и тайн. То же самое можно сказать про Екатеринбург и Красноярск. Лет через триста и у Новосибирска будут красивейшие мифы о городе.
Рождаются ли мифы в современном Новосибирске?
Несомненно. Совсем недавно мне рассказали новый миф о голубой женщине, правда, родом он из Барнаула. В Городской думе якобы была замурована женщина, которая влюбилась в человека низкого сословия. Обидевшийся муж на веки оставил ее в стенах здания, и теперь она периодически выходит, вся такая голубая... К этому привязали и трагические судьбы мэров Барнаула. Так же и у нас могут родиться мифы, хоть сегодня, хоть завтра. Некоторые из них будут отголосками недорассказанных в прошлом историй, другие — созданы в чьем-то уме с чистого листа.